Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Краткий обзор работы Института политики развития в 2021 году

2022-06-01 / Новости ИПР
Краткий обзор работы Института политики развития в 2021 году

Наблюдательный совет ИПР, созданный в ноябре 2020 года, осуществляет надзорные функции за деятельностью ИПР и его исполнительного органа, за соблюдением организацией законодательства и Устава, целевым и эффективным использованием средств. 30 марта 2022 года состоялось заседание Наблюдательного совета ОО «Институт политики развития» по итогам деятельности за 2021 год.

На заседании присутствовали члены Наблюдательного совета, Наталья ШИПП, исполнительный директор Ассоциации НКО по продвижению прав и интересов детей в Кыргызстане (очно); Мурат БАЙДЫЛДАЕВ, заместитель министра сельского хозяйства Кыргызской Республики (онлайн); Андрис ЯУНСЛЕЙНИС (Andris Jaunsleinis), эксперт по вопросам демократизации, системы местного самоуправления и реформ (онлайн); Гульмайрам УЧУГЕНОВА, экс-глава айыл окмоту Жерге-Тальского айылного аймака Нарынской области (онлайн), и члены правления ОО «Институт политики развития».

В числе других вопросов был рассмотрен годовой отчет ИПР о вкладе в устойчивое развитие. Журнал «Муниципалитет» публикует краткую версию отчета ИПР, адресованную всем партнерам организации.

Основные уроки

В 2021 году ИПР продолжал использовать комплексный подход, основанный на принципах: разграничение функций и полномочий между органами управления; верховенство интересов граждан; инклюзивность и учет интересов меньшинства; гендерный баланс; принцип «не навреди». Во все проекты включался комплекс работ, направленный одновременно: на усиление внутренних связей между органами управления и гражданами; усиление потенциала органов управления; усиление внешних связей сообществ и групп с государством и внешними сторонами; планирование, основанное на законодательстве и данных; применение инновационных методов управления и методов, ведущих к устойчивым изменениям. ИПР сотрудничает примерно с 250 муниципалитетами КР во всех регионах по разным проектам. Имеет трехсторонний меморандум с ГАГСМСУ и Союзом МСУ, что позволяет обеспечивать быстрые и эффективные коммуникации со всеми органами МСУ. Основные уроки, извлеченные ИПР:

  • не создавать параллельных структур, ослабляющих систему управления;
  • предоставлять финансовую помощь через бюджет, чтобы тренировать органы управления в управлении инвестициями и нести ответственность за результат;
  • учить органы управления теснее работать с гражданами; 
  • развивать горизонтальные связи между сообществами и органами управления;
  • вести организованный диалог с государством на национальном уровне.

Ключевые направления и результаты работы ИПР в 2021 году группируются в несколько тематических категорий, представленных ниже.

Расширение политических прав женщин

Главным событием 2021 года для местного самоуправления в Кыргызской Республике стали выборы депутатов местных кенешей, а самой важной особенностью выборов стала 30%-ная квота для лиц одного пола в составе советов. ИПР в числе других организаций принимал активное участие на всех этапах выборного процесса, поддерживая женщин в их стремлении расширить свои политические права на уровне местного самоуправления. В рамках нескольких проектов ИПР концентрировал всю свою деятельность вокруг принципа, согласно которому помощь женщинам нужна не только в освоении науки «Как стать депутатом?», но и «Как быть успешным депутатом?», что подразумевало не только подготовку к участию в выборах, но и подготовку к роли депутата. Принцип был реализован в дизайне Школы для депутатов-женщин, разработанном Проектом ГГПОМСУ. Подход оказался удачным и востребованным и был реплицирован в нескольких проектах, получивших поддержку различных доноров. В результате применения этого подхода около 200 женщин получили знания, которые позволили им результативно принимать участие в политической жизни местного самоуправления в качестве лидеров, а около 80 из них стали депутатами. Важным инструментом помощи кандидатам – как женщинам, так и мужчинам, стало Руководство для кандидата в депутаты местного кенеша, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики № 30 от 24 января 2021 г., разработанное при поддержке Проекта ГГПОМСУ. Руководство стало первым подобным документом в отношении избирательного процесса на местном уровне и помогло успешно пройти выборную кампанию множеству кандидатов – как женщин, так и мужчин. Всего информационной кампанией, которую ИПР провел при поддержке ПРООН, было охвачено около полумиллиона избирателей.

Несмотря на явные успехи и достижения, ИПР обнаружил внешние и внутренние вызовы в отношении продолжения работы в сфере продвижения гендерного равенства. К числу внешних факторов относится несоответствие многих международных принятых форм и методов работы по гендерным вопросам в сельских сообществах. Снижение уровня образования и бедность создают крайне негативную среду для развития данной сферы, что требует пересмотра философии и методов работы по вопросам гендера. Во внутренней среде выявился недостаток знаний по вопросам гендерного равенства у экспертов и консультантов ИПР на фоне общего дефицита и «универсальности» гендерных экспертов.

Участие граждан в МСУ

ИПР продолжает уделять большое внимание вопросу участия граждан в бюджетном процессе, поскольку убежден, что именно эта возможность позволяет повысить уровень взаимного доверия и сотрудничества между гражданами и органами МСУ, а гражданам позволяет на практике реализовать свое право на участие в ведении государственных дел. Так, усиление открытости органов МСУ привело к росту доверия к местному самоуправлению со стороны граждан, например, в целевых муниципалитетах Проекта ГГПОМСУ с 2012 года на 14 процентов выросла доля граждан, которые считают, что в органах МСУ нет коррупции. В 2021 году в целом по республике общественные слушания по бюджету провели 396 органов МСУ (по данным Проекта ГГПОМСУ), расчетное количество участников слушаний в 2021 году составило не менее 40 тысяч человек. 

Читать полностью...

 

Похожие материалы: