Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Поединок мусора с Иссык-Кулем. Кто кого? Обсуждаем проект регионального плана управления отходами в Иссык-Кульской области

2022-07-01 / Горячая тема
Поединок мусора с Иссык-Кулем. Кто кого? Обсуждаем проект регионального плана управления отходами в Иссык-Кульской области

Проблема утилизации ТБО на территории Кыргызской Республики не имеет системного решения на протяжении десятилетий. Вопрос управления твердыми бытовыми отходами передан в полномочия органов МСУ, включен в вопросы местного значения. Однако многолетняя практика показала, что органы МСУ в состоянии справиться с функциями сбора и вывоза мусора, однако не обладают потенциалом для утилизации отходов.

Особую озабоченность вызывает мусор, угрожающий национальному достоянию, – озеру Иссык-Куль, поэтому состоявшееся 23 мая 2022 года в Бишкеке обсуждение проекта Регионального плана по управлению твердыми бытовыми отходами (далее – ТБО), организованное Проектом УУМУ1 совместно с Союзом местных самоуправлений Кыргызской Республики, заслуживает особого внимания.

Согласно данным Государственного агентства охраны окружающей среды при Правительстве КР на 2018 год, в Кыргызской Республике насчитывается 406 свалок, которые занимают в общей сложности 616 гектаров земли. При этом законными или санкционированными свалками, имеющими соответствующий акт государственной регистрации, можно считать только 13% полигонов. В среднем, по Кыргызской Республике каждая свалка обслуживает около 19 тысяч человек, тогда как самоокупаемый полигон, по международным данным, должен быть рассчитан на 250-300 тысяч человек населения - это говорит о том, что количество свалок на территории страны превышает все рациональные показатели во много раз. 

Органы местного самоуправления, ответственные за утилизацию ТБО, продолжают регулярно обращаться с просьбой о трансформации земель для оформления новых и новых полигонов. Но это губительный для экологии путь развития данной отрасли. Однако у органов МСУ нет альтернативных решений в связи с тем, что ни один айылный аймак и большинство городских органов местного самоуправления просто не имеют и в обозримом будущем не будут иметь ресурсов для устройства и управления современным полигоном, так как его строительство требует первоначальных инвестиций в размере от 70 до 200 миллионов сомов, а средний годовой бюджет сельских органов МСУ в 2018 году составил только 24 миллиона сомов. Эти данные говорят о том, что в настоящее время ни один орган МСУ Кыргызской Республики не обладает достаточным ресурсным потенциалом, чтобы надлежащим образом организовать процесс утилизации ТБО в соответствии с современным требованиями. В мире национальные правительства стран все чаще берут на себя ответственность за управление утилизацией, переводя этот вопрос из категории местного в вопрос общегосударственного значения. 

В Кыргызстане сегодня налицо проблемы законодательного характера в сфере управления ТБО: размытая ответственность между уровнями управления; слабое регулирование ответственности уровней управления в сфере управления ТБО и др. Назрела необходимость изменений в сфере управления мусором. Их цель – уберечь будущие поколения от ситуации, когда мусор станет угрозой жизни, здоровью, социально-экономическому развитию населения КР. Но прежде чем перейти к изменению системы управления ТБО и зафиксировать направления в законодательстве, следует осуществить пилотное внедрение механизма управления ТБО, основанного на новых принципах разграничения ответственности. 

Используя опыт других стран, следует разработать территориальный или региональный план управления ТБО в пилотной области. В качестве пилотной была выбрана Иссык-Кульская область, где наблюдается неблагоприятная ситуация в отношении управления ТБО. Для обеспечения высокого качества экспертизы Проект УУМУ привлек к работе международного эксперта в области управления ТБО, Яниса ПРОЛСА из Латвии, имеющего многолетний опыт работы по организации подобных услуг в различных странах мира. Янис ПРОЛС при участии экспертов из Кыргызской Республики разработал проект регионального плана управления ТБО для Иссык-Кульской области. Янис ПРОЛС так оценил состояние управления отходами в регионе: «Ситуация в отношении управления отходами в Иссык-Кульской области вызывает тревогу, особенно в части утилизации. В регионе выраженным доминирующим методом утилизации отходов является их захоронение на свалках, куда попадает 85% от общего объема. Только 15% отходов не попадают на свалки: часть сортируется для вторичного использования на Балыкчынском мусоросортировочном заводе, небольшую (и неизвестную) часть для переработки собирают неорганизованные сборщики (учет не ведется), еще какой-то объем нелегально сжигается на местах образования отходов (учет не ведется). При поддержке местных государственных администраций и аппарата полномочного представителя Президента Кыргызской Республики в области мы провели инвентаризацию свалок в 57 муниципалитетах из 61 существующего в области и выявили 99 свалок. 

Все свалки, независимо от их статуса (легальные или нелегальные) являются источником загрязнения окружающей среды, и нередко вызывают недовольство населения (запах, горение, распространение легкой фракции и др.).  Только на четырех из 99 свалок осуществляется контроль приема отходов для захоронения: ограждение, охрана, сторожевая будка».

Современные методы управления отходами представляют собой сложный комплекс взаимосвязанных работ, включающих сбор и транспортировку отходов, их вторичное и повторное использование, включая переработку, сжигание отходов на мусоросжигательных заводах или захоронение отходов на специально оборудованных полигонах.

При выборе лучшей доступной технологии, позволяющей, как минимум, соблюдать требования нормативных актов, должны учитываться, в первую очередь, инвестиционные расходы и, во вторую очередь, эксплуатационные расходы, а также платежеспособность пользователя системы. В случае Иссык-Кульской области не менее важен тот факт, что управление ТБО должно быть региональным, участниками должны стать все органы местного самоуправления, прилегающие к озеру, поскольку реализация проекта немыслима без кооперации и сотрудничества муниципалитетов.  

Организуя, планируя и проводя хозяйственную деятельность с отходами, следует придерживаться приоритетной последовательности, отраженной на схеме 1. 

Стратегия должна определить, как минимум, достижение следующих целей. 

Цель первая – предотвращение. Необходимо предотвратить возникновение отходов, увеличить экономический рост и обеспечивать значительное уменьшение общего количества возникновения отходов, применяя лучшие возможности предотвращения возникновения отходов, увеличение эффективности использования доступных технических ресурсов и долгосрочное поощрение поведения потребителей.

Цель вторая – по отношению к уже произведенным отходам убедиться, что:

  • отходы не являются опасными или также не представляют большого риска для окружающей среды и здоровья;
  • большая часть отходов возвращается назад в экономический оборот, особенно используя переработку, а также возвращенные пригодными в окружающую среду (например, компост) или в безопасной форме;
  • количество захороненных отходов уменьшается до минимума и отходы уничтожаются или захораниваются безопасным для среды и здоровья человека способом;
  • отходы перерабатываются по возможности вблизи мест происхождения.

Учитывая цели, для Иссык-Кульской области критически важно решить проблему полигонов, чтобы прекратить разрастание количества стихийных свалок вокруг озера. Но организация современного полигона – сложный и дорогостоящий процесс, одному сельскому муниципалитету не под силу построить и содержать современный полигон. Поэтому эксперты предлагают организовать централизованный процесс утилизации (захоронения) отходов в Иссык-Кульской области, рассматривая несколько вариантов размещения полигонов. При этом органам МСУ совместно с районными и областной администрациями надо решить, какая территория области – вся или часть муниципалитетов – будет участвовать в реализации проекта. Предлагаемые альтернативы рассмотрены в Табл. 1. 

Чтобы система работала устойчиво, важно заранее побеспокоиться о ее устойчивости, и главное условие здесь – справедливый тариф, который платят все производители мусора. В настоящее время тарифная политика  не включает все расходы и не позволяет обеспечить надлежащее управление услугой. В муниципалитетах Иссык-Кульской области тариф,  как правило, устанавливается пятью различными  способами, что видно на примере города  Каракола2:

  • тариф для благоустроенных домов (квартиры) – 21 сом за одного человека в месяц;
  • тариф для неблагоустроенных домов (частные дома) – 25 сомов за одного человека в месяц;
  • тариф для клиентов, имеющих контейнеры, вместительностью 0,75 м3 – 268 сомов за 1 вывоз;
  • тариф для юридических лиц – 284 сома за м3;
  • тариф в случае самопривоза на свалку (оплата по талонной системе) – 73 сома за м3.

Однако наибольшая проблема в том, что тариф как таковой вообще существует только в 20 муниципалитетах из 63. 

18 мая 2022 года в г. Караколе проект плана прошел предварительное обсуждение со всеми главами муниципалитетов, акимами районов и полномочным представителем Президента по Иссык-Кульской области (всего 80 участников, из них 9 женщин). В процессе встречи многие главы поделились своим опытом решения проблемы сбора, вывоза и утилизации мусора через механизм межмуниципального сотрудничества. 

Алтынбек СУЛАЙМАНОВ, полномочный представитель Президента по Иссык-Кульской области: «Иссык-Кульская область – это «визитная карточка» Кыргызстана, ежегодно регион принимает до миллиона туристов, что является для нас, безусловно, экономической возможностью, но в то же время остро ставит вопрос об управлении мусором. Главная курортная зона страны должна быть исключительно чистой, ухоженной, и этот вопрос уже выходит за рамки исключительно местного значения, приобретая особую актуальность для всей Кыргызской Республики не только с точки зрения развития туризма, но и с точки зрения сохранения биосферной ценности и уникальности региона. Большое количество мелких стихийных свалок - это неприемлемая ситуация, с которой мы намерены справиться. Возможно, региональный план управления ТБО поможет нам организовать процесс наилучшим образом и разделить ответственность за ситуацию с мусором не только между органами управления, но и со всеми заинтересованными сторонами, включая бизнес, гражданское общество и население. В этом отношении крайне важно изменить отношение к управлению ТБО со стороны граждан: поскольку каждый гражданин является производителем мусора, то и участвовать в финансировании решения проблемы, платить справедливый тариф должен каждый. А обязанность властей - надлежащим образом организовать процесс сбора, вывоза и утилизации, рассчитать и установить справедливые тарифы, которые включат не только расходы на сбор и вывоз, но и расходы на создание и управление полигонов.  Только так мы сможем создать современную инфраструктуру – безопасные полигоны, которые не заставят нас краснеть перед потомками за замусоренное национальное сокровище – озеро Иссык-Куль».

23 мая 2022 года в г. Бишкеке 29 представителей государственных органов, международных организаций, экспертов (из них 14 женщин) смогли ознакомится с опытом Латвии в этой сфере, текущей ситуацией со свалками на территории Иссык-Кульской области, различиями между полигоном и свалкой, прогнозом производства ТБО; об улучшении управления ТБО, возможных альтернативах, ориентировочных необходимых инвестициях, тарифах, необходимых краткосрочных мерах – решениях, рекомендациях. Особая острота и актуальность вопросы была признана всеми участниками обсуждения, но детальные пути решения нужно обсуждать далее. 

А пока Янис ПРОЛС предлагает: 

«Необходимо реализовать в области незамедлительные улучшения, не требующие больших инвестиций. Конкретно возможно следующее.

Сократить количество малых свалок – закрыть хотя бы те, размер которых меньше 0,5 га ( их 37!). В двух случаях органы МСУ уже начали обсуждать эту возможность. 

Закрыть все свалки в прибрежной зоне озера - для начала хотя бы в трехкилометровой зоне вдоль берега, где летом наблюдается максимальное скопление туристов. Закрытие должно включать и сбор легкой фракции отходов, разнесенной ветром от свалок. Кое-где это постоянно делают местные жители, но ветер «не уважает» их усилия…

Можно создать маленькие перегрузочные пункты, установив контейнеры, вместимостью 8м3, в местах, где сельские жители могли бы сбрасывать отходы. Все согласны, но никто не  готов платить…

Раздельный сбор сейчас, кроме Балыкчы и свалки в Караколе, развивают частники, в том числе устанавливая контейнеры там, где наблюдается наибольшее скопление людей. Но не только частники – муниципальные предприятия вполне могут заниматься этим самостоятельно! 

Нужно искать места для новых полигонов (на севере, юге, западе, востоке области).  Процесс весьма сложный и длительный… Здесь крайне важны “правила игры”, чтобы учесть все особнности, потребности и интересы как населения, так и природы.

Но будущее Иссык-Кульской области – в руках ее жителей!». 

___________

1 Проект УУМУ (здесь и далее) – Проект «Улучшение услуг на местном уровне», финансируемый Правительством Швейцарии и выполняемый Хельветас и Институтом политики развития.

2  Постановление Каракольского городского кенеша №27 от 24.03.2017 «Об утверждении тарифов на вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов в г. Караколе».  

Похожие материалы: