Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Проект «Ынтымактуу жашоо» вдохновил многие органы МСУ на продолжение работы по предотвращению конфликтных ситуаций

2022-09-16 / Новости ИПР
Проект «Ынтымактуу жашоо» вдохновил многие органы МСУ на продолжение работы по предотвращению конфликтных ситуаций

В период с 6 по 23 июня 2022 года на территории 25 локаций, где при финансовой поддержке Европейского Союза реализуется Проект "Ынтымактуу жашоо", выполняемый организацией International Alert в Кыргызской Республике в сотрудничестве с Институтом политики развития и Национальным центром медиации (НЦМ), был проведен мониторинг процесса реализации данного Проекта.

«В 2021 году Институт политики развития провел обучение для органов местного самоуправления всех 25 муниципалитетов, в результате чего они разработали свои Планы работ на 2021–2022 годы, направленные на профилактику правонарушений, управление конфликтами и реализацию Концепции «Кыргыз жараны». Также они разработали грантовые заявки, позже поддержанные комиссией и профинансированные Европейским Союзом в виде технической помощи на сумму 1500 евро для каждого муниципалитета: оргтехники, музыкального оборудования, мебели, спортивного инвентаря, оборудования для онлайн-трансляций, оборудования для видеонаблюдения. Теперь муниципалитеты, используя полученное оборудование, проводят общественные мероприятия по профилактике правонарушений управлению конфликтами и знакомят свое население с Концепцией», – рассказал Султан МАЙРАМБЕКОВ, специалист по управлению грантами Института политики развития.

Каждый муниципалитет в рамках реализации грантового проекта выбрал решение одной или нескольких конфликтных ситуаций, остро проявляющихся на их территориях, которые можно объединить в три категории:

  • конфликты среди молодежи и школьников;
  • ресурсные конфликты;
  • конфликты между органами МСУ и населением.

Согласно требованиям Проекта «Ынтымактуу жашоо», грантополучатели должны были реализовать не менее двух мероприятий из Плана работы, а сумма софинансирования должна была быть не менее 10% от полученного гранта. В действительности все 25  грантополучателей превзошли все ожидания.  Общая сумма реализации 25 грантовых проектов составила 6 594 856 сомов, из них сумма гранта – 3 599 656 сомов или 55% от общей суммы, сумма софинансирования – 2995200 сомов или 45%, из них 1 616 400 сомов или 25% из местного бюджета. Вместо двух муниципалитеты реализовали по 3-4–6 мероприятий.

Из 25 грантовых проектов 13 были направлены на создание, открытие, возобновление работы информационных центров для молодежи, центров поддержки подростков, центры по профилактике конфликтов, общественные профилактические центры. Органы МСУ предоставили здание, кабинеты, сделали ремонт, на средства гранта закупили оргтехнику и мебель. Юристами ИПР был разработан проект Положения о деятельности данных центров. На базе центров созданы площадки для обсуждения и принятия решений по конфликтным вопросам и профилактике правонарушений. «Ценность данных центров заключается в том, что они расположены на нейтральной территории: в здании айыл окмоту, мэрии или библиотеке. Встречи и обсуждения здесь проходят в более спокойной атмосфере, нежели в отделениях милиции, где обстановка может оказывать негативное влияние на подростков и молодежь», – отметили инспекторы ИДН.

Важно отметить, что многие муниципалитеты провели мероприятия, которые не вошли в план, например в Бирликском айылном аймаке существует родник, расположенный между двумя республиками – Узбекистаном и Кыргызстаном. В летний период из-за нехватки воды возникают споры и конфликты между жителями сел Сох (Узбекистан) и Чечме (Кыргызстан). В этом году для решения этого вопроса встретились руководители двух сторон на уровне айылного аймака, обсудили данный вопрос и решили совместно очистить территорию родника силами жителей двух сел. Каждое село очищало свою территорию, после чего объем воды родника поделили поровну на два села. В результате конфликт был исчерпан.

Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления ИПР, видит большие перспективы для развития результатов Проекта «Ынтымактуу Жашоо»: «Участвующие в Проекте «Ынтымактуу Жашоо» муниципалитеты достигли впечатляющих результатов в сфере управления конфликтами потому, что сама природа данного вопроса близка и понятна органам местного самоуправления. Каждый айыл окмоту, каждая мэрия и каждый кенеш ежедневно функционируют в обстановке потенциального конфликта, пытаясь решить вопросы и проблемы самых разных групп одновременно. Муниципалитетам постоянно приходится «держать руку на пульсе сообщества», мониторить конфликтный потенциал, так как ни один муниципальный руководитель, служащий не хочет «горячего» конфликта на подведомственной территории. Для Института политики развития крайне важно то, что останется после реализации любого проекта в распоряжении органов МСУ, каков остаток на будущее, в чем выражается устойчивость результатов. В отношении Проекта «Ынтымактуу  Жашоо» ИПР видит факты устойчивости в том, что вовлеченные органы МСУ получили набор устойчивых и успешных инструментов управления конфликтами. К их числу смело можно отнести муниципальные планы профилактики правонарушений, управления конфликтами и реализации Концепции «Кыргыз жараны»; механизм местной инициативы, финансируемой из местного бюджета; информационные центры по управлению конфликтами, которые наш Институт снабдил типовым положением по организации работы. С помощью планов, центров, местной инициативы и обучения мы помогли органам МСУ создать «инфраструктуру» для управления конфликтом в виде человеческих, институциональных и физических ресурсов. Также важно, что муниципалитеты продолжили или начали внедрение новых форм организации работы с факторами и участниками конфликтов. Большого внимания заслуживает опыт Токмока  по проведению городского молодежного форума; «День без Интернета» в Тюпе; фестиваль  цветов, онлайн-трансляции сессий местных кенешей и многое другое. Вместе с тем ИПР считает необходимым продолжить работу в данном направлении. Например, в отношении информационных центров предстоит разработать устойчивую бизнес-модель, основанную на  организации платных услуг. Необходимо внедрить  принцип управления конфликтами и навыки  конфликт-анализа во все программы повышения квалификации муниципальных служащих. Для  этого ИПР будет сотрудничать с Академией  местного управления в Центральной Азии (АМУЦА) и другими партнерами». 

 

Похожие материалы: