Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Как живешь, район? или Как местная государственная администрация может объединить ресурсы для развития и решения проблем на районном уровне
Авторы: Айнура БАЛАКУНОВА, консультант ИПР; Алтынай БУЗУРМАНКУЛОВА, менеджер проектов ИПР; Абдували ХУДАЙБЕРДИЕВ, директор ЦПГО-Ноокат
Развитие регионов – сложный и комплексный процесс, который не приведет к улучшению жизни людей, если сами люди не станут активными участниками этого развития. Многие проблемы жизни сообщества и семьи решаются на уровне айылных аймаков. Но большое количество проблем невозможно решить усилиями только одного муниципалитета – не позволяют ни ресурсы, ни полномочия, и такие проблемы люди и организации часто адресуют районному уровню управления – местной государственной администрации (далее – МГА). Место и роль МГА в будущей административно-территориальной системы Кыргызской Республики пока не ясны, но жизнь не стоит на месте, и потому уже сейчас, каждый день, акимам и сотрудникам МГА приходится отвечать на потребности населения, бизнеса, разрабатывать свои программы социально-экономического развития (далее – ПСЭР) и выполнять их. При этом МГА и район в целом сталкиваются со множеством вопросов, найти ответы на которые невозможно в стенах акимиата, даже пригласив туда местных представителей министерств и ведомств. Гораздо результативнее диалог о развитии на районном уровне становится в том случае, если в процесс развития включаются самые разные группы интересов: представители бизнеса и гражданского общества, интеллигенции и уязвимых групп. Опыт создания платформы диалога для развития региона Институт политики развития получает1 в двух районах Кыргызской Республики – Ноокатском и Ат-Башинском. В данном номере журнала «Муниципалитет» представлены первые, промежуточные результаты работы платформы в Ноокатском районе, работа в котором ведется при активном участии и поддержке ЦПГО-Ноокат и лично Абдували ХУЙДАЙБЕРДИЕВА.
Координационный совет как платформа развития района
Под занавес уходящего 2022 года в городе Ноокате состоялось заседание Координационного совета по социально-экономическому разви-тию Ноокатского района Ошской области (далее – Координационный совет). Совет является консультативно-совещательным органом, образованным в целях координации взаимодействия государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, коммерческих, некоммерческих, международных и других организаций, а также активных граждан для более эффективного социально-экономического развития района.
Работа Координационного совета регулируется Положением, утвержденным приказом акима (главы) местной государственной администрации, согласно которому Координационный совет при работе руководствуется следующими принципами:
- соблюдения законности;
- прозрачности деятельности;
- взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих, некоммерческих, международных и других организаций, а также граждан по вопросам социально-экономического развития района;
- равенства прав членов Координационного совета при постановке и обсуждении вопросов, внесенных в повестку дня заседания Координационного совета, и принятии решений;
- исключения конфликта интересов;
- коллегиального, свободного и гласного обсуждения поставленных на заседаниях Координационного совета задач.
Набор членов Координационного совета от представителей гражданского общества и бизнеса был организован открыто – приглашались все желающие, которые должны были заполнить анкету для выражения заинтересованности. В результате поступило 60 анкет, из авторов которых, с учетом требований Положения, состав Координационного совета был сформирован в количестве 21 человека. В Состав Координационного совета вошли: заместитель акима района, специалисты МГА, специалисты государственных органов, представители исполнительных органов МСУ, депутаты местных кенешей, представители организаций гражданского общества и бизнеса. Председателем Координационного совета стал заместитель акима района, а заместителями – представители гражданского общества и бизнеса. Для эффективной организации процесса взаимодействия совета с МГА разработан план работы.
Одной из приоритетных задач совета является содействие в разработке районной ПСЭР таким образом, чтобы обеспечить учет интересов и потребностей различных групп населения. Начинать такую работу следует с изучения потребностей, для чего советом были проведены фокус-группы, которые помогли определить список из 51 проблемы.
Список проблем был обсужден на декабрьском заседании, где совет решил изучить выявленные проблемы для выработки рекомендаций местной государственной администрации и другим заинтересованным сторонам.
Помощь национальных бизнес-ассоциаций
Помимо выявления проблем, в работу Координационного совета входил анализ ситуации, в выполнении которого большую помощь совету оказали национальные бизнес-ассоциации в сфере туризма и развития женского предпринимательства.
С анализом ситуации в сфере женского предпринимательства на заседании выступила заместитель Координационного совета, председатель ассоциации предпринимателей С. ИСРАИЛОВА, рассказав об основных проблемах сферы: низком уровне информированности женщин в отношении процедур регистрации и ведения предпринимательской деятельности (бизнеса), недостаточном доступе к финансам и помещению, недостаточном уровне взаимодействия между предпринимателями и др. В качестве рекомендаций лидер ассоциации предложила открыть центр для предпринимателей, провести обучение по повышению финансовой грамотности женщин, организовать фестивали и ярмарки с участием женщин-предпринимателей и самозанятых женщин, распространить информацию о государственной программе по поддержке женского предпринимательства. В ходе обсуждения члены Координационного совета также отметили другие выявленные проблемы, имеющие отношение к предпринимательству. Особо были отмечены проблемы ирригации на уровне местных сообществ.
По теме перспектив развития туризма в регионе выступила Г. ТОКТОРОВА, специалист МГА по социальным вопросам. В основу выступления легли результаты фокус-групп и заключение экспертов от Кыргызской Ассоциации Туристических Операторов (КАТО). Среди наиболее актуальных проблем, препятствующих развитию туризма в районе, отмечены: недостаточная информация о туристических ресурсах, отсутствие данных инвентаризации туристических объектов, недостаток информации о передовом опыте и успешных практиках в сфере регионального туризма. Для решения проблем в отрасли были предложены следующие рекомендации:
- определить ответственного специалиста, который будет курировать вопросы развития туризма;
- разработать реестр туристических ресурсов;
- разработать реестр нематериального наследия;
- проводить встречи с туроператорами;
- улучшить инфраструктуру – заасфальтировать дорогу (15 км) до зоны отдыха Кара-Кой, чтобы улучшить условия для пребывания туристов.
Интересным и существенным стало перекрестное обсуждение тем: участники пришли к обоснованному выводу о том, что развитие туризма будет благоприятно влиять на развитие женского предпринимательства.
Совет обсудил еще один, сугубо практический вопрос по налогообложению предпринимателей. По мнению специалиста А. МАЛИКОВА, проблемой отрасли является недостаточное понимание молодыми женщинами-предпринимателями последствий нарушения требований законодательства в сфере налогообложения. В последнее время участились случаи вовлечения молодых женщин в разные недобросовестные финансовые «схемы», когда некоторые женщины для участия в этих «пирамидах» регистрируются в качестве предпринимателей, но затем не продолжают свою деятельность, не сдают отчетность.
Совместное планирование – совместное выполнение
Координационный совет отметил важность решения не только этих, но и других проблем, сформулированных в ходе проведения фокус-групп. Совет решил создать рабочие группы для детального изучения проблем, определения сфер ответственности, а также отдельную рабочую группу по приему предложений от членов местного сообщества и рабочую группу по мониторингу.
Б. АБДУВАПОВ, заведующий отделом экономики МГА, представил структуру ПСЭР района, проект программы и подчеркнул, что дальше потребуется анализ показателей каждой сферы, внутри каждой будут определены приоритеты и разработаны подпрограммы. К программе будет разработан план мероприятий, где внимание будет обращено на компетенцию районной государственной администрации. О тех вопросах, решение которых не входит в полномочия районной администрации, будут проинформированы соответствующие уполномоченные органы. Планируется также, что члены совета примут активное участие в реализации и мониторинге программы.
__________
1 В рамках Программы «Эффективное управление для экономического развития (EGED) благодаря поддержке Института политики развития при финансировании FCDO через ACTED.
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!
-
№8 (142) / 2023-09-07 Вопросы местного значения – все знают, что они есть, но никто их не «щупал»