Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Рекомендации органам МСУ и местным государственным органам управления по развитию женского предпринимательства
Авторы: Нураим МАНАПБАЕВА, привлеченный эксперт ЖФ «Курак»
Нураим МАНАПБАЕВА, привлеченный эксперт Женского форума «Курак», представляющего интересы женщин-предпринимательниц, в рамках поддержки разработки районных ПСЭР для Ат-Башинского и Ноокатского районов, встретилась с женщинами-предпринимательницами, чтобы обсудить с ними меры, которые могут и должны быть приняты государством и местным самоуправлением, чтобы создать более благоприятные условия для женщин, желающих вести собственный бизнес, пусть и совсем небольшой.
Предметом обсуждения стал ход исполнения Программы поддержки и развития женского предпринимательства в Кыргызстане на 2022- 2026 годы, которая была принята в конце 2021 года. Документ достаточно подробно описывает действия, направленные на более активное вовлечение женщин в бизнес, тем не менее, встречи показали отсутствие у женщин, проживающих в Ат-Башинском и Ноокатском районах, осведомленности о программе. О программе не знала ни одна из участниц, хотя многие задумывали открыть свое дело или уже вели предпринимательскую деятельность. Это говорит о том, что на местах отсутствует должный уровень коммуникаций между госорганами и местным сообществом по реализации госпрограмм, проводится мало разъяснительных мероприятий по поддержке женского предпринимательства.
В ходе встреч участницы семинара рассказали, что отсутствие достаточной информации о мерах поддержки женщин, страх столкнуться с коррупцией, гендерные стереотипы мешают им вовлекаться в экономическую деятельность, чтобы иметь ресурсы экономически поддерживать свою семью. Слабый уровень коммуникаций с властью приводит к тому, что женщина из глубинки, которая решит открыть свое дело, не имеет возможности самостоятельно оценить его потенциал, подготовить бизнес-план, получить доступ к источникам финансирования. Но задачи поддержки семьи никто не отменял, и женщины с большим предпринимательским потенциалом либо уходят в неформальную занятость, либо уезжают в трудовую миграцию, где часто вынуждены заниматься низкоквалифицированным трудом, чтобы заработать. Оба этих фактора, хотя и помогают семьям выжить, но серьезно подрывают экономический потенциал регионов, вымывая нужные трудовые ресурсы, сокращая возможности развития за счет открытия женщинами частных предприятий и, следовательно, создания рабочих мест.
Требуется более активное информирование женщин-предпринимательниц и вовлечение наиболее активных из них в проведение информационных кампаний, связанных с возможностями женского предпринимательства, на республиканском и местном уровнях; в мероприятия по повышению финансовой и коммуникационной грамотности; участие в различных объединениях; обучение основам маркетинга, особенно в части конкурентоспособности продукции и продвижения товаров.
Нужно провести анализ роли женщины и ее вклада в экономическое развитие каждого из двух районов. Важно выявить наиболее конкурентоспособные направления женского предпринимательства, и на этой основе создать программный документ с определением мер поддержки, который поможет реализации имеющегося потенциала и, следовательно, госпрограммы. Такая работа может быть проведена органами местного самоуправления и объединениями местных предпринимательниц, а ее итог в виде документа передан властям для принятия необходимых решений.
Такая мера важна для тех женщин, кто пока находится либо в риске трудовой миграции, либо в риске ухода в неформальную занятость, и не видит иных возможностей для самореализации. Чтобы оставить их жить в регионе, необходимо проводить семинары и тренинги по бизнес-ориентированию и реализации своего предпринимательского потенциала, информированию о возможностях открытия собственного дела, а также снабжать полноценной информацией о доступе к ресурсам, информацией по законодательству и налогообложению. Уже существующие объединения женщин-предпринимательниц могли бы начать практику кураторства/наставничества над начинающими, чтобы помогать в процессе как подготовки, так и реализации бизнес-планов, финансового планирования и бюджетирования.
Важно развитие общинных СМИ, локальных интернет-сайтов, включение в контекст СМИ специализированных рубрик с упором на разъяснительный контекст, способный через ответы на важные вопросы вовлечь женщин на местах в более активное занятие предпринимательством. Кроме того, это могло бы способствовать созданию коммуникационных площадок, открытого диалога с участием представителей региональной власти, гражданского общества, бизнеса, их сближению для совместного решения задач.
Необходимо повышение правовой и финансовой грамотности, обучение предпринимательству, развитие аналитических навыков, обучение маркетингу. В настоящее время большинство таких образовательных программ доступно жителям городов, но не сельским жителям. Проблема могла бы быть решена за счет проведения онлайн-тренингов и онлайн-курсов, но, и участницы на это указали, им не хватает навыков цифровой грамотности. Остро стоит вопрос создания специальных курсов для женщин-предпринимательниц, проживающих в сельской местности, по развитию цифровых компетенций, это обеспечит возможность подключения к образовательным программам и платформам, участию в конференциях, а также научит работать с цифровыми сервисами государственных органов. Проблемой, напрямую связанной с правовой грамотностью, является отсутствие навыков работы с нормативными актами и документами, работы с источниками информации, налоговой и иной отчетной документацией.
В сфере повышения финансовой грамотности для женщин-предпринимательниц важно обратить внимание на вопросы налогообложения, существующих налоговых режимов, уплаты страховых взносов, видов организации деятельности, а также социальной ответственности бизнеса, своевременной уплаты налогов и предоставления других видов отчетности, формируя, таким образом, среди них культуру ответственного бизнеса. К сожалению, высокий уровень правовой и финансовой неграмотности также «тормозит» развитие предпринимательской инициативы, ограничивает возможности раскрывать свой потенциал, искать проекты поддержки, или же быстро сворачивать свое дело из-за возникающих трудностей на фоне изначальной нехватки знаний.
Женщин в бизнесе нужно обучать основам маркетинга, оценки и анализа возможностей, профессионально ориентировать, чтобы предоставить участницам возможность реализовать свои бизнес-идеи. Без понимания своего места на рынке, анализа конкурентов, востребованности продукции, ее продвижения как начинающие, так и уже активно работающие бизнесмены могут столкнуться с рядом сложностей, о которых либо нужно заранее знать или же предвидеть их возникновение. Просто так, «на пустом месте» начать свое дело в настоящее время уже не получится, затея будет обречена на провал, и многие участницы семинара указывали на важность маркетинговых знаний. Вероятно, на первом этапе будущим предпринимательницам необходимо прописывать все алгоритмы действий на основе нормативных документов и программ, предоставить готовые шаблоны документов, чтобы иметь возможность потом все отработать на практике.
Работу с женщинами-предпринимательницами важно строить на тесном взаимодействии, основанном на понимании их вклада в развитие экономики региона. Поэтому необходимо иметь устойчивый канал коммуникаций для обмена информации и постоянной связи, оказывать содействие в поиске или предоставлении помещений для открытия своего дела, других площадей. Для этого необходимы регулярные курсы для местных властей по программам женского предпринимательства, по коммуникациям с сообществами. Только при таком тесном контакте возможно продвижение инициатив. То же самое относится к коммуникациям с некоммерческими организациями, оказывающими содействие, консультационные услуги женщинам-предпринимательницам. В свою очередь, им самим нужно более активно объединяться в различные ассоциации или находить другие формы кооперации для продвижения собственных инициатив, участия в проектах, получения доступа к грантовым средствам или госпрограммам поддержки.
Коротко мероприятия, которые будут способствовать улучшению условий развития женского предпринимательства и которые можно включать в местные программы социально-экономического развития, можно сформулировать следующим образом.
- Содействие открытию специальных курсов по цифровой грамотности.
- Содействие разработке мобильных приложений для женщин-предпринимательниц по обучению правовой и финансовой грамотности.
- Внедрение курса обучения женщин-предпринимательниц основам маркетинга, предпринимательской деятельности, правовым вопросам, деловой этике, правилам ведения переговоров. Данные тренинги могут быть разработаны для очного и дистанционного обучения.
- Проведение тренингов по эффективным коммуникациям между госорганами, НКО, женщинами-предпринимательницами, донорским сообществом.
-
Проведение круглых столов с представителями крупного бизнеса, банковского сектора, госоргановдля оказания содействия женщинам-предпринимательницам из регионов в открытии своего дела, формировании комфортной среды и преодолении гендерных стереотипов (на национальном уровне).
-
Проведение встреч с национальными бизнес-ассоциациями, успешными предпринимателями на местном уровне для мотивации женщин и консультаций.
-
Разработка и создание Интернет-ресурсов для женщин-предпринимательниц с размещением всех необходимых ссылок, включая донорские проекты и программы господдержки, в том числе специальные кредитные линии, информации о выставках и форумах.
-
Проведение точечных информационных кампаний, направленных на улучшение условий развития женского предпринимательства.
-
Развитие сети объединений женщин-предпринимательниц.
-
Изучение возможности разработки законодательных или нормативных документов для улучшения условий развития женского предпринимательства.
-
Представленный набор рекомендаций не носит исчерпывающего характера, но поможет в краткосрочной и среднесрочной перспективах изменить ситуацию и усилить потенциал женского предпринимательства в регионах.
Похожие материалы:
-
№11 (157) / 2024-12-09 Обучение будущих женщин-депутатов местных кенешей: результаты и перспективы поддержки Проекта УУМУ
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!