Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Реформа в Бишкеке: вместо МТУ появятся городские управы. А что изменится для горожан?

2023-05-15 / Горячая тема
Реформа в Бишкеке: вместо МТУ появятся городские управы. А что изменится для горожан?

Бишкекчане привыкли ругать городские власти, адресуя им множество жалоб и претензий. Главной мишенью недовольства традиционно остается мэрия и мэр лично. Однако все знают, что в Бишкеке есть три уровня местного самоуправления – четыре районные администрации и 22 муниципальных территориальных управления (далее – МТУ). Казалось бы, МТУ как самый нижний уровень самоуправления должен быть главным партнером горожан и решать большинство их проблем, связанных с полномочиями органов МСУ. Однако в средствах массовой информации и социальных сетях можно заметить, что люди все же ждут реакции мэра, депутатов городского кенеша, муниципальных предприятий. И это справедливо, поскольку и мэрия, и депутаты, и поставщики услуг несут ответственность перед горожанами за качество жизни в городе. Но учитывая количество вопросов ежедневно возникающих в городе-миллионнике, становится понятно, что ждать большой чувствительности к каждому жителю со стороны перечисленных выше структур несколько наивно. Логично предположить, что ближайшее к горожанину звено – МТУ – может и должно взять на себя значительную часть вопросов, которые волнуют жителей столицы. Вместе с тем блиц-анализ новостей в Интернете и социальных сетях показал, что МТУ вроде бы и занимаются проблемами горожан, но как-то невнятно. Большинство новостей о работе МТУ сводится к организации субботников, вручению подарков пенсионерам и ветеранам, проведению рейдов, например, на предмет написания коммерческих вывесок на двух языках. Слов нет, эта работа важная и нужная. Однако горожане продолжают обращаться со своими запросами к мэру, депутатам, поставщикам услуг, хотя те гораздо дальше и гораздо менее доступны. Больше того, «злые языки» шепчут, что МТУ и созданы были только для того, чтобы поддерживать административный ресурс во время выборов, а для хозяйства непригодны. И вот в новостях появилась информация о том, что мэрия планирует реформу, в ходе которой роль МТУ, их форма и даже количество существенно изменятся. Повлияет ли это на жизнь горожан? Действительно ли сократится время ответа на запросы граждан, улучшится ли доступ к услугам? Или реформа – это просто очередное переименование органов управления и перестановка чиновников, от которой существо дел никак не изменится? Лучше всех на данные вопросы может ответить только главный организатор и инициатор реформы – мэр Бишкека Эмилбек АБДЫКАДЫРОВ, который любезно согласился ответить на вопросы журнала «Муниципалитет».

– Эмилбек Мырзакулович, чем вызвано решение реформировать МТУ? Это довольно неожиданно: все привыкли, что МТУ – всего лишь необходимый инструмент проведения рейдов и организации выборов, а действительно важные вопросы городской жизни решают районные администрации и мэрия. Что изменилось?

– Во времена своего создания МТУ были прогрессивной формой управления, которая приближала местное самоуправление к людям, обеспечивая минимально необходимую форму самоорганизации граждан, создавая «мост» между горожанами и мэрией. Однако с тех пор произошло немало изменений как в системе местного самоуправления, так и в самом Бишкеке.

Во-первых, долгое время инфраструктура города нуждалась в значительных капиталовложениях, которые невозможно было обеспечить не только в пределах одного МТУ, но и в масштабах целого района. Мэрия десятилетиями вынуждена была работать в «пожарном» режиме, решая насущные, но большие проблемы мегаполиса. Возьмем, к примеру, дороги, новостройки. Ни одно МТУ не справилось бы с ремонтом и строительством центральных магистралей, благоустройством целых микрорайонов и другими подобными масштабными задачами. Конечно, мы и сейчас далеки от идеала, и город по-прежнему сталкивается с большим количеством глобальных проблем, но нельзя не признать, что многие из задач «пожарного» характера уже решены. 

Во-вторых, не всегда можно эффективно организовать решение вопроса местного значения и организацию предоставления качественных услуг на районном уровне. Не всегда на рынке есть частные поставщики, которые имеют достаточно потенциала (техники, людских и иных ресурсов), чтобы справиться с объемом услуг на уровне района. В этом мы убедились на примере аутсорсинга услуги по сбору и вывозу мусора в Октябрьском районе г. Бишкека. В конце концов районные администрации стали в некотором смысле «передаточным» звеном между мэрией и МТУ, отдаленным от населения, и не всегда качественно и полностью выполняющим свою роль по решению вопросов в районе. В общем, по нашему мнению, пришло время децентрализовать  городское самоуправление, передав решение  мелких оперативных задач на более близкий к  людям уровень управления. Но МТУ в том виде, как они есть сейчас, для такой работы не вполне готовы. Но дело не только в МТУ, нужны усилия,  чтобы изменить систему управления в городе в целом, включая подразделения мэрии, районные администрации, муниципальные предприятия.

– Каковы официальные цели реформы и как эти намерения «вписываются» в рамку реформ, которые происходят сегодня в Кыргызской Республике в сфере развития регионов и местного самоуправления?

– Именно эти реформы, инициатива которых принадлежит Президенту КР, и стали основой для принятия решения в отношении реформы в Бишкеке. Мы увидели возможность и необходимость реформы городского самоуправления в духе и букве Указа Президента Кыргызской Республики «О дальнейших мерах по совершенствованию административно-территориального устройства и развитию регионов Кыргызской Республики», Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года. 

Официальная цель реформы – оптимизация и повышение эффективности деятельности подведомственных и территориальных подразделений мэрии города Бишкека. Проще говоря, цель – навести порядок во взаимоотношениях между уровнями управления, приблизить центры принятия решения к людям, освободить мэрию для решения стратегических вопросов. Но чтобы начать, нужен был анализ ситуации, на основе которого должна быть выстроена новая модель управления. Поэтому через Агентство развития города и при финансовой и организационной поддержке Института политики развития мы создали Рабочую группу из числа сотрудников мэрии г. Бишкека и ведущих экспертов в области развития местного самоуправления. В частности, рабочую группу вошли эксперты Бекболот БЕКИЕВ, Салих МУРЗАЕВ, Жалалбек БАЛТАГУЛОВ, Венера БОЛТОБАЕВА, Бектурган ОРОЗБАЕВ, а также заведующие отделами центрального аппарата мэрии города Бишкек. Работу группы возглавили первый вице-мэр города Бишкек Мирланбек БАЙГОНЧОКОВ и Азиз САДЫРБЕКОВ, руководитель аппарата мэрии и экспертной группы. Со стороны Агентства развития города рабочий процесс поддерживали директор Курманбек МОЛДОКУЛОВ и заведующий сектором по МСУ Улан АСАНКУЛОВ.

Перед группой стояли следующие задачи: упорядочение структуры и функций подразделений органов МСУ Бишкека для создания более компактной, высокоэффективной и пользующейся у населения доверием системы управления, классификация функций по типам, выявление дублирования. 

Иными словами, рабочая группа изучила, кто какие задачи в системе управления решает фактически, кто кому мешает, кто выполняет не свою работу и так далее. Например, в ходе работы было выявлено дублирование задачи по учету и обеспечению работы лифтов. Обнаружились виды работ, которые мэрия Бишкека вообще выполнять не должна (несвойственные функции). Также группа вновь зафиксировала наличие распространенной проблемы – некоторые свои задачи государственные органы переложили на мэрию без соответствующего требованиям законодательства делегирования. Например, содействие полноте поступления местных налогов и сборов. Еще одна проблема – функции и полномочия, которые не имеют конкретики в исполнении. Например, районная администрация «изучает спрос и конъюнктуру потребительского рынка, создает условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Совершенно  непонятно, каким образом, что именно и для чего делает администрация в направлении изучения спроса и конъюнктуры потребительского рынка. Кроме того, группа выяснила, что некоторые функции контроля избыточны, а некоторые вообще не имеют предмета и мер контроля.

Эксперты, входящие в рабочую группу, встречались с работниками МТУ, подразделений мэрии и муниципальных предприятий, сделали анализ документов, регулирующих деятельность местного самоуправления Бишкека. Таким образом группа «нарисовала» современный «портрет» МТУ и районных администраций, который хорошо высветил проблемы и недостатки организации их работы.

В результате рабочая группа рекомендовала мэрии пути реформирования нижнего уровня местного самоуправления, предложила оптимизировать территориальные органы управления мэрии города, полно и точно определить их компетенцию; разграничить полномочия между ними и другими муниципальными органами и службами, между государственными и муниципальными органами, предложить новые формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении  вопросов местного значения. 

– Звучит очень правильно с точки зрения системы управления, но как это будет выглядеть на практике? Что произойдет с МТУ?

– Вместо двух уровней управления – районных администраций и МТУ – будет создан один уровень управления – городские управы, которые будут обслуживать оптимальное количество горожан – меньше, чем районы, но больше, чем МТУ. То есть, вместо 4 районных администраций и 22 МТУ в Бишкеке появится около 12 городских управ, предполагаемый охват населения для каждой составит 90-100 тысяч человек. Городские управы будут наделены более существенным объемом полномочий и будут более финансово самостоятельными, чем МТУ, и будут ближе к горожанам, чем районы.

На первом этапе планируется внедрить данную модель управления в пилотном режиме в Свердловском районе города, где будут функционировать три городские управы. 

– Действительно, создание 12 сильных и самостоятельных органов управления вместо 26 с неясными полномочиями, – это оптимизация. Но что это изменит для жителей города? 

– Реформа, прежде всего, делается не для того, чтобы облегчить жизнь чиновников, а чтобы улучшить условия жизни горожан. Конечно, мы ожидаем, что новая система управления позволит нам повысить уровень удовлетворенности горожан работой местного самоуправления. В первую очередь, должны стать более доступными услуги – муниципальные, социальные и услуги жизнеобеспечения.

Если говорить более конкретно, то городские управы сами будут отвечать перед жителями за организацию услуг жизнеобеспечения. Например, они будут выбирать поставщика услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. И если поставщик будет работать недостаточно хорошо, чтобы жители были довольны, то городская управа будет в состоянии решить вопрос – или подействовать на поставщика услуги, чтобы он улучшил качество и доступность услуги, или даже заменить его на другого.

Также городские управы сами будут откликаться на просьбы и обращения горожан, тогда как сегодня МТУ в большинстве случаев только переадресуют обратившихся к поставщикам услуги или районной администрации или мэрии. Фактически МТУ стали просто диспетчерами, которые направляют людей по нужным адресам. А городские управы будут сами решать проблемы жителей.

– А в отношении каких услуг, кроме сбора и вывоза мусора, городские управы будут уполномочены реагировать на обращения горожан? Станет ли городская управа центром власти (местного самоуправления), где любой горожанин сможет решить все свои вопросы взаимодействия с городом?

– Нельзя сразу, одним решением устранить все накопившиеся проблемы, и не существует «волшебной палочки», с помощью которой мы создадим универсальные центры обслуживания по всем услугам сразу. Будем действовать постепенно. На данный момент в планах передача городским управам полномочий по организации услуг в сфере санитарной очистки, благоустройства (например, обрезки деревьев), озеленения территории, ремонта локальных дорог и тротуаров (но не строительства) и др. И это уже немало для начала, хотя все хотят большего, в том числе, и мэрия.

Так, в среднесрочных планах расширить компетенцию городских управ, чтобы они могли предоставлять больше различных муниципальных услуг населению по принципу «единого окна», а также организация на базе городских управ центров обслуживания населения (ЦОН) в  новом качестве. Сегодня в ЦОНах граждане могут получить часть государственных услуг, но идеальной ситуация станет тогда, когда человек действительно в одном месте сможет получить не только государственные, но и муниципальные услуги и услуги жизнеобеспечения. Кстати, к таким решениям нас подталкивает цифровизация платежей. В самом деле, если есть возможность организовать оплату в одном месте – через платежные терминалы, но почему-бы и другие виды услуг не организовать по этому же принципу? Однако это не так просто, как кажется. Потребуются большие усилия по внесению соответствующих изменений в нормативную правовую и регулятивную базу, совершенствованию цифровых платформ и так далее. Но первый шаг сделан, и он полностью отвечает концепции «государство и местное самоуправление для гражданина», а не наоборот.

– Но сами по себе полномочия и права не означают, что проблемы начнут решаться. Никакой закон не улучшит дорогу, если не будет асфальта и техники, а их нужно купить. Откуда городские управы возьмут деньги для выполнения своих задач? Не появится ли какая-либо новая финансовая нагрузка на горожан?

– Ни в коем случае горожане не будут платить за работу городских управ больше, чем они сейчас вносят в бюджет города как налогоплательщики. Мы изменим схему финансирования внутри города – у нас есть для этого права – и у городских управ будут свои бюджетные средства, распоряжаться которыми они будут самостоятельно. Например, сами будут решать, какую улицу ремонтировать в этом году, какую – в следующем. И это очень сильно отличает городские управы от МТУ, которые своих бюджетных ресурсов не имели. Но и отвечать им придется больше – как перед мэрией, так и перед гражданами. Не случайно в проект положения о городских управах мы заложили обязательное требование проведения мониторинга услуги и измерения уровня удовлетворенности граждан работой городской управы. Другой вопрос, что для качества и доступности услуг крайне важна собираемость платежей и обоснованность тари-фов, и это – ответственность горожан и поставщиков услуг. Ожидается, что городские управы будут взаимодействовать как с поставщиками услуг, так и с горожанами, чтобы обе стороны выполняли свои обязательства. Без этого устойчивость и качество услуги невозможны. И в целом – работа с людьми останется главным приоритетом городских управ, они должны стать реальным, работающим органом местного самоуправления, способным решать вопросы горожан.

– А будет ли организован канал обратной связи? То есть, появится ли у горожан больше возможностей принимать участие в жизни города, влиять на его развитие, хотя бы в пределах территории городской управы? Смогут ли организации гражданского общества найти в лице городских управ эффективных партнеров для реализации совместных проектов?

– Конечно, работа с людьми означает, в том числе, и совместные действия, мероприятия, проекты по развитию территории. Мы еще продолжаем работать над конкретными механизмами, но в целом законодательство уже установило много требований и возможностей для органов МСУ обеспечить прямое участие горожан в местном самоуправлении. Например, возможны общественные слушания по программным документам и бюджетам городских управ, местные опросы, голосования в пользу реализации того или иного проекта и др. И это, кстати, станет гораздо более эффективным каналом взаимодействия с горожанами, чем есть сейчас, когда мэрия ни физически, ни по смыслу не в состоянии выслушать и учесть каждый приоритет, а перед районными администрациями такая задача не стоит. И здесь мы приглашаем организации гражданского общества, городскую общественность, группы граждан к сотрудничеству, чтобы наполнить работу городских управ людьми с двусторонним движением идей и совместных действий. Для реализации реформы с учетом мнения горожан нам понадобится разработать немало методик, руководств, механизмов, практик. Пригодится любая помощь.

– Что изменится для мэрии и для вас лично?

– Ни я, ни центральный аппарат мэрии не должны работать в режиме «пожарных», бросаясь на «латание» текущих «дыр» в городской жизни. Честно говоря, именно такая роль мэрии не позволяет городу увидеть свое будущее и приступить к его формированию. Я лично и центральный аппарат должны сосредоточить усилия на стратегических вопросах развития города, создания его нового будущего, внедрения новых технологий, создания креативных городских пространств, реализации инновационных проектов в сфере организации общественного транспорта, улучшения окружающей среды, открытия новых возможностей для взаимодействия с горожанами для того, чтобы мэрия и жители города по-настоящему стали союзниками в достижении одной цели – превращения Бишкека в оазис благополучия и образцовый с точки зрения условий жизни мегаполис Центральной Азии. Нам досталось неплохое наследство от прошлых поколений, которое позволило городу развиваться последние тридцать лет. Но сейчас ситуация и требования среды и населения меняются так быстро, что, если мы не переключимся на решение стратегических вопросов, прекрасное будущее Бишкека, в котором я не сомневаюсь, будет отложено на неопределенный срок.

– От имени читателей журнала «Муниципалитет» желаем вам эффективной реализации реформы в интересах жителей столицы!

Беседу вела Надежда ДОБРЕЦОВА, главный редактор журнала «Муниципалитет» 

 

Похожие материалы: