Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Развитие туризма в районах Кыргызстана: неизведанные маршруты – упущенные возможности, или что могут сделать местная государственная администрация и орган МСУ?
Ирена БАЙТАНАЕВА, по заказу журнала «Муниципалитет»
Туризм – универсальная отрасль экономики для Кыргызстана. Почти у всех территорий есть собственный туристический потенциал для внешнего и внутреннего туризма. Почти все местные государственные администрации и органы местного самоуправления записывают в своих программах туризм в качестве одного из приоритетных секторов экономического развития. Однако что именно и как именно может сделать власть, чтобы получить реальные результаты в виде туристов и доходов от туристов? И как увеличить этот доход, создать рабочие места, оживить местные услуги и производство? На эти вопросы госадминистрации и органы МСУ часто ответить не могут.
В Ноокатском и Ат-Башинском районах Кыргызская ассоциация туризма (КАТО) впервые в 2022 году провела исследование, которое помогло оценить возможности развития туризма в двух районах, находящихся довольно далеко друг от друга, но имеющих общие проблемы в развитии сектора: в обоих регионах высок потенциал для развития приключенческих, граничащих с экстримом, видов туризма. Незаурядных гостей могут привлекать разнообразные горные ландшафты, таящие в себе восхитительные риски и раскрывающие роскошь многоликой природы.
Ассоциация предложила создать региональные туристические бренды и выразила готовность помогать местным властям, если последние всерьез возьмутся за продвижение туристического компонента в программах социально-экономического развития районов.
Глава КАТО Нурбек САПАРОВ делится результатами исследования и размышляет о будущем туризма в регионах и не только.
Три главные рекомендации: реестр турпродуктов, туристическая емкость и дестинации
Сейчас в районных программах развития «туризма мало», если не сказать, что вовсе нет. В своем исследовании мы предлагаем три этапа продвижения. Первым делом нужно изучить рынок. Так, ни в одном из районов не имеется кадастра привлекательных природно-культурных объектов – реестра достопримечательностей, из которого можно было бы сделать турпродукт. Что имеется в виду под привлекательным объектом? Небольшое озеро или красивый камень у этого озера, водопады, пещеры, оригинальные и выпускаемые только в этом регионе продукты, рукотворные или исторические памятники, элементы декоративно-прикладного исскуства и народных ремесел. К сожалению, таких реестров нет ни у бизнеса, работающего в этих регионах, ни у властей.
Второй шаг – определить туристическую емкость, то есть предельную численность туристов, которых регион готов принять и обслужить. Зачем это надо? Чтобы избежать чрезмерного прибытия гостей, последствия которого негативно отражаются на состоянии природы и качестве услуг. Нужно понимать, сколько человек может принять та или иная туристическая зона. Как и во многих других сферах жизни, в туризме нужно стремиться не к количеству, а к качеству. Например, в Чуйской области туры выходного дня способствовали тому, что экосистемы ущелий Аламедин, Ала-Арча, Иссык-Ата стали разрушаться. Природные объекты не могут принимать бесконечно большое количество людей без риска для своих экосистем.
Наконец, третьим пунктом является организация самих турпродуктов. И здесь наша ассоциация может присоединиться к их разработке, начиная с создания дестинаций.
Популярные дестинации в Кыргызстане
Что такое дестинация? Дестинация – это определенная территория, куда едут туристы. Но это не только место, это более комплексное понятие, широко применяемое в индустрии туризма. Именно туристическая дестинация выступает ключевым компонентом системы туризма, дестинация состоит из связанных элементов: туристические ресурсы, туристическая и общая инфраструктура территории, трудовой потенциал и органы управления, которые расположены на определенной территории, имеют информационно-коммуникационные структуры для обеспечения выполнения стратегии и тактики производства и реализации туристского продукта, направленные на эффективную экономическую, социальную и экологическую деятельность в ней. Проще говоря, дестинация – это совокупность территории, туристических продуктов (достопримечательностей, развлечений и т. д.), туристических услуг (включая размещение, питание), инфраструктуры (как для туристов, так и для местных жителей) и органов управления, которые управляют процессом приема туристов на комплексной основе, имеют соответствующую стратегию, ресурсы и полномочия. Для районных органов управления дестинация – это хороший механизм развития туризма. Дестинацию можно считать созданной, если есть стратегия, органы управления, которые ее выполняют и имеют для этого ресурсы и полномочия, а также субъекты, которые продают продукт для туристов (гостиницы, транспорт, услуги и так далее).
Одна из важнейших задач дестинации – продвижение, реклама туристических возможностей местности. Дестинации предоставляют информацию о возможностях и ресурсах, которые доступны для туристов: размещение, питание, развлечения, сувениры, мастер-классы и другие активности. Дестинации могут проводить информационные туры для туроператоров, которые позволяют туркомпаниям лучше понять, что может быть предложено туристам в данной местности (районе, селе).
В Кыргызстане были созданы туристические дестинации по всей стране, за исключением Таласа. Наиболее развитые – Жыргалан и Каракол в Иссык-Кульской области. Но, к сожалению, эти дестинации выполняют больше роль ассоциаций, чем реальных бизнес-центров. Чтобы успешно развивать дестинацию, желательно применять кластерный подход, когда все участники (фермеры, владельцы гостевых домов, организаторы мастер-классов и т.д.) работают с одной целью – с одной стороны, на себя, с другой – на развитие общего, комплексного турпродукта. Но на данный момент дестинации выполняют функцию ассоциаций, защищая интересы небольшого числа поставщиков туруслуг.
Также у нас есть дестинация Ош, которая охватывает всю Ошскую область. Но область слишком разнообразна по туристическим регионам – здесь есть горы, долины, места для внутренних и внешних туристов и органов управления очень много. Поэтому было бы хорошо разделить Ошскую туристическую дестинацию на географические районы – чтобы развивать туризм на уровне районов.
Приведу один из примеров продвижения дестинации. Все знают в Чуйской области башню Бурану, ущелья Шамси и Кегеты, озеро Кел-Тор. Местные власти понимают, что нужно продвигать туризм, и они заключают договор с токмакской ассоциацией туризма. И те, у кого расположен туристический объект, оплачивают работу ассоциации и занимаются продвижением дестинации. Местная ассоциация сотрудничает с вышестоящей ассоциацией, которая продвигает эти объекты на своем уровне, а мы, как национальная ассоциация, предлагаем продвижение на международных площадках.
Работа в одиночку может быть гораздо сложнее, из-за отсутствия коллективных усилий и ресурсов для продвижения. Создание дестинаций требует согласованных действий местного населения и властей. Чем раньше начнется сотрудничество, тем лучше. Важно не ждать, пока кто-то сделает первый шаг, а проявить инициативу самостоятельно.
Дестинация Ат-Башы
Ат-Башинский район может смело претендовать на создание отдельной дестинации, хотя большинство туроператоров, оказывающих услуги зарубежным туристам, включают этот район лишь как пункт обширной программы по Кыргызстану. Предположим, что уже создана дестинация Ат-Башы. Что в себя она может включить?
Регион известен такими достопримечатель-ностями, как: озера Кель-Суу, Чатыр-Кель и Кель-Тор, аутентичный, средневековый памятник Таш-Рабат и руины военного укрепления Кошой-Коргон, долина Ак-Сай, водопад Шар, перевал Торугарт. Туристам интересен даже скотный рынок, который, если его немного облагородить, привлечет еще больше туристов. А организация аукционов по продаже животных создаст более оживленную атмосферу; подобное событие не только сделает посещение рынка интереснее, но и стимулирует предпринимателей развивать новые виды бизнеса.
КАТО считает, что первым делом нужно определить нормы, регулирующие работу дестинации: правила поведения гостей в зонах отдыха, требования к провайдерам услуг – владельцам гостиничных домов, гидам по пешим и конным прогулкам; а также организовать фонд сборов за въезды в турзоны – собранные средства использовались бы для улучшения инфраструктуры.
Местные жители обязательно должны быть вовлечены в работу дестинации, поскольку именно от них зависит, насколько широко будет предоставляться сервис. Их растущие доходы будут мотивировать улучшать качество товара или услуги. В случае, если туруслугу предоставляет не местный житель, то предприниматель должен оплачивать определенную сумму от ведения своей деятельности (сбор за право предоставления услуги).
Дестинация «Ноокат»
Ноокатский район богат природными ресурсами, почти 90% – это горные рельефы, много водных ресурсов, поэтому здесь необходимо развивать активные виды туризма – конные и джип-туры, альпинизм, горные велотуры, спелеотуры, агротуризм, событийный туризм, культурные экскурсии, паломничество, пешие туры, кумысолечение.
Согласно исследованию, в Ноокатском районе большинство туристических маршрутов организовано в национальный парк «Кыргыз-Ата», в котором расположено популярное ущелье Кара-Кой. Парк расположен в 40 км от города Оша и 12 км – от Нооката, что удобно для включения маршрута в турпрограмму.
Другое излюбленное место туристов –уникальный, красивейший водопад Абшыр-Ата в урочище Абшыр-Сай в 70 км от Оша. Кыргызстанцы к нему приезжают как к священному месту – помолиться, помедитировать, вести своего рода диалог с высшими силами.
На выходные и праздники жители Оша и районных центров часто выезжают в соседние села. Родственники и друзья с удовольствием показывают гостям местные достопримечательности, и свой досуг они проводят на природе, размещаясь в топчанах и юртах. Это также форма туризма, которая стимулирует денежный оборот и экономику.
В Ноокате пользуются популярностью местные самсы и яблоки. И вот слава этих продуктов добралась до Бишкека, то есть они уже завоевали нишу, и есть предпосылки создания туристического бренда. Жители региона, возможно, не осознают, но я могу подтвердить это, смотря на ситуацию глазами профессионала.
Талас – печальный пример несозданной дестинации
Талас – единственная область, где еще не создана ни одна дестинация, хотя ее историческая значимость представляет собой огромный потенциал. Именно здесь в 751 году произошла битва, вошедшая в десятку самых значимых военных сражений по мнению ученых. Результаты Таласской (Атлахской) битвы оказали влияние не только на Центрально-Азиатский регион, но и на мир. Сражение произошло между войсками арабской и китайской армии (Аббасидской и Танской империй). Результатом победы арабов стало распространение ислама среди тюркских народов, а также прекращение движения китайцев на запад, а арабов – на восток. Во время битвы были взяты в плен китайские мастера по производству бумаги, и благодаря их знаниям мусульмане смогли открыть первые бумажные фабрики в Самарканде. Это событие повлияло на развитие бумажной промышленности в Европе, распространившись через Андалусию (нынешнюю Испанию).
В настоящее время место, где произошла Таласская битва, находится в селе Жоон-Добо Айтматовского района. Туристы из Китая, Кореи, Японии и арабских стран проявляют интерес к историческому событию и готовы посетить это место при подходящей организации. Но, как мне известно, Казахстан считает, что место битвы находится на его территории рядом с городом Тараз, и привозит туристов туда. Это приводит к тому, что потенциально значимые исторические возможности в Кыргызстане упускаются.
Бывший сотрудник Корейского агентства по международному сотрудничеству (КОICA) рассказывал, что в учебниках Кореи даются сведения о Таласской битве, что объясняется тем, что генералом китайской армии был кореец по национальности. Это событие вдохновляло его, и он всегда хотел увидеть историческое место. Когда ему выпала возможность посетить Кыргызстан, он первым делом поехал в Талас, но, к сожалению, не обнаружил там никаких упоминаний о битве. Он открыл туристическую компанию и сделал Талас одним из направлений. Начал искать в Айтматовском районе место, символизирующее ту битву, чтобы привозить корейских туристов. Но не получил никакой поддержки от государства. КАТО поддержал иностранца и стал писать письма в Департамент туризма. Решение ведомства было положительным, но оказалось, что участок выделил общественный деятель Садык ШЕРНИЯЗОВ на собственной территории.
Место находилось не на возвышенности, а вдоль трассы за деревьями, что было неудобным с точки зрения привлечения туристов. Так, идея о создании турпродукта «Таласская битва» не была реализована.
Считаю, государство должно не только поддерживать частные инициативы, касающиеся интересов страны, но и самому предлагать турпродукты с историческим аспектом. Для начала я бы порекомендовал провести научно-практическую конференцию о Таласской битве в Таласском госуниверситете. Если бы специалисты условно определили поле битвы и документально подтвердили его историческую значимость, можно было начать организацию туристического продукта.
Похожие материалы:
-
№11 (157) / 2024-12-09 Обучение будущих женщин-депутатов местных кенешей: результаты и перспективы поддержки Проекта УУМУ
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!