Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

О муниципальном предприятии

2022-01-12 / Юридическая консультация

Ответы на вопросы органов МСУ подготовили эксперты Союза МСУ

ВОПРОС: Какие документы необходимы для создания муниципального предприятия по предоставлению услуг (снабжение питьевой водой, вывоз твердых бытовых отходов)?

ОТВЕТ: Гражданский кодекс КР (статьи 87, 227 и 230 ГК КР) допускает создание органами МСУ юридического лица, являющегося коммерческой организацией, в форме муниципального предприятия. Статьей 65 Закона КР «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» определяется, что «органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и некоммерческие организации, а также участвовать в акционерных обществах с целью обеспечения эффективного и оперативного решения вопросов местного значения, а также стимулирования экономического развития в пределах своей территории». Здесь же определено, что муниципальные предприятия и некоммерческие организации создаются органами местного самоуправления для оказания услуг, предоставление которых является обязанностью органов местного самоуправления. При создании муниципального предприятия исполнительный орган МСУ должен подготовить и представить на рассмотрение и утверждение местным кенешем:

  • обоснование создания муниципального предприятия, с целью организации предоставления соответствующих услуг, предоставление которых является обязанностью органов МСУ, для эффективного использования муниципальной собственности;
  • предложение о создании муниципального  предприятия по одному и (или) более вопросам местного значения;
  • проекты устава и других учредительных документов муниципального предприятия;
  • проект сметы/бюджета/имущества  муниципального предприятия;
  • проект о внесении изменений в местный бюджет.

После принятия местным кенешем решения о создании муниципального предприятия исполнительный орган обращается в территориальные подразделения Министерства юстиции КР для осуществления государственной регистрации муниципального предприятия, куда представляет следующие необходимые документы:

  • регистрационное заявление по форме,
  • утвержденной Правительством КР и представленной на сайте Министерства юстиции КР (http://minjust.gov.kg/ru/section/view/id/13);
  • постановление местного кенеша о создании (или о согласии на создание) муниципального предприятия;
  • решение учредителя – исполнительного органа МСУ – о создании юридического лица (обычно учредитель – исполнительный орган МСУ, на практике бывает, что учредителем выступает и представительный орган МСУ);
  • копия Свидетельства о государственной регистрации исполнительного органа МСУ;
  • устав и учредительные документы, утвержденные учредителем (в зависимости от того, кто является учредителем - исполнительный орган или представительный орган МСУ).

После прохождения процедуры государственной регистрации муниципального предприятия в качестве юридического лица, исполнительный орган местного самоуправления должен:

  • принять решение о передаче муниципальному предприятию муниципальной собственности (имущества) на праве хозяйственного ведения для владения, пользования и распоряжения этим имуществом муниципальным предприятием в пределах, определяемых законодательством Кыргызской Республики (согласно нормам статьи 16 Закона КР “О муниципальной собственности на имущество” от 15 марта 2002 года № 37);
  • представить на утверждение местному кенешу стандарт предоставляемых услуг и проект тарифов на услуги.

ВОПРОС: Кто и каким образом устанавливает квалификационные требования к руководителю муниципального предприятия (например, для директора Водоканала)? Какова хорошая практика в отношении этих требований (типовые и распространенные квалификационные требования)?

ОТВЕТ: В законодательстве отсутствуют какие-либо утвержденные типовые квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на должности руководителей муниципальных предприятий. Поскольку по виду деятельности муниципальные предприятия бывают разные, каждый орган местного самоуправления сам определяет квалификационные требования к должности руководителя предприятия, в зависимости от вида деятельности, функции и задач предприятия, а также прав и обязанностей руководителя предприятия, предусмотренных в Уставе предприятия.

Хорошая практика требует, чтобы квалификационные требования были установлены по отношению к уровню профессионального образования (как правило, высшее); стажу работы (как правило, от трех до пяти лет как минимум). Особые требования работодатель обычно предъявляет к знаниям и компетенциям соискателя руководящей должности. Например, часто встречаются требования знать следующие вопросы:

  • основы планирования деятельности муниципального предприятия;
  • основы финансирования и организации бухгалтерского учета муниципального предприятия;
  • основы организации управления муниципального предприятия;
  • основные требования охраны труда;
  • основы менеджмента, управления персоналом;
  • основы законодательства о труде;
  • вопросы управления и распоряжения муниципальным имуществом;
  • технология основного производства (вида деятельности) предприятия;
  • текущее состояние отрасли водоснабжения и водоотведения (или другой соответствующей отрасли);
  • нормативные правовые акты, включая Гражданский кодекс КР, отраслевое законодательство.

В отношении навыков руководящей работы, от кандидатов, как правило, ожидают опыта работы на руководящих должностях; оперативного принятия и реализации управленческих решений по направлению деятельности и контроля их выполнения; владения приемами межличностных отношений и мотивации подчиненных; подбора и расстановки кадров; своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов; ведения деловых переговоров; взаимодействия с другими ведомствами, государственными органами; планирования и организации рабочего времени; работы с гражданами и организациями; владения современными средствами, методами и технологией работы с информацией и документами; системного подхода к решению задач; пользования современной оргтехникой и программными продуктами, работы на компьютере на уровне пользователя (ОС Windows, MS Office, информационные правовые системы, Интернет и сетевые ресурсы), использования копировальной техники, средств телефонной и факсимильной связи.

Каждый орган местного самоуправления может разработать и утвердить порядок назначения и освобождения руководителя предприятия, в том числе утвердить квалификационные требования (образование, стаж работы, знания и умения и т. д.), предъявляемые к кандидатам на должность руководителя муниципального предприятия. Установленные квалификационные требования должны соответствовать законодательству, особенно в части создания равных условий и обеспечения справедливой конкуренции среди кандидатов на должность руководителя предприятия и не ущемлять чьи-либо права.