Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Юридическая консультация
О муниципальном предприятии
Ответы на вопросы органов МСУ подготовили эксперты Союза МСУ
ВОПРОС: Какие документы необходимы для создания муниципального предприятия по предоставлению услуг (снабжение питьевой водой, вывоз твердых бытовых отходов)?
ОТВЕТ: Гражданский кодекс КР (статьи 87, 227 и 230 ГК КР) допускает создание органами МСУ юридического лица, являющегося коммерческой организацией, в форме муниципального предприятия. Статьей 65 Закона КР «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» определяется, что «органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и некоммерческие организации, а также участвовать в акционерных обществах с целью обеспечения эффективного и оперативного решения вопросов местного значения, а также стимулирования экономического развития в пределах своей территории». Здесь же определено, что муниципальные предприятия и некоммерческие организации создаются органами местного самоуправления для оказания услуг, предоставление которых является обязанностью органов местного самоуправления. При создании муниципального предприятия исполнительный орган МСУ должен подготовить и представить на рассмотрение и утверждение местным кенешем:
- обоснование создания муниципального предприятия, с целью организации предоставления соответствующих услуг, предоставление которых является обязанностью органов МСУ, для эффективного использования муниципальной собственности;
- предложение о создании муниципального предприятия по одному и (или) более вопросам местного значения;
- проекты устава и других учредительных документов муниципального предприятия;
- проект сметы/бюджета/имущества муниципального предприятия;
- проект о внесении изменений в местный бюджет.
После принятия местным кенешем решения о создании муниципального предприятия исполнительный орган обращается в территориальные подразделения Министерства юстиции КР для осуществления государственной регистрации муниципального предприятия, куда представляет следующие необходимые документы:
- регистрационное заявление по форме,
- утвержденной Правительством КР и представленной на сайте Министерства юстиции КР (http://minjust.gov.kg/ru/section/view/id/13);
- постановление местного кенеша о создании (или о согласии на создание) муниципального предприятия;
- решение учредителя – исполнительного органа МСУ – о создании юридического лица (обычно учредитель – исполнительный орган МСУ, на практике бывает, что учредителем выступает и представительный орган МСУ);
- копия Свидетельства о государственной регистрации исполнительного органа МСУ;
- устав и учредительные документы, утвержденные учредителем (в зависимости от того, кто является учредителем - исполнительный орган или представительный орган МСУ).
После прохождения процедуры государственной регистрации муниципального предприятия в качестве юридического лица, исполнительный орган местного самоуправления должен:
- принять решение о передаче муниципальному предприятию муниципальной собственности (имущества) на праве хозяйственного ведения для владения, пользования и распоряжения этим имуществом муниципальным предприятием в пределах, определяемых законодательством Кыргызской Республики (согласно нормам статьи 16 Закона КР “О муниципальной собственности на имущество” от 15 марта 2002 года № 37);
- представить на утверждение местному кенешу стандарт предоставляемых услуг и проект тарифов на услуги.
ВОПРОС: Кто и каким образом устанавливает квалификационные требования к руководителю муниципального предприятия (например, для директора Водоканала)? Какова хорошая практика в отношении этих требований (типовые и распространенные квалификационные требования)?
ОТВЕТ: В законодательстве отсутствуют какие-либо утвержденные типовые квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на должности руководителей муниципальных предприятий. Поскольку по виду деятельности муниципальные предприятия бывают разные, каждый орган местного самоуправления сам определяет квалификационные требования к должности руководителя предприятия, в зависимости от вида деятельности, функции и задач предприятия, а также прав и обязанностей руководителя предприятия, предусмотренных в Уставе предприятия.
Хорошая практика требует, чтобы квалификационные требования были установлены по отношению к уровню профессионального образования (как правило, высшее); стажу работы (как правило, от трех до пяти лет как минимум). Особые требования работодатель обычно предъявляет к знаниям и компетенциям соискателя руководящей должности. Например, часто встречаются требования знать следующие вопросы:
- основы планирования деятельности муниципального предприятия;
- основы финансирования и организации бухгалтерского учета муниципального предприятия;
- основы организации управления муниципального предприятия;
- основные требования охраны труда;
- основы менеджмента, управления персоналом;
- основы законодательства о труде;
- вопросы управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- технология основного производства (вида деятельности) предприятия;
- текущее состояние отрасли водоснабжения и водоотведения (или другой соответствующей отрасли);
- нормативные правовые акты, включая Гражданский кодекс КР, отраслевое законодательство.
В отношении навыков руководящей работы, от кандидатов, как правило, ожидают опыта работы на руководящих должностях; оперативного принятия и реализации управленческих решений по направлению деятельности и контроля их выполнения; владения приемами межличностных отношений и мотивации подчиненных; подбора и расстановки кадров; своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов; ведения деловых переговоров; взаимодействия с другими ведомствами, государственными органами; планирования и организации рабочего времени; работы с гражданами и организациями; владения современными средствами, методами и технологией работы с информацией и документами; системного подхода к решению задач; пользования современной оргтехникой и программными продуктами, работы на компьютере на уровне пользователя (ОС Windows, MS Office, информационные правовые системы, Интернет и сетевые ресурсы), использования копировальной техники, средств телефонной и факсимильной связи.
Каждый орган местного самоуправления может разработать и утвердить порядок назначения и освобождения руководителя предприятия, в том числе утвердить квалификационные требования (образование, стаж работы, знания и умения и т. д.), предъявляемые к кандидатам на должность руководителя муниципального предприятия. Установленные квалификационные требования должны соответствовать законодательству, особенно в части создания равных условий и обеспечения справедливой конкуренции среди кандидатов на должность руководителя предприятия и не ущемлять чьи-либо права.
Похожие материалы:
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О прямой продаже домовладения
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О совмещении должности торага местного кенеша
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О ротации муниципальных служащих
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О муниципальном резерве кадров
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 О взысканиях, налагаемых на муниципальных служащих
-
№1 (147) / 2024-01-30 О земельной амнистии
-
№1 (147) / 2024-01-30 О сокращении кадров по результатам проведения административно-территориальной реформы
-
№1 (147) / 2024-01-30 О назначении и освобождении ответственного секретаря местного кенеша