Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Анализ воздействия проекта республиканского бюджета 2022-2024 гг. на финансовое состояние органов местного самоуправления КР

2021-12-16 / Горячая тема
Анализ воздействия проекта республиканского бюджета 2022-2024 гг. на финансовое состояние органов местного самоуправления КР

Данный материал подготовлен Союзом местных самоуправлений Кыргызской Республики при поддержке Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии и выполняемого Институтом политики развития

Основные параметры бюджета

Сравнительный анализ общих параметров бюджета (государственного, республиканского и местных бюджетов) был основан на сопоставлении агрегированных сумм доходов с использованием исторических данных (с 2017 по 2020 гг.) и прогнозных данных (с 2021 по 2024 гг.). Такой анализ позволяет оценить соотношения между различными уровнями бюджетов, чтобы понять степень централизации ресурсов.

Результаты анализа показали, что объем доходов местных бюджетов в Кыргызской Республике (без трансфертов) по-прежнему составляет примерно одну десятую часть от общих доходов государственного бюджета, а если не считать города Бишкек и Ош, доходы которых имеют наибольший удельный вес в общих доходах местных бюджетов, то доля всех остальных местных бюджетов в консолидированном бюджете республики составит всего около 5% (см. Таблицу 1 и Диаграмму 1) ниже.

В целом доходы республиканского и местных бюджетов можно охарактеризовать общей динамикой роста, однако, если сопоставить эти показатели с долей местных бюджетов в общем объеме республиканского и местных бюджетов, то сразу заметно, что роста нет. Доля местных бюджетов в течение многих лет остается в уровне не выше 10%. Этот показатель применяется в международной практике для определения уровня финансовой децентрализации страны (см. Диаграмму 2).

Для анализа проекта республиканского бюджета в прошлом, 2020-м году, Союз МСУ уже применял похожую диаграмму, построенную на данных прогнозов прошлого года, и сравнение с ней наглядно показывает, что ситуация не выправляется (несмотря на то, что Союз МСУ представлял эту информацию в ходе большого числа различных совещаний с участием представителей государственных органов), а ухудшается (см. Диаграмму 3).

При сопоставлении диаграмм видно, что, несмотря на увеличение общей суммы местных бюджетов, их доля в государственном бюджете заметно снижается, и если по прогнозу прошлого года в 2022 г. она составляла 10%, то по более актуальному прогнозу она составляет уже 9,8%, а к 2024 г. снизится до 9,0%.

Такое положение допустимо (даже с еще более непропорциональными соотношениями) в системах межбюджетных отношений, специально построенных на вертикальном дисбалансе доходов. Но в таких системах соответствующим образом распределяются и полномочия между центром и МСУ, а также существуют механизмы выделения дополнительных целевых грантов. 

В реалиях КР наблюдается несколько другая картина: при низкой доле доходов местных бюджетов в общем объеме государственного бюджета расходные полномочия органов МСУ включают в себя большое количество вопросов местного значения, а также чрезмерное и постоянно растущее число делегированных государственных полномочий. В результате органы МСУ (в особенности, сельские) существуют в условиях постоянного дефицита средств.

Читать материал полностью...

 

 

Похожие материалы: