Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Местное самоуправление на задворках политического сознания, или «Кыргызстан» не равняется «Бишкек»

2013-01-31 / Горячая тема

Бюджетный уровень – понятие для Кыргызстана устаревшее, доставшееся нам в наследство от советской системы, когда вид бюджета был только один – государственный, а уровней несколько.

Двенадцатый год не оправдал надежд гражданского общества и журналистов на то, что государство в верховной его ипостаси, в лице Жогорку Кенеша, президента и правительства, повернется лицом к народу и займется вопросами развития территорий – сиречь местного самоуправления. Хотя бы из чувства самосохранения. Хотя бы учитывая ошибки предшественников. Но тринадцатый вроде подарил надежду – в обновленной структуре правительства, представленной на днях обществу, наконец, засветилась забытая властью аббревиатура «МСУ»: предполагается создание уполномоченного органа – Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений. Однако уже сейчас можно смело утверждать, что новый орган или правительство (если новый орган создан не будет) вновь столкнется с вопросами двенадцатого года. 
 
Двухуровневый бюджет: панацея, миф или тотальная ложь?
 
Словосочетание «двухуровневый бюджет» стало знаменем, которым к месту и не к месту размахивают как сторонники местного самоуправления, так и оппоненты. Первые видят в нем панацею, универсальное средство решения всех проблем местных сообществ, вторые потрясают им как угрозой, способной чуть ли не разрушить систему управления в стране. Но правда заключается в том, что двухуровневый бюджет – это не реформа, не явление, не достижение. Это ни плохо, ни хорошо. Это просто данность, отражающая систему власти в нашей стране. Раз Конституция установила, что в Кыргызской Республике есть государственная власть и есть местное самоуправление, то и видов бюджета, соответственно, два – государственный и местный. Иными словами, говорить можно не об уровнях бюджета, которых вообще-то в принципе не существует, а о его видах. Бюджетный уровень – понятие для Кыргызстана устаревшее, доставшееся нам в наследство от советской системы, когда вид бюджета был только один – государственный, а уровней несколько. В современном Кыргызстане именно Конституция определяет два ВИДА местных бюджетов - государственный и местный, и коль скоро мы решили Конституцию ближайшие годы ни под каким соусом не менять, то и жить нам придется с этими двумя видами бюджетов, как ни крути. Поэтому возвращение к модели двухуровневого бюджета в 2011 году реформой, по сути, не является. Это всего лишь приведение формата бюджетной системы страны в соответствие Конституции. А посему сетовать на «успех» или «неуспех» «двухуровневого бюджета» некорректно. Тем, кто пытается разобраться в этом самостоятельно, но не понимает сути бюджетной системы страны, ошибаться простительно. Ну а тем, кто спекулирует этим сознательно, должно быть стыдно, так как они осознанно вводят общественность в заблуждение, утверждая, что от введения «двухуровневого бюджета» стало хуже или лучше. 
 
Хуже или лучше может стать от реформы межбюджетных отношений – отношений между государственным и местными бюджетами. Где, собственно, и «спрятались» многочисленные беды муниципалитетов и их жителей – безобразные дороги, темные улицы, холодные детские сады, свистящие пустотой водопроводные краны, озлобленные муниципальные служащие и другие «прелести» нашей ежедневной жизни (но не вмешивайте сюда энергетику – это песня, которую «поет» государство).
 
Так что нам дал двенадцатый? Двенадцатый принес существенную пользу тем, что обнажил несправедливую, сегрегационную, порочную суть этих межбюджетных отношений. Эта суть заключается в том, что государство концентрирует на центральном уровне в государственном бюджете большую часть общественных финансов, но обратно отдает крохи, умудряясь при этом откровенно обманывать общество. Вопрос: может ли обманывать государство? Ведь обман – это способность человека, но не системы! А вот может. Потому что иначе, как обман, позицию государства в отношении местных бюджетов и местного самоуправления назвать невозможно. Мы много писали об этом, но еще раз напомнить будет не лишним: по категориальным грантам на зарплату учителей – государство заставляет органы МСУ софинансировать государственные обязательства из местных бюджетов; по выравнивающим грантам – формула запутана и не обеспечивает истинное выравнивание, позволяя манипулировать грантами в зависимости от предприимчивости чиновников (и МСУ, и государства); по стимулирующим грантам – механизм распределения этих средств совершенно не прозрачен и последний скандал вокруг айылных аймаков Аламудунского района наглядно показал, каким количеством обмана пропитаны эти гранты. И когда каждая составная часть межбюджетных отношений зиждется на обмане, то найти конкретного виноватого чиновника невозможно. Обман превратился в систему, в правило. И виновато здесь не столько Министерство финансов, сколько общий тренд, «позиция отсутствия позиции» со стороны высших уровней управления. 
 
На шее у местного самоуправления и местного сообщества 
 
Бесправная, униженная и оскорбленная сторона этого межбюджетного обмана – органы местного самоуправления, с которых все только требуют, на которых вешают обязательство за обязательством, а подумать, как они будут эти обязательства выполнять, – никто не хочет. Два последних примера. Есть намерение ввести идентификацию животных и внесение их в единый реестр с отслеживанием эпидемиологической обстановки, качества продуктов животноводства и так далее. Слов нет, дело нужное – без этого экспорт для нашей мясомолочной отрасли невозможен. Для реализации идеи в Жогорку Кенеш внесен проект соответствующего закона. И кто, по мнению инициаторов законопроекта, должен этим заниматься? Правильно, органы местного самоуправления! На какие деньги? А так вопрос не стоит. Должны, и все. Или вот, проект Стратегии развития сельского хозяйства Кыргызской Республики на 2013-2020 годы гласит, что органы МСУ должны обеспечить доступ фермеров к получению необходимой информации о рынке земли за счет организации консультационно-информационных служб. И вновь о деньгах и ресурсах – ни слова. А первый проект президентской Стратегии устойчивого развития страны вообще поразил до глубины души – там местного самоуправления не было вообще. Слава разуму, опомнились, и после шквала критики документ дополнили разделом об МСУ. Но сам факт, что лучшие «мозги» страны, которые, как подразумевалось, будут делать главный стратегический документ, просто НЕ ЗНАЮТ о местном самоуправлении, красноречиво говорит о том, что эти самые «мозги» дальше Бишкека не заглядывают, а страна им видится на некоем макроуровне, тогда как каждый из нас живет на микроуровне, в муниципалитетах, которыми управляют органы местного самоуправления. 
 
По результатам исследований Института политики развития, значительную долю времени, сил и иногда денег органы местного самоуправления тратят на исполнение государственных делегированных полномочий. Проще говоря, государство передает айыл окмоту работу, например, по учету военнообязанных. Или составлению списков малообеспеченных. Или районный начальник (либо ведомственный, либо и райгосадминистрации) просит отчитаться в выполнении государственных проектов и программ. Но денег на это государство не выделяет. Вот и получается, что и государственные задачи выполняются через пень колоду, и местные вопросы решаются некачественно. Усложняется все тем, что и по государственным бюджетным линиям финансирования деньги до регионов доходят плохо и расходуются неэффективно – как не было, так и нет программных ведомственных бюджетов, отсутствует контроль над исполнением государственных программ (все государственные программы страдают отсутствием индикаторов их исполнения на местном уровне). Что в сухом остатке? В сухом остатке – отвратительные условия жизни, ступор всех реформ, усиливающаяся внутренняя миграция, стагнация местной экономики, нестабильность и политические потрясения. 
 
Столицы рвутся на волю 
 
А в это время обе столицы (точнее, их градоначальники) пользуются отсутствием государственной политики в сфере МСУ в своих интересах. Мэрия Оша рапортовала о ПРОФИЦИТЕ (!!!) городского бюджета за 2012 год, чего в принципе быть не может, так как, согласно законодательству, местные бюджеты не могут быть профицитными или дефицитными, то есть расходы города должны равняться доходам. И здесь речь может идти ни в коем случае не о профиците, а о следующем: либо о кассовых остатках на счетах (недовыполненные финансовые обязательства прошедшего года), либо о недофинансировании каких-либо коммунальных и социальных проектов, либо о некачественном планировании. Несмотря на финансовую безграмотность заявления, его политический подтекст понятен – мы сами с усами! 
Бишкек лоббирует новый закон о статусе Северной столицы, согласно которому вся власть в отношении кадров и финансов будет сосредоточена в руках исполнительного руководителя – по сути, менеджера города, а влияние представительного органа – кенеша - будет существенно уменьшено. Спрашивается, зачем тогда вообще нужен кенеш и как будет работать система сдержек и противовесов, кто будет контролировать качество и количество работы мэрии, если она фактически выйдет из подчинения городского кенеша? Подробности о законопроекте и анализ бюджета Бишкека читайте в этом номере журнала «М». 
 
Чего ждать от тринадцатого? 
 
Спасибо Министерству финансов, которое набралось смелости признать, что бардак в межбюджетных отношениях переходит все границы, а реформа и упорядочение этих отношений не то, что назрели – стали жизненной необходимостью. Министерство финансов предпринимает определенные шаги в этом направлении, пытается давать Правительству взвешенные рекомендации. Например, осознав, что дальнейшее игнорирование проблем местных бюджетов грозит социальным взрывом, Министерство финансов пошло на значительное увеличение долей расщепления общегосударственных налогов, что в значительной степени оздоровит финансовое состояние, прежде всего, сельских муниципалитетов. 
 
Правительство со своей стороны пытается косметическими мерами как-то выравнивать ситуацию в управлении. Но целостного понимания, куда мы вообще всей страной дружно двигаемся, в высших государственных органах управления ни у кого нет. И висят в воздухе вопросы, важные для каждого гражданина, но игнорируемые властью: как должна строиться региональная политика государства? как должно работать местное самоуправление? как будут развиваться муниципалитеты? 
 
Очень хочется надеяться, что депутаты Жогорку Кенеша поддержат образование уполномоченного органа в лице Госкомитета по делам МСУ, который и займется разбором колоссального завала, сложившегося за последние 3 года в региональном развитии.

 

Похожие материалы: