Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Консультируют юристы по муниципальному праву

2013-01-31 / Юридическая консультация

Вопросы задают жители муниципалитетов, депутаты местных кенешей и сотрудники органов МСУ. Ответы дают юристы Института политики развития

 

Про отчет главы айыл окмоту
 
Вопрос задают жители
- Отчитывается ли глава айыл окмоту о результатах своей работы на местных народных курултаях?
 
- В предыдущем Законе КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» (признанном утратившим силу в соответствии с Законом КР «О местном самоуправлении» от 15 июля 2011 года № 101) в полномочия мэров республиканского, областного значения, главы города районного значения, главы поселка, главы айылного округа, а также главы местной государственной администрации района – акима, входила обязанность не реже одного раза в два года отчитываться перед населением о результатах своей деятельности на соответствующем курултае.
 
Вышеуказанная норма во время разработки и принятия нового Закона КР «О местном самоуправлении» (от 15 июля 2011 года № 101) была исключена из полномочий глав исполнительных органов местного самоуправления и главы местной государственной администрации – акима.
 
Отныне, согласно статье 59 Закона КР «О местном самоуправлении», курултай местного сообщества проводится в целях учета широкого спектра общественного мнения и участия населения в решении важнейших вопросов организации его жизнедеятельности. На курултай могут выноситься вопросы социально-экономического развития территории, формирования местного бюджета, использования и развития муниципальной собственности.
 
Вместе с тем данная норма (курултай местного сообщества, ст.59) не ограничивает глав исполнительных органов местного самоуправления информировать население о результатах своей деятельности на соответствующем курултае, что в свою очередь позволит обнародовать деятельность исполнительного органа местного самоуправления перед населением.
 
Тем самым глава исполнительного органа местного самоуправления вправе на курултае информировать население: об общем состоянии дел на соответствующей территории (городе, айылном аймаке), исполнении бюджета, использовании муниципальной собственности и средств внебюджетного фонда, выполнении программ социально-экономического развития территории и т.д., что в свою очередь обеспечит прозрачность и гласность деятельности исполнительного органа местного самоуправления.
 
Нельзя забывать, что, в соответствии со статьями 3 и 4 Закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики», каждому гарантируется право доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, а статья 20 напрямую требует от руководителей обнародовать широкий перечень официальной информации, в том числе отчеты о работе.
 
Так что курултай – это хороший способ информировать сообщество о работе органа местного самоуправления, и пренебрегать этой возможностью не следует, хотя закон напрямую требования о проведении отчетного курултая не содержит.
 
Про айыл башчысы
 
Вопрос задает глава АА
- Вправе ли айылный кенеш вводить отдельно расположенных населенных пунктах, которые не имеют статуса айыла, или должности айыл башчысы могут быть введены только в айылах, имеющих официальный статус айыла?
 
- Как предусмотрено статьей 52 Закона КР «О местном самоуправлении», в отдельно расположенных населенных пунктах по решению айылного кенеша могут вводиться должности айыл башчысы (староста айыла) для организации оперативного решения вопросов местного значения.
 
Айыл башчысы назначается главой айыл окмоту с согласия схода жителей соответствующей территории и является муниципальным служащим, который выполняет функции, делегированные ему решением айыл окмоту, исходя из территориальных особенностей населенного пункта, установившихся обычаев и традиций (типовое положение об айыл башчысы, утвержденное постановлением Правительства 06.10.2006 г. № 720).
 
В соответствии со статьями 5 и 6 Закона КР «Об административно-территориальном устройстве КР», населенным пунктом является компактно заселенная часть территории Кыргызской Республики, являющаяся местом постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные границы, а также учтенные и зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
 
Населенные пункты подразделяются на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города (республиканского, областного и районного значения, поселки городского типа), к сельским – села, независимо от их административной подчиненности. В данном случае к категории айылов (сел) могут быть отнесены населенные пункты, достигшие определенного уровня благоустройства, с численностью населения не менее 50 человек, из которых работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, и члены их семей составляют не менее половины населения. В составе села могут образоваться кыштаки и конуши.
 
При этом небольшие поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения (дома лесников, полевые станы, метеостанции, дома мастеров дорожных участков, дома чабанов на отгонных пастбищах и т.д.), а также одиночные дворы, не являются самостоятельными населенными пунктами и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в хозяйственном, административном и территориальном отношении.
 
Таким образом, из содержания вышеуказанных норм законов следует, что айыл башчысы по штатную единицу айыл башчысы в решению айылного кенеша могут вводиться в отдельно расположенных населенных пунктах – айылах, имеющих официальный статус, при наличии возможностей местного бюджета.
 
Вместе с тем айыл башчысы не могут вводиться в отдельно расположенных кыштаках, конушах или поселениях, которые связаны с теми или иными населенными пунктами в хозяйственном, административном и территориальном отношении.
 
Про кандидатов на должность главы
 
Вопрос задают депутаты местного кенеша
- Имеют ли право лица, чья судимость погашена и снята выдвигаться кандидатом на должность главы айыл окмоту?
 
- Статья 48 Закона КР «О местном самоуправлении» четко предусматривает требования к главе айыл окмоту. Согласно последнему изменению данной нормы (от 10 августа 2012 года №164), не может быть главой айыл окмоту гражданин Кыргызской Республики, имеющий судимость за совершение преступления, независимо от того, погашена или снята судимость.
 
Данная норма также распространяется на мэра города и главу местной государственной администрации района – акима.
 
Согласно действующей норме, лица, имеющие судимость, не могут становиться мэрами, главами айыл окмоту или акимом района, т.е. несмотря на то, что судимость погашена или снята, субъект не имеет права быть избранным на данную должность. Это вынужденная мера направлена на повышение требований к главам исполнительных органов местного самоуправления и главам местной государственной администрации районов, которыми должны быть люди с безукоризненной репутацией.
 
Про выборы депутатов местного кенеша
 
- Кто имеет право участвовать в выборах депутатов местных кенешей?
Вопрос задают депутаты местного кенеша
 
- В соответствии со статьей 3 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», депутатов местных кенешей имеют право избирать граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет и являющиеся членами местного сообщества соответствующего айылного аймака (города), в котором проводятся выборы.
 
Данное право гражданина Кыргызской Республики избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления является его активным избирательным правом.
 
Кроме этого, как уже было отмечено выше, чтобы граждане КР участвовали в выборах депутатов местных кенешей, они должны быть членами того местного сообщества, где проводятся выборы, т.е. иметь постоянное место проживания на территории Кыргызской Республики, точнее, на территории соответствующего айылного аймака (города), которое подтверждается регистрационной отметкой органов регистрационного учета в документе, удостоверяющем его личность.
 
При этом граждане КР, являясь членами местного сообщества, должны быть включены в список избирателей соответствующего айылного аймака (или города), в противном случае гражданин КР, даже являясь членом местного сообщества, обладая активным избирательным правом, не сможет участвовать в голосовании в день выборов.
 
Не имеют права избирать граждане КР, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы. Также военнослужащие срочной службы воинских частей, лица, проходящие альтернативную службу вне места своего постоянного жительства, а также студенты и аспиранты дневной формы обучения, не являющиеся членами соответствующего местного сообщества айылного аймака (города), в выборах депутатов местных кенешей по месту фактического нахождения (службы, учебы) не участвуют.
 
Граждане Кыргызской Республики, находящиеся в местах содержания под стражей (СИЗО, ИВС) в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, имеют право голосовать в местах содержания под стражей, если они являются членами местного сообщества айылного аймака (города), где проводятся выборы, и место их содержания под стражей находится на территории этой административно-территориальной единицы.
 
- Каким требованиям должны соответствовать кандидаты в депутаты местных кенешей?
 
- Согласно статье 3 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», депутатом местного кенеша вправе быть избран гражданин Кыргызской Республики, являющийся членом местного сообщества соответствующего айылного аймака (города), достигший 21-летнего возраста.
 
Не имеют права быть избранными депутатами местных кенешей граждане КР, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы, а также лица, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке.
 
Кроме того, не имеют права быть избранными депутатами местных кенешей граждане иностранного государства.
 
- Имеют ли право голосовать на выборах депутатов местных кенешей граждане Кыргызской Республики, имеющие второе гражданство (например, Российской Федерации), а также выдвигать свою кандидатуру в депутаты местных кенешей и главы исполнительных органов местного самоуправления?
 
- Принимая во внимание часть 2 статьи 50 Конституции КР, следует отметить, что за лицами, являющимися гражданами Кыргызской Республики, признается принадлежность к гражданству другого государства в соответствии с законами и международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.
 
Далее, если детально рассмотреть данный вопрос, то, согласно части 1 статьи 22 Закона КР «О гражданстве Кыргызской Республики», гражданин Кыргызской Республики может принять гражданство иного иностранного государства, оставаясь гражданином Кыргызской Республики, в следующих случаях:
 
1) если получение гражданства иного государства не противоречит законодательству Кыргызской Республики и законодательству иностранного государства;
 
2) если между государствами есть вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, по вопросам двойного гражданства.
 
Однако на сегодняшний день законодательством Кыргызской Республики не отрегулированы вопросы двойного гражданства иностранных государств, так как между Кыргызской Республикой и другими иностранными государствами отсутствуют международные договора по вопросам двойного гражданства.
 
Поэтому гражданин Кыргызской Республики, в случае получения гражданства иного государства (процедура получения иностранного гражданства сопровождается с отказом от гражданства КР), считается гражданином иностранного государства, с правом получения гражданства Кыргызской Республики в упрощенном порядке.
 
В таком случае лицо, получившее иностранное гражданство, лишается активного и пассивного избирательного права, т.е. права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления Кыргызской Республики.
 
Про нормативные акты
 
- Каков порядок вступления в силу нормативного правового акта (постановления) айылного кенеша и его обнародования?
 
- Статьи 29 и 30 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» четко предусматривают, что официальное опубликование нормативных правовых актов (постановлений) айылного, городского кенеша является обязательным условием вступления их в силу.
 
При этом нормативные правовые акты вступают в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом нормативном правовом акте, т.е. если в нормативном правовом акте не изложено, что оно вступает в силу с момента опубликования. Но нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, обязательно вступают в силу не ранее пятнадцати дней со дня официального опубликования.
 
Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в печатном или электронном издании, определяемом Правительством КР.
 
Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется на государственном и официальном языках. Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет издания, в котором помещен этот акт.
 
Так, согласно постановлению Правительства КР от 26 февраля 2010 года N 117 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов Кыргызской Республики», для нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления считается официальным опубликованием:
 
1) опубликование в соответствующих печатных изданиях, определяемых самими представительными органами местного самоуправления из числа печатных изданий, наиболее распространенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
 
2) опубликование на официальных веб-сайтах представительных органов местного самоуправления соответствующей административно-территориальной единицы.
 
Второй вид опубликования на официальных веб-сайтах представительных органов МСУ был внесен в постановление в виде изменения от 5 сентября 2011 года. Таким образом, у представительных органов местного самоуправления появилась возможность обнародовать свои нормативные правовые акты (постановления) также на их официальных веб-сайтах в электронном виде на кыргызском и русском языках.
 
Анализ результатов выборов глав органов местного самоуправления читайте в следующем номере журнала «Муниципалитет».