Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
Информация подготовлена по материалам выступления на Форуме аймаков-2024 и материалам СМИ
На Форуме аймаков-2024, состоявшемся в Бишкеке традиционном ежегодном мероприятии Проекта USAID «Успешный аймак 2» (см. следующую статью данного выпуска журнала), Председатель Центральной избирательной комиссии по проведению выборов и референдумов в Кыргызской Республике (далее – ЦИК КР) Нуржан ШАЙЛДАБЕКОВА рассказала, какие новшества ждут кыргызстанцев на выборах в местные кенеши в 2024 году. Руководитель ЦИК КР напомнила, что 2 августа президент подписал Закон «О внесении изменений в Закон «О выборах депутатов местных кенешей», который вступил в силу 6 августа. Принятым документом не предусмотрено изменение основного порядка проведения выборов: городские кенеши по-прежнему избираются по пропорциональной системе – через выдвижение партиями списков кандидатов, а айылные кенеши – по мажоритарной системе в многомандатных округах.
Согласно принятым поправкам, меняются некоторые правила выборов депутатов местных кенешей:
- на выборах в городские кенеши снижен избирательный порог для политических партий с 7 до 5 процентов;
- при выдвижении списка кандидатов партии выдвигают их в числе, равном количеству мандатов в кенеше (ранее – в 1,5 раза больше);
- отменен избирательный залог для кандидатов в депутаты айылных кенешей (ранее сумма составляла 1 тысячу сомов);
- расширяются механизмы реализации активного избирательного права лиц с инвалидностью. Так, часть 7 статьи 49 дополнена пунктом, который обязывает политические партии включать не менее одного претендента – лица с ограниченными возможностями здоровья при формировании списка кандидатов от политпартий в городские кенеши;
- установлены конкретные требования к доступности избирательных участков для лиц с инвалидностью;
- увеличено максимальное число избирателей на каждом участке с 2 тысяч 500 до 3 тысяч;
- усилены требования к недопустимости злоупотребления административным ресурсом. Так, в статье 17-1 в перечень лиц, привлечение которых недопустимо для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или)избранию кандидата, добавлены работники территориального общественного самоуправления;
- усилены требования к претендентам, выдвигающимся в депутаты местных кенешей, в части участия в выборах должностных лиц. Так, внесено разграничение, кто приостанавливает временно, а кто прекращает полномочия полностью в случае намерения баллотироваться в депутаты местного кенеша.
Полностью прекращают полномочия в случае участия в выборах государственные и муниципальные политические служащие, за исключением депутатов, руководителей государственных и муниципальных предприятий, юридических лиц с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений.
Установлено, что кандидаты и партии в случае, если отданные за них голоса признаны недействительными в результате нарушений законодательства о выборах, не вправе принимать участие в следующих выборах; в таких случаях также не подлежит возврату внесенный партией избирательный залог.
Отдельные процедуры уточнены в связи с цифровизацией – идентификация избирателей может осуществляться с использованием электронных документов, все данные о претендентах предоставляются в Центризбирком в электронном виде, исключены требования по предоставлению кандидатами и политическими партиями справок об отсутствии судимости.
При этом проверка кандидатов на отсутствие судимости осуществляется с применением системы электронного межведомственного взаимодействия и специальных форм подтверждения со стороны госорганов, что должно повысить ответственность за информацию в ходе проверки претендентов на соответствие законодательству.
Территориальные избирательные комиссии разрабатывают схему и границы избирательных округов по предложению органов местного самоуправления (ранее – с участием органов МСУ).
Уточнено, что определение округов опирается на данные, предоставляемые уполномоченными государственными органами в сфере регистрации населения, управления земельными ресурсами, органами местного самоуправления не позднее трех календарных дней после назначения дня выборов.
Статьей 32-1 при проведении выборов предоставляется возможность применения дистанционного или электронного голосования; но при этом решение о проведении дистанционного, электронного голосования принимается при назначении выборов.
Ранее ЦИК сообщала, что выборы депутатов местных кенешей, возможно, будут назначены на ноябрь 2024 года соответствующим указом главы государства, так как по результатам административно-территориальной реформы местные кенеши подлежат роспуску в связи с изменением границ соответствующих административно-территориальных единиц, влекущих реорганизацию, а также в связи с изменением общей структуры административно-территориального устройства на уровне айылных аймаков и городов.
Похожие материалы:
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!
-
№8 (142) / 2023-09-07 Вопросы местного значения – все знают, что они есть, но никто их не «щупал»
-
№7 (141) / 2023-07-18 От убыточности к устойчивости: развитие муниципального предприятия