Муниципалитет Научно-популярный журнал

12 (158) 31 Декабря 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Семейное насилие: сообщества против. Но как бороться эффективнее?

2024-11-12 / Горячая тема
Семейное насилие: сообщества против. Но как бороться эффективнее?

Надежда ДОБРЕЦОВА, председатель правления Института политики развития, главный редактор журнала «Муниципалитет»

Нет такого человека в Кыргызстане, который открыто сказал бы, что семейное насилие – это нормально. И нет сомнений ни у кого, что это зло, с которым нужно бороться. Однако государство, органы управления более эффективно реагируют на уже случившиеся факты семейного насилия, чем работают в сфере предупреждения таких фактов. И это связано не только с желанием и возможностями, но и с происхождением этих фактов насилия, которое исходит изнутри семьи, связано с взаимоотношениями между членами семьи в разрезе пола, возраста, социального статуса и многих других факторов. А задача противодействия семейному насилию, по сути, сводится к воспитанию нового поколения семей кыргызстанцев, в которых семейное насилие становится невозможным. Но воспитание, как известно, не может быть результатом работы одних только органов управления, в воспитании участвует все общество. Местные сообщества, следуя могущественной силе общественного мнения, емко сформулированной в выражении «эл эмне дейт», способны внести самый большой вклад в противодействие семейному насилию, создав общественную нетерпимость по отношению к подобному поведению.

В ноябре весь мир старается привлечь внимание к проблеме семейного насилия, участвуя в международной 16-дневной кампании против семейного насилия. Участвует в кампании и Кыргызстан. Институт политики развития, занимаясь вопросами развития местных сообществ, не может остаться в стороне и как издатель журнала «Муниципалитет» включает в данный номер тему семейного насилия, а точнее попытку найти ответ на вопрос, как бороться против этого зла, разрушающего людские судьбы, семьи и плохо влияющего на развитие нации в целом.

Тема рассматривается в ракурсе анализа данных о том, как работают информационные мероприятия, направленные против семейного насилия. Институт политики развития от имени Партнерства «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» поддержал летом 2024 года по заказу Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов в Кыргызской Республике проведение социологического опроса. Одна из целей исследования1 состояла в том, чтобы оценить отношение общества к вопросам расширения политических прав женщин в контексте их участия в предстоящих местных выборах. В рамках опроса исследовалось также отношение граждан к мероприятиям, посвященным расширению прав женщин, личностному развитию, противодействию семейному насилию. Не секрет, что большинство жертв семейного насилия – женщины (хотя это ни в коем случае не означает, что жертвы-мужчины страдают меньше и меньше заслуживают внимания). Поэтому анализ ответов граждан Кыргызстана в контексте расширения прав и возможностей женщин дает пищу для размышления всем, кто занимается вопросами предупреждения семейного насилия, в том числе органам МСУ и сообществам.

СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ – СИМПТОМ ТОГО, ЧТО СЕМЬЯ "НЕЗДОРОВА". КТО "ЛЕЧИТ"?

Часто причинами семейного насилия люди называют внешние факторы, способствующие возникновению тяжелого и постоянного стресса у разных членов семьи. И хотя это не всегда так, действительно, плохие условия жизни, бедность и неустроенность способствуют распространению зла насилия. Многочисленные исследования доказали, что граждане Кыргызстана привержены иерархии ценностей, согласно которой на вершине пирамиды прочно расположилась традиционная семья, следовательно, все действия, направленные на благополучие семьи, будут поддержаны сообществами. Поэтому важно понимать, кто и какой вклад вносит в экономическое благополучие семьи, делая акцент на том, что вклад мужчин и женщин одинаково важен и велик, вот только оценивается он по-разному. Органы МСУ, активисты, НКО могут и должны вносить вклад в осознание семьями того, что экономический вклад каждого есть, и он важен. При этом противодействовать необходимо стереотипам о том, что только мужчины являются «добытчиками», и что только от мужчин зависит материальное благополучие семьи. Опрос показал, что хотя простое большинство – 54 процента – считает главным «добытчиком» мужчину, все же 44% уверены, что в семье и мужчина, и женщина несут равную ответственность за экономическое положение. То есть, почти половина населения считает, что женщина способна и обязана вносить свой равный вклад в достижение экономического благополучия. Это наблюдение открывает широкие возможности для поддержки расширения экономических прав женщин. 

В разрезе возрастных групп самой консервативной оказалась группа в возрасте от 21 до 30 лет, среди которых экономическое лидерство мужчин поддерживают 64 процента. Среди граждан старшего поколения – 56 лет и старше – простое большинство (52%) поддерживают экономическое равенство полов. Совершенно незначительная доля граждан – менее 2 процентов – готова признать экономическое лидерство женщин.

Если упростить взгляд на ситуацию, то можно сказать, что мнения об экономическом лидерстве в разрезе пола разделились примерно поровну. Но экономическое лидерство не означает, что второй пол не вносит никакого вклада. Наоборот, подавляющее большинство – почти 88% граждан Кыргызстана – согласны с тем, что женщины из их ближайшего окружения вносят экономический вклад в благополучие семьи (см. таблицу 1). Отрицают экономический вклад женщин только 8,2%.

Рисунок 1. Мнения граждан Кыргызстана о том, кто несет основную ответственность за экономическое положение семьи

Однако в ответах обнаружены ощутимые различия в мнениях в разрезе возрастных групп. Так, среди тех, кто отрицает экономический вклад женщин, молодежи вдвое больше, чем представителей старшего поколения (14,3% против 6,6% соответственно, см. таблицу 1). 

Вывод заключается в том, что народ Кыргызстана оценивает и поддерживает экономический вклад и женщин, и мужчин в благополучие семьи. Это хорошая «почва» для работы с населением.

Рисунок 2. Мнения граждан Кыргызстана о вкладе женщин в экономическое благополучие семьи

Таблица 1. Уровень согласия с утверждением о том, что женщины из ближайшего окружения вносят экономический вклад в благополучие своей семьи

Рисунок 3. Сопоставление доли граждан, которые выражают интерес к общественным мероприятиям, направленным против семейного насилия, с долей тех граждан, кто фактически делает это

 

БОРЬБА С СЕМЕЙНЫМ НАСИЛИЕМ: НАСКОЛЬКО ПОПУЛЯРНЫ   ПРОВОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ?

В 20-х годах текущего столетия в Кыргызстане уже сложились некоторые традиции противодействия семейному насилию, содействия расширению равных условий для развития мужчин и женщин. В каждом селе и городе хотя бы раз, но проводилось какое-то мероприятие, посвященное этим вопросам: собрание, тренинг, концерт, слушание и так далее. Но удовлетворяют ли самих граждан предложенные формы работы, пользуются ли они популярностью и что мешает чаще вовлекаться в эти формы работы с населением? Да и хотят ли люди принимать участие в таких мероприятиях?

Таблица 2. Ответы на вопрос о том, по какой причине респонденты не посещают мероприятия, направленные против семейного насилия

Опрос показал, что около половины населения заинтересованы принимать участие в мероприятиях, связанных с семейным и гендерным благополучием (точнее, 55% женщин и 44% мужчин). Это говорит о большом интересе населения к способам и навыкам такого построения семейной модели, которая исключала бы проявления семейного насилия. Но возникает вопрос – а есть ли ответ на этот интерес? Предоставляют ли органы управления и гражданского общество достаточные возможности для граждан, семей, которые хотели бы расширить свои знания в отношении семьи без насилия? Говоря языком рыночной экономики – удовлетворен ли существующий спрос? Ответ – нет. Так как фактически подтвердили свое участие в общественных мероприятиях, направленных против семейного насилия гораздо меньшее число респондентов – только 12% женщин и 8% мужчин. Иными словами, только один из четырех граждан Кыргызстана, желающих принять участие в мероприятиях против семейного насилия, действительно делает это.

Однако есть ли в таком низком уровне участия вина или недоработка со стороны органов власти и гражданского общества? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть ответы на вопрос о причинах, по которым граждане НЕ принимали участие в подобных мероприятиях (напомним, что это 88% женщин и 92% мужчин). Меньшая половина населения (45%) считают эти вопросы неважными, на которые нет желания тратить время. Большая половина называет другие причины. Признавая, что интерес есть, почти четверть респондентов жалуется на отсутствие времени (23%), то есть, ссылаются на собственные причины (примерно равное количество ответов во всех возрастных группах). 

А вот пятая часть населения ссылается на причины внешние. Так, 14% говорят о том, что стесняются принимать участие в подобных мероприятиях, опасаются, что их будут осуждать или осмеивать родственники и соседи. При этом среди самой молодой группы в возрасте до 30 лет таких ответов более 30%. А 9% (каждый десятый опрошенный) отмечает, что его или ее не зовут на подобные мероприятия (см. таблицу 2), при этом максимальное количество таких ответов дала возрастная группа старше 56 лет.

ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СОЗДАТЬ РАВНЫЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Одним из важнейших факторов, который влияет на качество взаимоотношений в семье, является уровень социализации всех ее членов, возможности для широкого общения для мужчин, женщин, взрослых и детей, что в сельской местности имеет физические параметры: наличие или отсутствие мест общественного пользования, доступных для разных полов и возрастов, включая места досуга и саморазвития. Результаты опроса показали, что самыми распространенными местами досуга и саморазвития (доступность в целом более 60%) являются футбольное поле, спортивная площадка, библиотека и спортивный (тренажерный) зал (см. рисунок 4). 

Рисунок 4. Мнение граждан Кыргызстана о самых распространенных местах досуга и саморазвития

Рисунок 5. Мнение граждан Кыргызстана о самых распространенных местах досуга и саморазвития в разрезе пола респондентов

Заметно, что набор невелик, выбор возможностей ограничен и явно неодинаков для разных полов и разных возрастов. Следующий рисунок 5 демонстрирует ответы в отношении доступности самых распространенных мест досуга и саморазвития в разрезе полов. Нельзя не заметить, что наиболее доступны спортивные объекты, ориентированные в целом на мужчин.

А вот объекты культурного и социального развития (языковые курсы, кружки по интересам, тренинги для личного развития и даже базары и торговые центры) встречаются на порядок реже – только примерно в 40 и менее процентах случаев. В целом, инфраструктура для социализации и развития политической карьеры людей развита недостаточно, а ситуация в городах незначительно отличается от ситуации в селах.

Таким образом, результаты опроса красноречиво говорят о том, что людям не хватает мест для досуга, саморазвития, особенно остро проблема стоит для женщин, так как даже среди самых популярных таких общественных мест три четверти ориентированы на мужчин. Также в уязвимом положении самые молодые и самые пожилые граждане, а именно они часто становятся жертвами семейного насилия. В контексте данной проблемы места для досуга и саморазвития приобретают особое значение, поскольку общественное воспитание нетерпимости к семейному насилию происходит в первую очередь в процессе социального общения, которое без этих мест невозможно, а электронные площадки их не заменяют. И создание таких мест досуга и саморазвития – общественных пространств – задача для органов МСУ и гражданского общества посильная и выполнимая. 

Рисунок 6. Уровень недоступности мест досуга и саморазвития

___________ 
1 Данная часть посвящена женскому лидерству и расширению политического участия женщин в управлении. Существует вторая часть исследования, посвященная восприятию гражданами работы органов МСУ и услуг на местном уровне, которая произведена по заказу Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики. Аналитический материал, посвященный отношению граждан к гендерной квоте, читайте в предыдущем номере журнала.

 

Похожие материалы: