Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Пресс-тур в Таласскую область «Каково будущее развитие экономики Таласской области? Как государство влияет на экономику и бизнес?»

2013-05-31 / Новости ИПР

С 17 по 19 апреля 2013 года 22 журналиста из различных регионов Кыргызстана стали участниками пресс-тура в Таласскую область, в ходе которого они посетили 14 объектов бизнеса и управления, пытаясь найти ответы на вопросы: так ли бедна Таласская область, как говорит официальная статистика?

С 17 по 19 апреля 2013 года 22 журналиста из различных регионов Кыргызстана стали участниками пресс-тура в Таласскую область, в ходе которого они посетили 14 объектов бизнеса и управления, пытаясь найти ответы на вопросы: так ли бедна Таласская область, как говорит официальная статистика? каково будущее развитие экономики Таласской области? как государство и органы управления в Таласской области влияют на экономику и бизнес?
 
Некоторые выводы, которые сделали журналисты-участники и организаторы: 
• Пресс-тур развивает аналитические навыки журналиста, предоставляя ему возможность сравнения объектов, отраслей, регионов.
 
• Пресс-тур расширяет источники информации и понимание журналистом тенденций в экономике.
 
• Статистика обманывает, Таласская область не является самым бедным регионом Кыргызстана.
 
• Предприниматели из других областей могут поучиться у талассцев развитию переработки молока и породистого животноводства.
• Комплексный подход в туризме, развитый в Таласе, надо применить в Иссык-Кульской области.
 
Программа пресс-тура включала в себя посещение 14 экономических и бизнес-объектов, а также органов управления, включая таможенный и пограничный посты, «Единое окно» по предоставлению услуг предпринимателям. В число посещенных бизнес-объектов входили: мукомольный комбинат, завод по изготовлению томатной пасты, по переработке молочных продуктов, фермерское хозяйство по разведению тонкорунных овец, а также другие объекты малого и среднего бизнеса. Участники пресс-тура также смогли получить интервью губернатора Таласской области Койсун Курманалиевой в ходе организованной пресс-конференции.
 
По окончании пресс-тура в Бишкеке состоялась встреча организаторов рабочей поездки и представителей СМИ, принявших в ней участие. В ходе встречи были подведены итоги пресс-тура: участники высказали собственное мнение относительно организации поездки, программы и посещенных объектов. Для тщательного анализа итогов первой поездки журналистам было предложено оценить пресс-тур по отдельным вопросам, а также изложить замечания, внести предложения и описать общие впечатления, заполнив разработанные для них анкеты.
 
Участники высоко оценили пресс-тур, посчитав его полезным для профессиональной деятельности. Так, журналисты подтвердили, что выбрали в среднем не менее пяти тем для статей и материалов, почти все установили новые контакты с источниками информации в регионах и журналистами из других регионов. Более подробные результаты анкетирования представлены в таблице ниже.
 
В ходе встречи также состоялась живая, неформальная дискуссия о том, что удалось или не удалось достичь во время поездки, какие впечатления были наиболее яркими, запоминающимися, какую пользу извлекли журналисты из пресс-тура. Вот что сказали сами участники:
 
Галина ЛУНЕВА, газета «Слово Кыргызстана», Бишкек: «СТАТИСТИКА ОБМАНЫВАЕТ»: «Программа пресс-тура была подобрана весьма удачно. Мы смогли убедиться, что рыночная экономика в Таласской области развивается. В своих материалах я теперь смогу опровергнуть официальную статистику о том, что Таласская область – самая бедная в стране. Это неправда. Мы своими глазами увидели, что люди умело управляют ресурсами, строят новые и восстанавливают старые перерабатывающие предприятия, открывают новый бизнес. А статистика, совершенно очевидно, лжет. Я увидела много людей – руководителей предприятий и бизнес-компаний, которые являют собой пример настоящих рыночников, которые способны создавать национальный продукт, рабочие места, на деле бороться с бедность. Спасибо организаторам пресс-тура за удачную программу, я смогу написать несколько статей и заработать деньги. Программа была настолько удачной, что я, несмотря на свой возраст, не устала, вернулась домой бодрая и полная сил, готова писать. В качестве пожелания на улучшение хотелось бы попросить в следующий раз организовать перевод на русский язык. И коллегам-журналистам хотелось бы пожелать более корректного поведения в отношении спикеров и коллег, не стоит постоянно перебивать друг друга».
 
Анархан ЖАНЫБАЕВА, ИА «Кабар», Джалал-Абад: «РАЗНОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ»:
«Больше всего удивило сравнение состояния перерабатывающих отраслей в Таласской и Джалал-Абадской областях. В Джалал-Абадской области нет молочного производства, население покупает молочные продукты только с рук, ни о каком экспорте даже речи нет, хотя сырьевая база позволяет развивать молочное производство. А в Таласе мы увидели несколько работающих молочных производств, при этом особое впечатление произвел завод «Талас Сут», который выпускает 18 видов молочной продукции, включая масло, сыр, мороженое. Предприятие не только снабжает продукцией жителей Таласской области, но и осуществляет экспортные поставки в Казахстан, Бишкек, южные регионы Кыргызстана и даже в Таджикистан. Я убедилась, что все зависит от желания людей созидать, качественно работать, грамотно управлять бизнесом. Очень хочется, чтобы предприниматели в Джалал-Абадской области переняли этот опыт. Также очень понравились породистые тонкорунные овцы-мериносы, которых разводят в Таласе. У нас, в Джалал-Абаде, люди держат простых овец, пригодных только для мяса, тогда как породистые мериносы также могли бы составить экспортную статью для сельскохозяйственного бизнеса нашей области».
 
Дархан КАПАРОВ, газета «Вести Иссык-Куля», Каракол: «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ТУРИЗМЕ НАДО ПРИМЕНИТЬ В ИССЫК-КУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»: «Для меня, как для представителя СМИ самой туристической – Иссык-Кульской области
Кыргызстана, самым интересным показался туристический комплекс «Байбол». Я заметил, что главный фактор успеха ТЦ «Байбол» - это комплексный подход к оказанию услуг туристам. Помимо гостиницы, там есть разработанные туристические маршруты, один из которых достигает озера Сары-Челек; есть подсобное хозяйство, обеспечивающее туристов свежими продуктами; замечательный сервис. Все это в сочетании с прекрасной природой Таласа создает хорошие возможности для развития туристического бизнеса. И, конечно, очень важно, что в основе всего этого великолепия лежит предпринимательская инициатива, желание изменить свою жизнь и окружающую среду к лучшему. Я убежден, что опыт ТЦ «Байбол» необходимо перенять туристическим компаниям из Иссык-Кульской области, так как, к сожалению, на территории области таких комплексных туристических объектов практически нет. Я собираюсь сделать сравнительный аналитический материал о развитии туризма в Таласе и Иссык-Куле, постараюсь показать хороший опыт нашим предпринимателям. В отношении того, что нужно улучшить в организации подобных пресс-туров, – это предоставлять журналистам больше времени для работы на одном объекте. В данном пресс-туре программа была очень сжатая, и не все успевали получить всю необходимую информацию, задать нужные вопросы, подумать, наконец, о том, как и что ты будешь писать в статье по результатам».
 
Маргарита ЛАЗУТКИНА, газета «Чуйские известия», Бишкек: «ГОСУДАРСТВО МОЖЕТ БЫТЬ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ, КОГДА ЗАХОЧЕТ!»: «Мне понравилась работа «Единого окна» в Таласе – центра государственных служб для предпринимателей, где они имеют доступ к семи службам одновременно, что облегчает их жизнь. Может государство быть созидательной силой, когда захочет! Бросилось также в глаза, что при равных условиях многое в бизнесе решает творчество самого предпринимателя: мы видели два молочных завода, имеющих сравнимый потенциал, но «Талас Сут» - успешное рыночное производство, а «Арашан» - еле-еле выживает. Дело в отношении к делу! Это очень интересная воз-
можность для журналиста – сравнить два схожих предприятия и выделить на основании сравнения факторы успеха и неуспеха бизнеса».
 
Мырзакат ТЫНАЛИЕВ, газета «Кыргыз Туусу», Бишкек: «СРАВНЕНИЕ РАЗВИВАЕТ АНАЛИТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ЖУРНАЛИСТА»: «Важно, что все участники-журналисты получили возможность сравнивать: предприятия в одной отрасли; уровень развития отраслей в регионах; работу органов управления в разных регионах и министерствах. Этого нам всегда не хватает в текущей работе, мы просто не успеваем найти подходящие объекты для сравнения. Да и не всегда знаем, где искать. В этом отношении пресс-тур предоставляет большие возможности для наращивания профессионализма в аналитическом подходе к написанию материалов. Я буду долго использовать информацию, полученную в ходе пресс-тура. Не только для написания статей непосредственно по его результатам, но и в будущих публикациях. Ничего не пропадет».
 
Нургазы ЖАЙНАКОВ, Баткенское телевидение, Баткен: «ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ СВОЮ НИШУ В ЭКОНОМИКЕ – СДЕЛАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ЛУЧШЕ»: «Я никогда ранее не был в Таласе. Поездка дала мне возможность увидеть, что люди в Таласе живут лучше, чем в Баткене, потому что они выбрали верный путь развития рыночной экономики, основанной на производстве и туризме. В отношении организации пресс-тура: хотел бы попросить организаторов предоставлять больше времени для работы на одном объекте, учитывая специфику телевидения, – надо и подсъемки сделать, и интервью записать, и дополнительную информацию для закадрового текста получить».
 
Максат АБДРАКУНОВ, газета «Тенир Тоо», Нарын: «МОИ МАТЕРИАЛЫ ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ В НАРЫНЕ»: «Сельское хозяйство и животноводство в Таласской и Нарынской областях имеют схожие условия для развития. Поэтому мне очень интересно было сравнивать, каких результатов люди добиваются в этих отраслях. Особенно понравилось предприятие по производству томатной пасты – у нас в Нарыне уже открыто одно такое предприятие, на очереди второе. И нашим предпринимателям очень важно знать, как устроен сбыт, как работает маркетинговая служба. Вообще, мне очень понравилось, что в Таласе смогли не только сохранить, но и развить перерабатывающую промышленность, создать новые рабочие места. Я надеюсь подготовить несколько материалов по поездке и верю, что они будут полезны предпринимателям в Нарыне». Наибольшее впечатление произвели директор молочного завода «Талас Сут» Мырзакан ДАВЛЕТАЛИЕВ (43% журналистов назвали его самым интересным) и владелец туристического центра «Байбол» Данияр АБЫЛАЕВ (23%). На третьем месте – фермер, занимающийся выращиванием породистых тонкорунных овец, Муратбек БАЙТИКОВ (9%). Как наиболее интересные объекты, журналисты отметили: молочный завод «Талас Сут» - 26% участников пресс-тура, туристический центр «Байбол» - 21%, фермерское хозяйство по разведению тонкорунных овец «Кызылак» - 13%, центр служб «Единое окно» - 11%. Однако были журналисты, для которых самыми интересными оказались томатный завод, пограничный и таможенный посты, переработка фасоли и горнорудная компания Вертекс.
 

 

Похожие материалы: