Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Местная инициатива – это живая вода для развития регионов
У каждого из нас при выборе жизненной позиции в отношениях с властью есть два пути. Первый путь патерналистский – путь ожидания. Этим путем идут люди, привыкшие ждать от государства и органов управления решения проблем, латания дыр, куска хлеба и ответов на жизненно важные вопросы. За это они отдают государству большинство своих прав, самым ценным из которых – право голоса и право на собственное мнение. Этим путем идут диктатуры. Но есть другой путь – путь действия. Этот путь выбирают свободные люди, стремящиеся улучшить свою жизнь, позаботиться о будущих поколениях, способные к активному действию.
Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением (Ломоносов М. В.)
У каждого из нас при выборе жизненной позиции в отношениях с властью есть два пути. Первый путь – патерналистский – путь ожидания. Этим путем идут люди, привыкшие ждать от государства и органов управления решения проблем, латания дыр, куска хлеба и ответов на жизненно важные вопросы. За это они отдают государству большинство своих прав, самым ценным из которых – право голоса и право на собственное мнение. Этим путем идут диктатуры. Но есть другой путь – путь действия. Этот путь выбирают свободные люди, стремящиеся улучшить свою жизнь, позаботиться о будущих поколениях, способные к активному действию. Этот путь требует осознанных усилий, знаний, планирования, горячего желания увидеть изменения. Второй путь сложнее, но он ведет в завтра, тогда как первый – отбрасывает назад.
Местная инициатива – это начало такого пути, на котором жители сел и городов объединяются для совместного выявления проблем, планирования действий по их решению и непосредственного участия в преодолении трудности, создании новых, более лучших условий своей жизни. Институт политики развития видит в местной инициативе огромный созидательный, творческий потенциал и потому счастлив представить читателю журнала «Муниципалитет» результаты второго ежегодного конкурса «Местная инициатива», проведенного в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс» (Проекта ГГПОМСУ), финансируемого Правительством Швейцарии.
На конкурс 2013 года поступило 46 заявок от сообществ и органов местного самоуправления айылных аймаков Джалал-Абадской и Иссык-Кульской областей, которые стали пилотными областями Проекта ГГПОМСУ в 2011 году. Не все из них получили призы, но каждая – заслуживает внимания и признания как опыт местного сообщества по мобилизации собственных сил для решения наболевшей проблемы. Данный специальный выпуск журнала «Муниципалитет» приводит всю палитру тем и примеров местной инициативы. Здесь читатель найдет истории о том, как сообщества решали проблемы питьевой и поливной воды; строили и ремонтировали мосты, дороги и другие объекты инфраструктуры; восстанавливали уличное освещение, решали вопросы культуры, дошкольного воспитания и заботы о пожилых земляках; создавали условия для спортивного и культурного развития молодежи, часто силами самой молодежи.
Изучая представленный опыт, вам придется задуматься о том, как много нерешенных проблем в нашем обществе, кто займется этими вопросами, где взять деньги. И это сложные вопросы. Но на тех же страницах есть часть ответов на эти вопросы. Возможно, что они не в полной мере удовлетворят взыскательного читателя – опытного практика или признанного эксперта в вопросах управления, МСУ, но именно эти ответы – наша реальность, именно они представляют уровень и тенденции развития нашего общества. А тенденции внушают оптимизм, в том числе и из-за того, что не только о хлебе насущном (трудоустройство, вода, мусор, дороги) думают наши сообщества, но и о необходимости просвещения и духовного развития (музеи, библиотеки, забота о пожилых людях, воспитание молодежи).
ИПР и Проект ГГПОМСУ выражают глубокую благодарность Проекту «Фонд поддержки гражданских инициатив» Германского общества по международному сотрудничеству за финансовую поддержку призового фонда. В то же время, несмотря на усилия двух проектов, призовой фонд не в состоянии по достоинству поощрить все успешные инициативы сообществ, поэтому мы заранее просим заявителей учесть конкурсный характер проведенного соревнования и ограниченность призовых средств. Однако признавая, что каждая заявка заслуживает поощрения, мы все же остаемся убеждены в том, что главный приз уже получили представители тех сообществ, от которых поступили заявки. И этот приз куда важнее небольших денег, положенных муниципалитетам в качестве конкурсной награды. Этот приз – неоценимый опыт сотрудничества, решение вопросов местного значения.
Еще одна несомненная ценность данного конкурса заключается в том, что об успешном опыте сообществ имеют возможность узнать другие сообщества и органы местного самоуправления Кыргызской Республики, и не просто узнать, но и применить эту практику у себя. Мы надеемся, что с помощью журнала муниципалитеты и сообщества получат возможность установить дополнительные горизонтальные связи, пообщаться и посоветоваться друг с другом, чтобы увеличить число позитивных изменений в условиях сельской жизни.
Нет смысла ждать и нет смысла бояться – пора браться за дело. У сельских сообществ Кыргызской Республики достаточно сил и умения, чтобы сделать первые шаги к новому качеству собственной жизни. Сегодня можно, сохраняя культурную и историческую идентичность, превратить села республики в комфортные, обустроенные, цивилизованные поселения. При этом ключевую роль играют сами граждане, которые способны находить общий язык с органами местного самоуправления, поддерживать позитивные начинания друг друга. Подавляющее большинство инициатив – 70 процентов – принадлежит лидерам локальных инициативных групп, 13 процентов – жамаатам (см. диаграмму 1). Такие пропорции вполне отражают способность местных сообществ не только озвучивать проблемы, генерировать реальные проекты, но и успешно выполнять их на благо всему населению. Но развитие инициативы невозможно без усилий со стороны самих органов МСУ. Причем эти усилия должны носить двоякий характер: с одной стороны, органы МСУ способны стимулировать активность сообщества через выдвижение собственных инициатив, включающих граждан в управление; с другой – они в силах поддержать и дать жизнь зарождающейся народной инициативе. Результаты конкурса «Местная инициатива-2013» показали, что со второй ролью МСУ прекрасно справляются и в полной мере воспринимают сообщества как ресурс, движущую силу изменений. Так, исполнительные органы МСУ в лице айыл окмоту поддержали 33 из 46 местных инициатив, что составляет более 70 процентов от общего их числа. Но первую роль играют плохо, без огонька – так, инициаторами проектов, представленных на конкурс, айыл окмоту стали только в 9 процентах случаев, а местные кенеши вообще заняли пассивную позицию, не инициировав ни одного проекта.
При этом активную гражданскую позицию органы МСУ не смогут не поддержать,потому как инициатива граждан, которые сами определяют приоритеты и точно знают,как благоустроить свое село, стала спасательным кругом как для самих жителей, так и для органов управления (государственных и местного самоуправления).
Главными источниками финансирования проектов, представленных на конкурс, стали ресурсы местного сообщества – трудовой и денежный вклады. Жители сел обеспечили 37 процентов средств,необходимых для реализации местных инициатив.Этот показатель подтверждает готовность местных сообществ решать вопросы местного значения.Средства доноров, вопреки ожиданиям, составили лишь 22 процента. Радует, что 15 процентов средств вложил местный бизнес, а также местные бюджеты нашли возможность оказать поддержку местным инициативам в таком же объеме. Относительно пропорциональное разделение финансирования по источникам показывает, что в селах оформились стороны, заинтересованные в местном развитии и улучшении условий жизни.
Практика местной инициативы показала свое колоссальное неоценимое значение в решении социальных актуальных проблем сообщества, когда в порядок приходит село, город, район, когда каждый житель начинает осознавать себя гражданином с правами и обязанностями.
Опыт, описанный на страницах специального выпуска журнала «Муниципалитет», составляет лишь малую часть того, что делается на просторах Кыргызской Республики, но он является ярчайшим доказательством того, что Местное Самоуправление в Кыргызстане живет и работает! Что местные сообщества самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решают вопросы местного значения, следуя заповеди Манаса «Через кропотливый неустанный труд и знания – к процветанию и благосостоянию».
Институт политики развития
Похожие материалы:
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!
-
№8 (142) / 2023-09-07 Вопросы местного значения – все знают, что они есть, но никто их не «щупал»