Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Государственные закупки требуют прозрачности

2013-10-26 / Горячая тема
Государственные закупки требуют прозрачности

О нарушениях и несправедливых решениях конкурсных комиссий по присуждению привлекательных госзаказов неизвестным компаниям время от времени сигнализируют неправительственные организации и правозащитники.

Тема закупок государственными органами и органами местного самоуправления становится все более и более актуальной. То и дело в СМИ появляются материалы о скандалах, связанных с сомнительным проведением тендеров. О нарушениях и несправедливых решениях конкурсных комиссий по присуждению привлекательных госзаказов неизвестным компаниям время от времени сигнализируют неправительственные организации и правозащитники. По мнению некоторых из них,
многочисленные конфликты вокруг тендеров основаны не только на реальных фактах несоблюдения законодательства, но и, самое главное, имеют два взаимоисключающих момента. С одной стороны, бизнес априори подозревает закупщиков в возможном коррупционном подходе при выявлении победителей. В свою очередь, их оппоненты убеждают всех в честности и прозрачности тендеров.
 
Для более детального изучения этого явления, подтверждения или разоблачения мифов, как правило, сопутствующих госзакупкам, общественная организация «Альянс за прозрачный бюджет» провела исследование по оценке степени прозрачности системы государственных закупок. Не изобретая велосипед, Альянс в качестве основного источника информации взял действующее национальное законодательство, регулирующее эту важнейшую сферу. Данное исследование отвечает на вопрос: насколько правовая база обеспечивает прозрачность процесса?
 
Эксперты Альянса использовали методику проведения прозрачности госзакупок, разработанную Европейским банком реконструкции и развития, в основе которой обзор международных стандартов в этой области. Соответствие требований законодательства Кыргызстана международным стандартам было изучено по 42 вопросам. Результат представлен в таблице 1.
 
Таблица 1. Уровень соответствия законодательства Кыргызстана о закупках международным стандартам
Степень соответствия Балл
Соответствует полностью 100
В значительной мере соответствует 75
Соответствует частично 50
Скорее не соответствует 25
Не соответствует 0
 
По семи позициям из 42 были получены максимальные баллы. Этот факт говорил о том, что по самым основным требованиям международных норм о прозрачности, в частности: об обязанности закупающей организации заблаговременно разработать годовой план закупок, о случаях основания для их отмены, об обязанности заказчика публиковать информацию на едином сайте правительства, о требовании к заказчику размещать информацию об итогах торгов на Интернет-ресурсе в открытом доступе, законодательство Кыргызстана полностью им соответствует.
 
По 20 вопросам (около 47,6%) результаты показали полное или значительное соответствие международным стандартам в области прозрачности госзакупок. По шести вопросам было обнаружено слабое соответствие (см. Табл. 2). Ответа – «Не соответствует» из 42-х вопросов не было. Средний балл составил 69,6.
 
Вопрос Оценка
Законодательно определена обязанность Заказчика иметь сайт для информирования заинтересованных
лиц о госзакупках
25
Существует обязанность регистрировать поступившие заявки на веб-портале Заказчика 25
Законодательно закреплено право участников конкурса присутствовать на заседании комиссии по оценке
и сопоставлению конкурсных и ценовых предложений
25
Участники конкурса и (или) их уполномоченные представители вправе ознакомиться с конкурсными
ценовыми предложениями
25
Порядок расчета демпинговой цены определен правилами осуществления государственных закупок 25
Законодательно установлена обязанность Заказчика своевременно размещать в открытом доступе
информацию о приеме выполненной работы (услуги) по результату государственной закупки
25
Такое же исследование было проведено в Украине и Казахстане, где общий средний балл составил: по Украине – 75 баллов, по Казахстану – 88,7. Сравнение явно не в пользу Кыргызстана, эти данные подтверждают еще раз, что у нас существуют определенные проблемы в сфере государственных закупок.
 
Так как средства местного бюджета приравниваются к государственным, органы местного самоуправления в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственных закупках» подпадают под требования законодательства страны. В 2011 году органы МСУ провели всего 503 тендера по процедурам государственных закупок (см.Табл. 3 и Диаграмму 1).
 
Таблица 3 показывает, что органы местного самоуправления используют метод неограниченных торгов, запрос котировок и метод из одного источника. При этом 90 процентов объема закупок осуществляется методом неограниченных торгов. Органы местного самоуправления, особенно сельские муниципалитеты, испытывают ряд трудностей в процессе исполнения Закона «О государственных закупках». Сложная специфика процедур, нехватка квалифицированных специалистов, проблемы с доступом к интернет-ресурсам и работой с Порталом государственных закупок приводят к тому, что сельские муниципалитеты часто нарушают требования законодательства, о чем свидетельствуют заключения аудиторов Счетной палаты.
 
Особые проблемы есть и у уполномоченного органа – Департамента по методологии и государственным закупкам при Министерстве финансов КР. Это ограниченные возможности и отсутствие независимости, отсутствие независимого органа по жалобам, отсутствие механизмов устойчивого наращивания потенциала.
 
Многие эксперты считают, что давно назрела необходимость в изменении или дополнении Закона «О государственных закупках». Новая редакция закона должна создать следующие условия:
 
• охват всего государственного сектора;
 
• обеспечение надежного контроля за финансами в секторе;
 
• обеспечение соотношения «цена-качество»;
 
• регулирование каждого этапа закупочного процесса;
 
• обеспечение прозрачной системы уведомлений о присуждении права на заключение контракта и средств правовой защиты;
 
• установление четких и последовательных правил допуска к участию в торгах, которые нельзя изменить по желанию конкретной закупающей организации;
 
• создание эффективного механизма выбора тендерной процедуры с учетом специфики закупки и содержания контракта;
 
• учет экономических, социальных и экологи-
ческих факторов.
 
В новой редакции закона также необходимо предусмотреть ряд норм, направленных на оптимизацию закупочного процесса и достижение его эффективности и прозрачности.
 
• Подробно описать каждый шаг действий закупающей организации в каждом отдельном методе государственных закупок.
 
• Расширить перечень закупок из одного источника с подробным описанием товаров, работ и услуг.
 
• Расписать действия закупающей организации и участников-претендентов при обнаружении арифметических ошибок.
 
• Описать условия, где надо выбирать выгодные условия, но при этом не обязательно с самой низкой котировкой.
 
• Включить и объяснить термин «демпинговая цена» и действия закупающей организации в отношении заявок с явно заниженными ценами.
 
• Описать условия по контролю исполнения договора, где не полностью указаны действия по Гарантийному обеспечению исполнения договора.
 
В отношении уполномоченного органа, в чьей компетенции находится регулирование процесса государственных закупок, необходимо спланировать следующие меры.
 
• Создать отдельный автономный госорган, укрепить его потенциал в плане персонала, оборудования.
 
• На уровне районов или при райфинотделах создать госучреждения по закупкам.
 
• Усилить работу госоргана по закупкам по надзору, оказанию поддержки закупающимторганизациям, подготовке специалистов в этой области.
 
• Усилить эффективную систему сбора, анализа и распространения информации о закупках.
 
• Необходимо готовить ежегодные отчеты о деятельности в сфере госзакупок с доступом для широкой общественности.
 
• Закупающие организации должны быть обеспечены необходимым бюджетом на покрытие учебно-тренировочных расходов в учебном центре Министерства финансов КР. Правительство КР должно выполнять оценку потребностей в области наращивания потенциала, необходимо разработать Национальную стратегию в области наращивания потенциала по закупкам, с учетом всех имеющихся ресурсов, таких, как существующие механизмы подготовки государственных и муниципальных служащих, университеты, колледжи, институты, ассоциации и другие. Необходимо создать эффективную справочную службу по разъяснению вопросов по закупкам.
 
Султан МАЙРАМБЕКОВ,
специалист по грантам Проекта
«Голос граждан и подотчетность органов МСУ:
бюджетный процесс»,
финансируемого Правительством Швейцарии
и выполняемого Институтом политики развития

 

Похожие материалы: