Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ КЕНЕШЕЙ-2012: что мы выбираем? Партийные интересы или интересы сообществ?

2012-11-29 / Горячая тема

Спорный момент Жогорку Кенеша и Президента

 

Спорный эксперимент Жогорку Кенеша и Президента
 
Журнал «Муниципалитет» и эксперты Института политики развития неоднократно говорили и писали о том, что узурпация партиями права выдвигать кандидатов в депутаты местных кенешей нарушает права граждан, что подтверждает международная экспертиза. Коротко напомним основные тезисы против исключения из выборного процесса беспартийных избирателей.
 
Цели партийного строительства на данный момент противоречат природе местного самоуправления. Суть местного самоуправления заключается в объединении людей с целью совместного, самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения (обеспечение питьевой водой, функционирование общественного транспорта, системы канализации, строительство и ремонт местных дорог и т.п.), а не в разделении людей по какому-либо принципу. У вопросов местного значения не может быть политической платформы. Люди должны участвовать в управлении своей территорией и научиться нести со-ответственность вместе с органами МСУ за разрешение вопросов местного значения (а не приезжать в Бишкек и совершать революции из-за неразрешенности указанных вопросов!).
 
Политический контекст, высокая политизированность общества может спровоцировать волну конфликтов во время осенней кампании выборов в местные кенеши (в Оше наблюдались признаки подобного развития событий, спровоцированные партиями, когда люди одной улицы делились по партийной принадлежности вместо того, чтобы объединившись вместе решать общие проблемы соответствующей территории).
 
Индивидуальная подотчетность депутатов местных кенешей сегодня более важна жителям сел и городов; это эффективнее, поскольку с них можно спросить напрямую, чем затрудненный доступ и спрос с центральных органов управления партиями. Депутаты, избранные по партийным спискам, объективно будут подотчетны своей партии, а не местному сообществу, которому сложно будет повлиять на результаты работы такого депутата (сложно представить ситуацию, когда по поводу ненадлежашего функционирования системы водоснабжения или канализации люди должны будут обращаться в центральный комитет или политсовет партии в Бишкек?!). 
 
Международное право требует справедливого доступа к депутатским мандатам на местных выборах, вне зависимости от политической принадлежности (Копенгагенский документ ОБСЕ, Комиссариат ООН по Правам Человека, Венецианская Комиссия Совета Европы, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ). 
 
В течение выборной кампании, которая фактически началась весной и закончится осенью 2012 года, изменение выборного законодательства недопустимо (нарушаются права жителей городов, кроме Оша, Каракола, Балыкчы и Токмока). Кроме того, в стране возникнет ситуация, когда местные кенеши одинаковых по статусу городов будут формироваться по-разному принципу. 
 
Законодатели и президент не вняли голосу гражданского общества – победили интересы партий, которые рассчитывают 
за такой нечестной монополией укрепить свое влияние в регионах. Однако же предчувствие результатов выборной кампании, основанное на результатах пилотных выборов в Токмоке, Караколе и Оше, таково, что парламентским партиям не стоит ожидать достижения своих целей. Скорее всего, парламентские партии проиграют в городских выборах, так как те самые группы избирателей срочным образом зарегистрировали собственные локальные партии, кое-где даже объединились, и только усилили конкуренцию для парламентских тяжеловесов. Сдается нам, именно эти новорожденные партии, которые и партиями-то в широком смысле слова не являются, и заберут себе большинство мандатов городских кенешей.
 
Провальный экзамен для партий
 
Доказать, что твоя партия лучше, чем другие, невозможно. Никто никого ничем не лучше. Просто у каждого есть отработанный электорат. Не будем повторяться о родоплеменных отношениях, землячестве и прочем. Напомним лишь, что партии должны иметь политическую платформу, политическую масть, если хотите. Должны быть правые и левые, красные и зеленые, радикалы и либералы, демократы и коммунисты, рыночники и государственники. Нет таких. И огромное количество партий, которые в срочном порядке ринулись участвовать в местных выборах, партиями-то, по сути, и не являются. Нельзя создать Партию Водопроводной Колонки, Партию Благоустроенного Туалета или Партию Асфальтированной Улицы. Улучшение условий жизни, которым занимается местное самоуправление, не может носить политический окрас и должно быть в программе любой партии. Поэтому все программы партий на местных выборах так же серы и однообразны, как рассветные кошки. Бедный избиратель плюнул уже на собственные попытки принять осознанное решение и вновь полагается на принцип «свой-чужой». Даже если этот свой совсем плох, но уж лучше он, чем чужой.
 
Решающий выбор для сообществ
 
Местные выборы – это очень важный этап в жизни каждого сообщества. В начале ноября довелось слушать радиопрограмму, где маститый журналист задавался вопросом: а зачем нам местный кенеш вообще нужен? Решает ли он вопросы местного значения так, что нам стало удобнее и приятнее ходить по улицам, не бояться за детей, иметь качественные и доступные муниципальные услуги? Вопрос был риторическим. 
 
Но мы сами в этом виноваты. Мы рассматриваем депутатов местных кенешей не как представителей наших интересов, а как некий псевдодемократический антураж государственного устройства, и местные кенеши XXI века мало чем отличаются от советов народных депутатов образца этак 90-х годов века прошлого и даже существенно слабее городских и сельских советов 50-80-х годов. 
 
На первый взгляд, вопрос в ресурсах, которыми эти советы распоряжаются. Дескать, денег мало, делить нечего, финансировать наши нужды нечем. Но это неправда. Денег никогда не бывает достаточно, просто их нужно уметь правильно тратить. А для этого в кенешах нужны профессионалы и неравнодушные люди. Нужно уметь анализировать ситуацию, в том числе финансовую, нужно уметь оценивать собственные принимаемые решения с точки зрения их последствий для ежедневной жизни сообщества. В такой ситуации депутат должен быть не гласом абстрактного народа, а защитником интересов вполне конкретного сообщества. В роли депутатов этим людям придется вступать в противоречия не только между собой, не только с исполнительным органом МСУ (мэрией или айыл окмоту), но и с государством, отстаивая интересы своего сообщества в конкурентной борьбе за ограниченные общественные ресурсы. 
 
Какие качества нужны депутату местного кенеша? Прекрасное знание сообщества, понимание сути местного самоуправления и основ муниципального управления, умение читать бюджет, способность ясно выражать свои мысли. И очень важно, чтобы МЕСТНЫЙ депутат обладал глубокими званиями хотя бы в одном вопросе МЕСТНОГО значения. Высокие политические материи и приближенность к «важным персонам», стремление сделать государственную карьеру будут только мешать. В процессе принятия решений депутат, который озабочен собственным внутрипартийным продвижением, будет руководствоваться не интересами сообщества, а интересами делегировавшей его партии. 
 
Так что мы бы посоветовали избирателями задать каждому кандидату провокационный вопрос: а хочет ли он стать депутатом Жогорку Кенеша? И если вы слышите утвердительный ответ, смело ставьте минус той партии, которая выдвинула этого депутата на местные выборы. В МЕСТНЫХ кенешах должна быть представлена МЕСТНАЯ элита, причем 
в широком смысле слова, в отрыве от «политической элиты». Местный депутат не имеет права стремиться в Бишкек, чтобы добраться до государственной власти или стать парламентарием, если речь идет о кенеше Бишкека. 
 
Тот, кто рассматривают депутатство в местном кенеше как трамплин или ступеньку на пути к законодательному органу страны, никогда не станет хорошим местным депутатом, так как будет приносить интересы сообщества в жертву интересам той политической силы, которая поможет ему добраться до вожделенного кресла. Дорогие избиратели, каждому из нас важно понять, что природа местного самоуправления – это местное сообщество. И в кенеше нам нужны профессионалы в вопросах местного значения, патриотично настроенные к своему городу или селу, а не профессиональные политики, которые связывают свое будущее с Жогорку Кенешем или стремятся к высоким государственным должностям. И таких людей достаточно в каждом городе и селе Кыргызской Республики. Вам нужно просто освободить свой разум от штампов и понять то, что на данный момент ни одна громкая политическая персона не способна решить конкретные проблемы вашего конкретного сообщества. Только вы сами можете сделать это с помощью людей, которым вы доверяете и которые живут с вами в одном сообществе и собираются здесь же остаться.
 
А правительство исполнено тревожных ожиданий
 
Пародия на демократию, в которую вылились «выборы» районных акимов, состоявшиеся зимой 2012 года, поставила нынешнее правительство в весьма затруднительное положение. Главы местных государственных администраций, прошедшие через процедуру выборов районными кенешами, больше походившую на торг, ощутили себя лицами, облеченными доверием депутатов и не подотчетными правительству, которое опрометчиво отдало депутатам райкенешей право решать судьбу акимов во время выборов. Теперь правительство не знает, как подступиться к «избранным» акимам, чтобы в случае необходимости лишить их должности. Те, в свою очередь, вполне справедливо полагают, что если райкенеши их выбирали, то райкенешам их и снимать. А между тем главы местных государственных администрацией – не больше, чем просто чиновники на службе центрального правительства. И если следовать порочной логике этой зимней пародии на демократию, то каждое министерство должно выбирать своего министра, а кабинет во главе с премьером должен лишь выдвигать кандидатуры. 
 
Сложившаяся ситуация поставила под угрозу вертикаль исполнительной власти в регионах, и нынешний кабинет министров хватается за голову, предвидя сложности и шум, которые неизбежно возникнут с переутверждением акимов. Кроме того, масла в огонь подливает отсутствие районных кенешей как таковых. По новому законодательству правительству предстоит согласовывать кандидатуры акимов с районным собранием депутатов местных кенешей, но такого органа в Конституции нет. И как будет организована процедура согласования глав МГА, пока неясно. Но ясно другое – демократия перестала быть лишь видимостью. Ее принципы работают, а последствия налагают большую степень ответственности на правительство, и прежде всего, на Жогорку Кенеш. Легкомысленное отношение к организации публичной власти в стране, которое парламентарии демонстрируют на протяжении последних лет, приводит вот к таким странным казусам – с одной стороны, государство ущемляет права граждан участвовать в местном самоуправлении, с другой – небрежно относится к собственному скелету, которым и является правительство вместе со своими районными администрациями. 
 
Похоже, депутаты Жогорку Кенеша стали осознавать, что в системе управления страной творится неладное. Свидетельством тому стало решение о возвращении вопроса о местном самоуправлении в ведение Конституционного комитета. Это сигнал для исполнительной власти, красноречиво говорящий о том, что правительству нужно срочно разобраться с вопросами государственной политики в сфере местного самоуправления. Напомним, что в стране вот уже три года НЕТ НИ ОДНОГО ПРОГРАММНОГО ДОКУМЕНТА В СФЕРЕ МСУ и больше года НЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, который бы занимался реализацией государственной политики в отношении почти полутысячи муниципалитетов. С другой стороны, проблемы правительства и перекосы выборной кампании – это сигнал для самого Жогорку Кенеша о том, что два системных закона – о местном самоуправлении и местной государственной администрации - необходимо основательно причесать, удалив колтуны и залечив плеши, которые возникли в законах из-за столкновения партийных интересов с интересами местных сообществ и желания «поиграть» в демократию там, где делать это совершенно не стоит. 
 
Журнал «Муниципалитет» обязательно проанализирует итоги выборов в местные кенеши образца 2012 года, а пока мы предлагаем вам реальные депутатские истории, подтверждающие, что местные депутаты в силах влиять на качество жизни в местном сообществе.

 

Похожие материалы: