Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Консультируют юристы по муниципальному праву

2012-11-29 / Юридическая консультация

жители новостроек, письменно обратились к айыл окмоту, но айыл окмоту направил нас в РЭС, а РЭС отказывается решить данный вопрос, заявляя, что этот вопрос относится к айыл окмоту. Что делать?

Про электричество в новостройке

Вопрос задают жители

- В Бешик-Жонском айылном аймаке Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области есть новостройки, где не проведено электричество в связи с отсутствием столбов и проводов. Мы, жители новостроек, письменно обратились к айыл окмоту, но айыл окмоту направил нас в РЭС, а РЭС отказывается решить данный вопрос, заявляя, что этот вопрос относится к айыл окмоту. Что делать? 
 
- Согласно статье 18 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», для организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, предоставления населению социальных и культурных услуг к ведению органов местного самоуправления относится ряд вопросов местного значения, в том числе вопросы организации освещения мест общего пользования. 
 
Согласно статье 78 Земельного кодекса Кыргызской Республики, земли общего пользования населенных пунктов состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения либо для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения. К землям общего пользования относятся: дороги, улицы, площади, тротуары, придорожные земельные полосы, зеленые насаждения, газоны, арычные, другие оросительные сети, расположенные и проходящие вдоль автомобильных дорог, проезды, лесопарки, бульвары, скверы, водоемы и др.
 
Поскольку организация освещения мест общего пользования входит в перечень вопросов местного значения, а также учитывая, что улицы и дороги новостроек являются местом общего пользования, следует отнести обозначенный вопрос к компетенции органов местного самоуправления как один из важных вопросов организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории. 
 
Следовательно, проблема должна быть рассмотрена на сессии Бешик-Жонского айылного кенеша с участием главы айыл окмоту, жителей новостроек и работников.
 
Про спорные границы пастбищ
 
Вопрос задают жители
 
- Жителям Бешик-Жонского айылного аймака Базар-Коргонского района не хватает пастбищ, так как при установлении границ пастбищ более половины участков Бешик-Жонского айылного аймака были распределены соседним айылным аймакам Сузакского района: Акманскому, Базар-Коргонскому и Ачинскому. Как учесть интересы жителей Бешик-Жонского аймака?
 
- В соответствии со статьей 3 Закона Кыргызской Республики «О пастбищах», границы пастбищ должны быть установлены на основе распределения их в границах бывших советских и коллективных хозяйств с учетом границ существующих административно-территориальных единиц.
 
В случае возникновения в процессе установления границ споров, границы участков пастбищ, передаваемых органам местного самоуправления, устанавливаются:
 
• в границах земель, предоставленных колхозам и совхозам по государственному акту в пользование;
 
• в границах  земель, входивших в состав государственного земельного запаса, использовавшихся колхозами и совхозами на основе долгосрочного пользования, в соответствии с материалами по установлению границ хозяйствующих субъектов.
 
Установление границ пастбищ проводится местной комиссией, образованной местной государственной администрацией. В состав комиссии входят главы исполнительного органа местного самоуправления каждой сопредельной территории, представители объединений пастбищепользователей, специалисты по землеустройству государственной администрации области и уполномоченного государственного органа в сфере регистрации прав на недвижимое имущество.
 
Также Правительством Кыргызской Республики может быть создана Государственная комиссия по установлению границ пастбищ, уполномоченная разрешать споры, не решенные местной комиссией, либо комиссиями областных рабочих групп, и обеспечивающая подготовку окончательных рекомендаций Правительству Кыргызской Республики в отношении пастбищных границ. Государственная комиссия вправе создать рабочие группы в каждой области, уполномоченные урегулировать споры между органами местного самоуправления, касающиеся пастбищных границ, утверждать и представлять Государственной комиссии пастбищные границы, определенные местными комиссиями.
 
Утверждение границ пастбищ осуществляется Правительством Кыргызской Республики на основании рекомендаций государственной комиссии по установлению границ пастбищ.
 
В целях правильного разрешения данного во-проса, жителям Бешик-Жонского айылного аймака необходимо обратиться по указанному вопросу в местную комиссию, образованную местной государственной администрацией, а в случае неразрешения данного вопроса местной комиссией, обратиться в областную рабочую группу либо в Государственную комиссию по установлению границ пастбищ. Именно местные (районные) комиссии по установлению границ пастбищ уполномочены рассматривать вопросы, связанные с определением границ пастбищ айылного аймака. 
 
Областная рабочая группа, созданная для решения вопросов по установлению границ пастбищ, уполномочена рассматривать споры между органами МСУ, касающиеся пастбищных границ, не разрешенные местными (районными) комиссиями.
 
К компетенции Государственной комиссии по установлению границ пастбищ относится разрешение споров, не решенных местными комиссиями, образованными местными государственными администрациями либо областными рабочими группами.

 

Материалы по данному вопросу:
 
• Закон Кыргызской Республики «О пастбищах»;
 
• Положение об  областных рабочих группах и местных комиссиях (районных) по установлению границ пастбищ (утверждено постановлением Правительства КР от 19 июня 2009 года № 386);
 
• Положение о Государственной комиссии по установлению границ пастбищ (утверждено постановлением Правительства КР от 19 июня 2009 года № 386).
 
Про снижение брачного возраста
 

 

Вопрос задает сотрудник айыл окмоту
 
- На каком основании исполнительные органы местного самоуправления имеют право снижать возрастной ценз лицам, вступающим в брак, при заключении брака? 
 
- В соответствии с положениями Семейного кодекса Кыргызской Республики и Закона Кыргызской Республики «Об актах гражданского состояния», брак заключается в органах записи актов гражданского состояния, а также в органах МСУ. Полномочиями по регистрации брака наделяются органы МСУ тех административно-территориальных единиц, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, с передачей органам МСУ необходимых материальных и финансовых средств для их осуществления.
 
Регистрация брака осуществляется при взаимном и добровольном согласии мужчины и женщины, вступающих в брак, а также при достижении ими брачного возраста – восемнадцати лет.
 
При наличии уважительных причин исполнительные органы МСУ по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц снизить брачный возраст для мужчин и женщин не более чем на один год на основании комиссионного заключения территориальных подразделений уполномоченного государственного органа по защите детей. 
 
Не допускается заключение брака между:
 
• лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
 
• близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами;
 
• усыновителями и усыновленными;
 
• лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
 
В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
 
Вместе с тем следует отметить существующее противоречие в законодательстве Кыргызской Республики в части снижения брачного возраста для лиц, желающих вступить в брак, но не достигших восемнадцати лет.
 
Так, в пункте 29 Инструкции «О порядке регистрации актов гражданского состояния в Кыргызской Республике», утвержденной распоряжением Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики от 21 июля 2011 года № 149, указано, что регистрация брака осуществляется при достижении лицами, вступающими в брак, брачного возраста – восемнадцати лет, а при наличии уважительных причин отделы ЗАГСа по месту жительства лиц, вступающих в брак, вправе снизить брачный возраст для женщин, но не более чем на два года.
 
В то же время статья 14 Семейного кодекса Кыргызской Республики устанавливает брачный возраст в восемнадцать лет, а при наличии уважительных причин исполнительные органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц снизить брачный возраст для мужчин и женщин не более чем на один год на основании комиссионного заключения территориальных подразделений уполномоченного государственного органа по защите детей.
 
Надо понимать, что Семейный кодекс Кыргызской Республики, по сравнению с Инструкцией, имеет более высокую юридическую силу, поэтому мы рекомендуем органам МСУ при необходимости снижения брачного возраста руководствоваться статьей 14 Семейного кодекса Кыргызской Республики.
 
Материалы по данному вопросу:
 
• ст. ст. 11, 14, 15 Семейного кодекса КР;
 
• ст. ст. 4, 24-32 Закона КР «Об актах гражданского состояния»;
 
• ст. 56 Гражданского кодекса КР;
 
• пункт 29  Инструкции «О порядке регистрации актов гражданского состояния в Кыргызской Республике», утвержденной 
распоряжением Государственной регистрационной службы при Правительстве КР от 21 июля 2011 года № 149.