Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Новые стратегии местного развития – это время, планы и ресурсы граждан, а ответственность – органов МСУ и государства...

2013-12-30 / Горячая тема

Уважаемые читатели журнала «Муниципалитет»! Не в обычае редакции злоупотреблять вниманием читателей размышлениями главного редактора или предисловиями ни о чем. Но сейчас есть три повода отступить от правил: Новые стратегии местного развития, Новый формат журнала и Новый год!

Повод первый и главный: Новые стратегии местного развития

Под этими четырьмя словами мы объединили комплекс тем, которые стали сквозной идеей данного номера журнала, превратив его в специальный выпуск.

Начинается он с текста важного, долгожданного и в высшей степени необходимого стране документа – Программы развития местного самоуправления Кыргызской Республики на 2013-2017 годы,утвержденной Постановлением Правительства КР № 678 от 18 декабря 2013 года. Стратегического документа, определяющего основные направленияразвития МСУ, в стране не было, начиная с 2010 года, когда закончился срок действия Национальной стратегии «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике до 2010 года». Да и исполнение предыдущего документа не всегда было столь последовательным, чтобы дать стране четкие ориентиры в одной из самых важных частей управления – региональной, территориальной, муниципальной. Последствия политических событий 2010 года поставили перед органами управления и народом республики огромное число задач и вопросов, ответы на которые также должен был дать подобный программный документ. Наконец, в декабре 2013 года событие состоялось, документ был утвержден Правительством.

В процессе его создания и обсуждения было сломано немало концептуальных копий и стерто экспертных перьев, процесс также сопровождался серьезными политическими дебатами, и так и не привел к полному согласию в отношении модели управления, которую строит Кыргызская Республика. Однако документ подлежит выполнению, что вызовет еще немало вопросов, но уже сейчас ясно,что многие практические направления работы определены в нем верно, так как буквально выстраданы местными сообществами и муниципальными  лидерами, а не взяты из чужих теорий.

Институт политики развития участвовал в работе над документом с самого первого дня и рад заметить, что в Программе учтены многие выводы Национального доклада о местном самоуправлении 2012 года, посвященного местному самоуправлению, авторский коллектив которого также был сформирован ИПР. Уважаемые читатели журнала! Мы ждем ваших мнений относительно Программы, а также плана и практических мер по ее реализации. Рады будем любой дискуссии о Программе на страницах журнала. Электронную версию документа можно скачать по ссылке http://www.dpi.kg/upload/file/LSGKR_DevStrategy_2013-2017_RUS.pdf, там же, на сайте ИПР, можно оставить электронные сообщения с комментариями или написать нам по адресу, указанному на титульной странице журнала.

Второй важнейший документ, который также появился на свет в конце 2013 года, – это Концепция административно-территориальной реформы в Кыргызской Республике, реализация которой также оканчивается 2017 годом. Документ с виду не новый – впервые был принят 23 марта 2012 года,однако через полтора года, 28 октября 2013 года,претерпел радикальные изменения. Между тем,названия и номер постановления остались прежними, а потому прошли относительно незамеченными экспертным и муниципальным сообществом. А зря.Новая редакция концепции дает гораздо более четкое представление о том, как будет реформирована система управления и к чему это приведет. Главное,что документ ставит объектом реформирования не территориальное устройство страны, а саму систему управления, и с этого и надо было начинать.
Второй блок информации специального выпуска журнала – это истории о развитии стратегического планирования местного развития. Причем набор муниципалитетов получился показательным и разнообразным – мы представляем процесс стратегического планирования в трех совершенно разных видах муниципалитетов: в группе отдаленных горных айылных аймаков Нарынской и Ошской областей; в крупном сельском муниципалитете Чуйской долины – Беловодском айылном аймаке и в столичном мегаполисе Бишкеке. Очень разные проблемы и ресурсы, совершенно отличные друг от друга сообщества, но что объединяет всех? Желание жить лучше, чем сейчас. Опора на собственные силы.Призыв к ответственности органов управления сверху донизу. Другими словами, новые стратегии развития – это время, планы и ресурсы граждан, которые должны быть аккумулированы и претворены в общественные блага усилиями органов местного самоуправления. А условия для успешной реализации местных стратегий развития могут и должны быть созданы государством, которое уже заявило о своих планах в двух описанных выше стратегических документах.
Остается только работать.
Повод второй и приятный: Новый формат журнала
Журнал растет и развивается вместе с Институтом политики развития, и этот номер для нас в некотором роде означает этап – прошло ровно два года с момента выхода первого номера журнала,который состоялся в декабре 2011 года. Совершенно незначительная дата в хронике времен, но мы вложили много труда, знаний, желания поделиться этими знаниями в каждую страницу из 24-х номеров. Мы хотим, чтобы журнал становился лучше,давал пищу уму, делился эмоциями, радовал глаз.Поэтому третий год жизни журнала «Муниципалитет» начинается с обновления внешнего вида.
Мы надеемся, что Вы – наша аудитория – останетесь нашими читателями и авторами, разделяющими идею о том, что местное самоуправление и муниципалитет – это две важные идеи государственности Кыргызской Республики, которые позволят нашей стране успешно развиваться.
Повод третий и важный: Новый год!
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!Провожая уходящий 2013 год, мы надеемся, что он сделал нас мудрее и сильнее. Жизнь каждого человека, каждой семьи и государства в целом стала в этом году богаче событиями и жизненным опытом. Трудно назвать какие-либо выдающиеся успехи государства и общества, но в каждой семье наверняка были теплые дни и маленькие радости,которые останутся светлыми маяками 2013-го. Каждый год мы с вами пишем свою историю, и сюжетные повороты часто зависят от наших собственных усилий, способности к преодолению и творчеству.Всем нам нужно сделать еще очень многое, чтобы Кыргызстан пришел к процветанию, чтобы семьи обрели благополучие, а граждане – равенство и личное счастье. Это достигается большим ежедневным трудом, но это – возможно. Мы желаем всем нашим партнерам, единомышленникам, друзьям терпения, выдержки, жизненной мудрости и настойчивости, но вместе с тем, мы глубоко верим,что надежда, вдохновение, отвага и справедливость по-прежнему останутся лучшими чертами народа Кыргызстана, помогая всем нам в достижении личных и общественных целей. Пусть Новый 2014 год оправдает наши надежды! С Новым годом! С Новыми – успешными стратегиями местного развития, улучшающими нашу жизнь!
 
От имени команды Института политики развития
председатель правления,
главный редактор журнала «Муниципалитет»
Надежда ДОБРЕЦОВА

 

 

 

Похожие материалы: