2014-08-12 / Горячая тема
Как известно, кто информирован, тот вооружен.В наше время это изречение особенно актуально.Незнание, неосведомленность, как правило, порождают слухи, домыслы, искаженное толкование событий.Поэтому Институт политики развития в рамках Проекта ГГПОМСУ, инициируя проведение ОБС, расширяя географию слушаний по проекту бюджета, главной целью ставил создание площадки,на которой органы местного самоуправления отчитались бы перед людьми о состоянии местной казны, рассказали об оказываемых населению услугах, познакомили с черновыми набросками будущего бюджета и его приоритетами. А сельчане, в свою очередь, вооружившись информацией…
К практике проведения общественных бюджетных слушаний (ОБС) приобщились этим летом еще 13 айыл окмоту Кыргызстана. Впервые люди смогли принять участие в обсуждении насущных проблем родного села, сообща искать решения по пополнению местной казны. А всего за три недели июня, благодаря консультационной и технической поддержке Проекта ГГПОМСУ Института политики развития, своего рода народные вече, посвященные бюджету на 2015 год, прошли в 29 пилотных айылных аймаках (АА) Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей.
Зачем гражданам информация о бюджете и когда ее предоставлять?
Всего в слушаниях приняли участие около 2,5 тысяч человек, включая 1043 женщины, в среднем на каждом таком собрании присутствовало около 90 сельчан. По мнению экспертов, это неплохой показатель, свидетельствующий не только о росте самосознания населения этих регионов, но и об интересе и понимании важности участия граждан в формировании и пополнении местной казны. Обнадеживающая примета времени, по мнению специалистов по вопросам местного самоуправления, заключается в постепенном осознании того, что добрая воля самих граждан – это одно из обязательных условий возможности финансовой децентрализации, при которой органы МСУ, приобретя свободу управления финансовыми ресурсами,берут на себя ответственность за улучшение условий жизни граждан. Их веское слово слышно при принятии решений по всем самым жизненно важным вопросам, к коим в первую очередь относится бюджетный процесс. При этом имеется в виду прозрачность и подотчетность формирования и исполнения главного финансового документа.Как известно, кто информирован, тот вооружен.В наше время это изречение особенно актуально.Незнание, неосведомленность, как правило, порождают слухи, домыслы, искаженное толкование событий. Поэтому Институт политики развития в рамках Проекта ГГПОМСУ, инициируя проведение ОБС,расширяя географию слушаний по проекту бюджета, главной целью ставил создание площадки,на которой органы местного самоуправления отчитались бы перед людьми о состоянии местной казны, рассказали об оказываемых населению услугах, познакомили с черновыми набросками будущего бюджета и его приоритетами. А сельчане, в свою очередь, вооружившись информацией, имели бы возможность не только прокомментировать действия чиновников, дать оценку качеству услуг, но и обратить внимание местных руководителей на самые злободневные проблемы, более того – внести свои предложения в будущий проект бюджета. Сегодня такой подход и взаимодействие только приветствуются, так как отвечают требованиям дня. В соответствии с нормами законодательства, регулирующими проведение слушаний по проекту,и с учетом бюджетного календаря, самое приемлемое время для общественных слушаний по проекту бюджета – это период с 1 по 20 июня. Почему муниципалитеты, проводящие слушания раньше или позже указанного времени, не могли достичь своих целей? Во-первых, по закону, Министерство финансов до 30 мая предоставляет органам МСУ бюджетный циркуляр, данные по выравнивающим грантам и проценты расщепления общегосударственных налогов, без которых подготовка проекта бюджета невозможна. Поэтому до 1 июня нигорода, ни села не могут подсчитать свои доходы,которые, как правило, являются предметом обсуждения, ибо к этому времени еще нет финансовых данных.
Задача: информацию о бюджете донести до каждого
Подготовка к слушаниям, помимо разработки самого проекта бюджета, включает такой важный элемент, как информационную кампанию «до», «в процессе» и «после» слушаний. От того, как будет организовано информирование граждан, во многом зависит успех дела. В этом году все без исключения айыл окмоту использовали широкую палитру имеющихся в их распоряжении инструментов и методов оповещения населения: расклеили в людных местах афишилистовки разных форматов, разместили большие баннеры с объявлениями, распространили среди жителей пригласительные. Но и это еще не все. Активисты на автомобилях и верхом на лошадях объехали все улицы, с помощью рупора напоминая сельчанам о времени и дате проведения слушаний. Задействованы были районные и областные СМИ, а также республиканские- ТВ, газеты «Эркин-Тоо», «Кыргыз-Туусу», «Аймак» и другие. Но и этого показалось недостаточно, поэтому сотрудники айыл окмоту обзвонили лидеров и членов актива сообщества. Но самым эффективным, на наш взгляд, агитационным воздействием на людей стала специальная рабочая встреча лидеров и аксакалов аймака по вопросу подготовки и мобилизации населения, как это сделали в Бостеринском АА (Иссык-Кульская область). Там за неделю до события были собраны все лидеры сообщества в лице местных депутатов, руководителей учреждений и организаций, НПО, комитетов, аксакалов села, представителей ИГ и СМиО, которым разъяснили цели и задачи проведения бюджетных слушаний. Для наглядности всем раздали пакет информационных материалов.В те дни можно было видеть, как по селам колесят мусоровозы с установленными на них баннерами. Конечно, такие усилия не могли не возыметь действия. В слушаниях Бостеринского АА участвовало свыше 170 человек. И это несмотря на то, что на дворе – курортное время, когда жителей Бостерей трудно отвлечь от летних занятий и работы по приему отдыхающих. Мероприятие прошло в конструктивном русле: было много вопросов и предложений (более подробно об ОБС Бостеринского АА можно узнать из статьи об обменном туре в Иссык-Кульской области).Сегодня, подводя итоги, можно смело говорить о том, что организация слушаний во всех айылных аймаках прошла на должном уровне: везде на самых видных местах были вывешены в виде инфограммы данные о планируемых доходах и расходах, другая полезная информация о бюджете.Важно отметить, что многие организаторы совместили полезное с приятным. На слушаниях отметили активных участников призами за самый лучший и самый интересный вопрос из зала. Для наглядного разъяснения статей бюджета МСУ (куда, зачем и сколько) оригинальный подход нашли сотрудники Ивановского айыл окмоту (Чуйская область), которые продемонстрировали юмористическое театрализованное представление о распределении местного бюджета на следующий год, где каждый сотрудник айыл окмоту исполнял какую-то роль. Герои говорили о доходах и расходах, бедах села – дефиците питьевой и поливной воды, разбитых дорогах, освещении, ремонте школ, детских садов, клубов. Такое креативное новшество очень понравилось людям. По отзывам участников слушаний, это представление подняло настроение, а местный бюджет АА стал более понятным и доступным.В совокупности все было сделано правильно:слушания прошли вовремя, эффективно разработаны и реализованы информационные кампании во всех 29 пилотных муниципалитетах. Цель достигнута, и как результат - население приняло активное участие в обсуждениях, бюджет стал прозрачнее и понятнее, жители определили приоритеты и внесли свои коррективы и предложения в проект главного финансового документа. Теперь дело за органами МСУ, которым предстоит обсудить на сессии кенеша все поступившие предложения и рекомендации, затем провести информационную кампанию по разъяснению внесенных изменений в проект бюджета на 2015 год.
Простота изложения бюджета – сестра таланта его составителя
Любой бюджет – документ серьезный, не все могут его прочитать от корки до корки. В помощь не особо осведомленным в финансах людям разработано краткое описание бюджета (КОБ), подготовленное органом МСУ для предоставления бюджетной информации в доступной для населения форме. В КОБ главным образом описываются источники дохода, каким образом и на что пойдут средства (расходы). Стоит сказать, что специалисты Проекта ГГПОМСУ разработали макет КОБа, благодаря ему органы МСУ смогли без труда подготовить краткое описание бюджета.Проект ГГПОМСУ также оказал муниципалитетам техническую поддержку: провел консультации по проведению слушаний в 13 пилотных АА, помог с копированием КОБа в необходимом количестве для 29 сел, заказом баннеров с диаграммами доходной и расходной части бюджета, афиш-объявлений, пригласительных и др.
Статистика и результаты ОБС
Приятной новостью стало то, что 15 пилотных муниципалитетов самостоятельно, без чьей-либо помощи провели общественные слушания по проекту бюджета. Отличным результатом можно назвать итоги слушаний: в 29 пилотах от населения поступило 225 предложений, из них в проекты бюджетов внесено 132 предложения (см. табл. 1). Порадовало, что население, как оказалось, понимает необходимость увеличения местного бюджета. Так, на слушаниях в 21 аймаке люди внесли 70 различных предложений по увеличению доходов местного бюджетам. В отношении расходов заметно, что в море бытовых проблем сельчане не забыли о необходимости развивать культуру и спорт: в 16 айылных аймаках люди подали 22 предложения по развитию этой сферы.
О чем говорят и что предлагают граждане?
В ходе слушаний сельские органы МСУ получили множество интересных, выполнимых и невыполнимых предложений со стороны участников обсуждения. Анализируя их, мы обратили внимание на то, что люди в первую очередь предлагают увеличить расходную часть местного бюджета, то есть тратить больше денег на решение той или иной проблемы, чаще всего - это ремонт сельских дорог,строительство и реконструкция детских садов и клубов,улучшение водоснабжения, озеленение, освещение улиц и уборка мусора. Например, жители Первомайского,Ала-Букинского, Багышского, Б.Мамбетовского, Аралского айылных аймаков предлагают больше денежных средств выделять на озеленение, освещение, ремонт сельских дорог, водоснабжение и на уборку ТБО, а вот сельчане Тогуз-Тороузского, Масыйского, Сакалдинского, Тогуз-Булакского айылных аймаков просят выделить деньги на строительство детского сада,общественных бань и клуба. О необходимости электрификации высказались жители Торт-Кульского, Джеты-Огузского и Аралского айылных аймаков. С одной стороны, хорошо то, что у граждан есть возможность повлиять на распределение расходов. С другой – не всегда люди задумываются о том, где взять деньги на удовлетворение всех потребностей села? Поэтому особенно ценными и важными выглядят предложения по увеличению доходной части, которые представляют собой советы общественности органам МСУ, как повысить доходы. Например, люди просили рассмотреть вопрос инвентаризации всех земель, в том числе дачных и приусадебных участков, т.к. есть семьи, незаконно захватившие до одного гектара, при этом не имея правоудостоверяющих или правоустанавливающих документов, не платящие налогов (Ак-Чийский, Авлетимский, Кара-Жалский АА). Были подняты вопросы необходимости патентирования сельхозтехники, такси, грузовых машин, бильярдов, частных бань, магазинов, парикмахерских, оказывающих платные услуги населению (Масыйский, Торт Кульский, Кок-Иримский, Б.Мамбетовский АА). В Ак-Чийском АА жители предложили создать специальное место для стрижки овец, а за предоставление платных услуг оплачивать налоги в местный бюджет. О введении четкого контроля и учета по уплате налогов на транспорт – с таким предложением выступили жители Липенского АА.Теперь депутатам местных кенешей на сессиях предстоит обсудить проект бюджета с обновленными дополнениями и изменениями. А нам остается только надеяться на то, что бюджеты всех 29 аймаков будут утверждены с учетом пожеланий и рекомендаций людей.Подводя итоги кампании по проведению слушаний по проекту бюджета на 2015 год в 29 пилотных айылных аймаках, можно отметить следующие позитивные изменения: произошли качественные изменения во взаимоотношениях органов МСУ с сообществом, состоялся конструктивный и весьма эффективный диалог между органами МСУ и населением, результатом которого стали коррективы в проект бюджета на будущий год. Люди стали активнее принимать участие в решении дел местного значения, бюджет айылных аймаков стал более прозрачным и открытым.Вот как сами участники оценивают прошедшие слушания. Житель Курманбековского айылного аймака М.СУЛТАНБЕКОВ: «Спасибо работникам айыл окмоту и нашим депутатам за предоставленную полную информацию по проекту бюджета, это мероприятие проводится в первый раз, мы открыто обсудили необходимую и важную для каждого жителя тему. Теперь нужно регулярно проводить такие мероприятия». О том же говорит житель Б.Мамбетовского АА К. ЖАНГОРОЗОВ: «Это очень правильно, что органы МСУ дают нам возможность участвовать в обсуждении проекта бюджета на следующий год и помогают понять, откуда берутся деньги и на что они расходуются». М