2014-09-07 / Юридическая консультация
Специалисты Проекта ГГПОМСУ проводят многочисленные кон-
сультации для местных кенешей, получая от депутатов большое
число вопросов. Многие из них касаются процесса организации
работы депутата айылного кенеша. Предлагаем вашему внима-
нию ответы на некоторые из них.
ВОПРОС Обязательно ли публиковать все постановления айылного кенеша, принятые на сессии, или можно публиковать только самые важные, касающиеся всех жителей айылного аймака?
ОТВЕТ. Обязательно нужно публиковать все постановления айылного кенеша, так как без публикации, обнародования они не имеют юридической силы, а принятое решение не подлежит исполнению. Согласно пункту 4 статьи 6 Конституции КР, официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов (в том числе постановления местных кенешей) является обязательным условием вступления их в силу.
ВОПРОС. Нужно ли включать все депутатские вопросы, рекомендации, поручения, озвученные на сессии, в текст постановления кенеша или их можно оформить протоколом и передать исполнителю?
ОТВЕТ. Во время обсуждения вопросов на сессии местного кенеша у депутатов к докладчику могут возникнуть вопросы, рекомендации по решениютой или иной задачи. В этом случае в постановлении нужно вкратце описать основные рекомендации и установить срок их исполнения. Контроль за исполнением постановления желательно возложить на соответствующую постоянную комиссию.По истечении срока исполнения, исполнитель обязан отчитаться на сессии кенеша. Если во время сессии прозвучат вопросы или рекомендации, не относящиеся к теме доклада, то их можно оформить отдельным протокольным поручением и передать его к исполнению тому, кому они адресованы.По этим вопросам и рекомендациям не нужно принимать постановление кенеша, но контроль за исполнением протокольного поручения должен быть возложен на постоянную комиссию.
ВОПРОС. Нужно ли знакомить присутствующих на сессии граждан и официальных лиц с депутатами?
ОТВЕТ. В случае участия в сессии кенеша граждан, не являющихся депутатами местного кенеша, ответственный секретарь айыл окмоту регистрирует и вносит их данные в протокол. Далее, согласно регламенту айылного кенеша, секретарь знакомит их с требованиями регламента, с порядком участия в сессии и требованиями этики. Если посетители будут нарушать порядок сессии, торага может сделать несколько предупреждений и затем поставить на голосование процедурный вопрос об удалении участников,нарушивших регламент, из зала заседания. Знакомить же гостей с депутатами не обязательно.Депутаты могут сами представиться перед началом выступления или реплики.
ВОПРОС. Могут ли депутаты айылного кенеша отменить решение, принятое прежним созывом?
ОТВЕТ. Могут, если ранее принятое решение противоречит нормам законодательства, или в случае истечения срока, на который оно было рассчитано. В этом случае депутаты должны обосновать противоречия со ссылкой на нормы закона.
Постановление кенеша прекращает свое действие,согласно статье 10 Закона КР «О нормативных правовых актах КР» следующих случаях:
-
истечения срока, на который было рассчитано постановление кенеша или его соответствующего пункта;
-
принятия нового постановления, которому противоречат положения ранее принятого постановления или которое поглощает ранее принятое постановление;
-
признания судом постановления айылного кенеша (его пунктов) неконституционным или недействительным в установленном законом порядке;
-
признания айылным кенешем своего постановления (пунктов), утратившего силу, или приостановления его действия (пунктов).
ВОПРОС. Могут ли депутаты айылного кенеша избрать одно и то же лицо председателем совместного заседания айылных кенешей вторично, по истечении первого срока?
ОТВЕТ. Норма статьи 21-1 Закона КР «О местном самоуправлении» предусматривает следующую логику. Председатель совместного заседания местных кенешей, президиум, секретариат и счетная комиссия избираются на один год. Следующий состав президиума, секретариата, счетной комиссии и председатель совместного заседания местных кенешей должны избираться в таком же порядке и на такой же срок.Из данной нормы следует, что председатель совместных заседаний местных кенешей и другие перечисленные органы должны избираться только на один год, в следующем году вправе избираться другие претенденты. В то же время часть 9 статьи 21-1 Закона КР «О местном самоуправлении» не оговаривает четкие правила и не ограничивает депутатов избирать одно и то же лицо повторно, поэтому депутаты могут воспользоваться правом избирать это же лицо председателем повторно.
ВОПРОС. Можно ли председателя айылного кенеша избрать сроком на один год?
ОТВЕТ. Нет. Согласно части 2 статьи 37 Закона КР «О местном самоуправлении», председатели айылных кенешей избираются на сессии айылного кенеша из числа депутатов тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов на срок полномочий местного кенеша. То есть председатель избирается до конца срока созыва кенеша, если только по основаниям, указанным в законе, он не будет освобожден от занимаемой должности или самостоятельно не напишет заявление об отставке.М
Подготовил Бектур ОРОЗБАЕВ,
специалист Проекта ГГПОМСУ