2014-11-05 / Горячая тема
А в Кыргызстане ни один из властных органов,включая Счетную палату, не сможет сказать, куда уходили и продолжают утекать деньги тех, кто всю жизнь копил себе на старость, но не дожил до пенсионного возраста. А таковых, как показывает статистика, у нас тысячи и тысячи мужчин и женщин.За все годы существования Соцфонда граждане КР также ни разу не получали внятного ответа на вопрос: сколько зарабатывает ведомство, вкладывая стариковские деньги в ценные бумаги, и на что и кому уходят дивиденды?
Сколько в год из стен правительства выходит разного рода и содержания нормативно-правовых актов? Сотни. О чем они, какие цели и задачи преследуют, что в итоге они меняют в жизни людей? Основной массе населения Кыргызстана весь этот бумажный поток неизвестен, да и не представляет особого интереса. За редким исключением. Этим особым документом, с которого начнется отчет реальных реформ в нашей пенсионной системе, может стать Постановление правительства от 9 октября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР».Этому решению премьер-министра Джоомарта ОТОРБАЕВА, чья подпись скрепила документ, как выразился один из предпринимателей, бизнес готов аплодировать стоя. Так долго и так мучительно - в течение чуть ли не 20 лет - не рождалось ни одно постановление кабмина.Изменения и дополнения касаются Закона «О государственном социальном страховании». Они наконец-то вносят определенную логику в систему Соцфонда, который до сегодняшнего дня представляет собой некое маленькое государство в государстве. Глава общественного объединения «Палата налоговых консультантов» Татьяна КИМ сравнивает его с черным ящиком.
- Что там внутри него? Никому точно не ведомо! – уверена она.Это ведомство одной рукой собирает страховые отчисления, другой – их распределяет, по ходу занимается регистрацией плательщиков, их учетом и контролем, проверкой и наказанием. У него свой бюджет, который представляет собой «тайну мадридского двора», ревностно охраняемую руководителями всех постсоветских поколений пенсионного органа.Те из числа чиновников или общественных организаций, кто когда-либо пытался пролить хоть лучик света на секретные лабиринты этой системы, чтобы сделать ее прозрачнее, рано или поздно отказывался от своей затеи. Потому что тут же сталкивался с мощнейшим сопротивлением, которое трудно представить от такой, скажем так, не определяющей в нашей стране ни экономической,ни социальной политики структуры, как Соцфонд.Не иначе, как требуется свой СНОУДЕН, чтобы все тайное сделать явным.Но если отбросить шутки в сторону, то постановление правительства от 9 октября сего года делает попытку рассекретить ведомство, забрав у него функции по сбору и администрированию страховых отчислений и передав их уполномоченному органу, в роли которого должна выступать Налоговая служба. Эта структура осуществляет сбор восьми налогов, неся основную нагрузку по пополнению доходной части республиканского бюджета, так что еще один налог – социальный – она осилит, считают разработчики документа. Ну а кто, если не ГНС, которая в последние несколько лет, в отличие от Соцфонда, смогла перестроить свою деятельность, сделав ее более открытой, прозрачной, сервисно-доступной для клиентов? Введение «единого окна», возможность подачи отчетов в электронном виде, сокращение количества проверок и отчетности, а также другие новые тенденции в работе, сняли определенную напряженность в отношениях контролирующего органа и налогоплательщиков, постепенно переводя их в плоскость партнерских.Конечно, действующую налоговую систему трудно назвать передовой, но изменения в лучшую сторону заметны. Возьмем, например, открытость. Качество очень важное, особенно, когда речь касается денег налогоплательщиков. - У ГНС масса недостатков и недоработок, которые всем хорошо известны. Но если я захочу узнать больше о налогах, разложить по отраслям, я получу такую информацию, - поделилась своим мнением Татьяна Михайловна. – То же самое я могу сказать о налогах крупные компаний,предприятий малого и среднего бизнеса, вкладе районов или областей в пополнении казны. Цифры останутся одни и те же. А в Соцфонде данные в таблицах доходов могут разниться, причем на миллиарды сомов.
Эксперты Минэкономики давно подсчитали, что по количеству плательщиков существуют серьезные расхождения в базе данных ГНС и Соцфонда в пользу первой. Если по юридическим лицам разница не столь существенна, то по индивидуальным предпринимателям, крестьянско-фермерским хозяйствам количество налогоплательщиков, администрируемых Налоговой службой, в несколько раз превышает численность плательщиков Соцфонда.
Поэтому при передаче функций сбора ГНС, утверждают они, собираемость страховых платежей автоматически увеличится на 1,5 миллиарда сомов.Можно будет наконец-то навести порядок и в учете – выявить тех, кто уклоняется от уплаты страховых отчислений. Ведь, по сути, данные о налогоплательщиках и у ГНС, и у Соцфонда должны быть идентичными. Но сегодня в Кыргызстане дело обстоит не так.Есть много других причин, по которым необходимо менять существующую практику пенсионной системы. Одной из важных, по мнению эксперта IFC Эмиля АБДЫКАЛЫКОВА является снижение нагрузки на бизнес, за счет которого и существует фонд, формируется его бюджет, и производятся выплаты старикам и малоимущим семьям, потерявшим кормильцев: - Проверки, ежемесячная сдача отчетов в Соцфонд - это для предпринимателей повинность,которая только мешает работе, отнимает время и нервы. При этом походы в налоговую инспекцию сейчас проходят безболезненно, благодаря «единому окну». А вот посещение районных отделений Соцфонда, особенно разговоры с куратором,у многих вызывают стресс.Это и понятно, если в ГНС целью ставят максимально снизить общение инспектора с налогоплательщиком, дабы искоренить коррупционные проявления, то в пенсионном ведомстве так называемое кураторство только поощряется.При этом, заметим, наш бизнес вынужден платить один из самых высоких в мире налогов. Ставка страховых взносов в Австралии – 18 процентов,в Швеции – 18,5, США и Грузии – 15, Великобритании и Казахстане – 11, Нидерландах и Германии – 10, Республики Корея – 9. Заметим еще, что сбор и администрирование взносов во всех этих странах осуществляет налоговый орган.При сопоставлении этих показателей с нашими сразу возникает масса вопросов, главный из которых: почему при столь высокой ставке – 27 процентов у наших стариков такая мизерная пенсия?По данным Соцфонда, в 2014 году общая численность пенсионеров составляет 589,6 тысячи человек, средний размер пенсий с учетом компенсаций на электроэнергию – 4432 сома, а прожиточный минимум – 4408 сомов. Сделаем одну существенную поправку: тех, кто получает среднюю пенсию и выше – чуть больше половины, остальные, а это свыше 250 тысяч человек, получается, не дотягивают даже до прожиточного минимума.Конечно, трудно здесь не согласиться с бывшим заместителем министра финансов, зам.министра экономики Грузии Гиорги ЦХАКАЯ, недавно посетившим нашу страну, что чем выше налог,тем неохотней его платят. Но он же был одним из реформаторов грузинской экономики, который ликвидировал устаревшую пенсионную систему,передав ее функции по сбору, администрированию социального налога Налоговой службе, а регистрацию и распределение средств - Минздраву.Сегодня ни у предпринимателей, ни у фискалов,ни у пенсионеров не болит голова на предмет того, куда уходят деньги?! Их больше заботит, как увеличить сбор и улучшить благосостояние населения.А в Кыргызстане ни один из властных органов,включая Счетную палату, не сможет сказать, куда уходили и продолжают утекать деньги тех, кто всю жизнь копил себе на старость, но не дожил до пенсионного возраста. А таковых, как показывает статистика, у нас тысячи и тысячи мужчин и женщин.За все годы существования Соцфонда граждане КР также ни разу не получали внятного ответа на вопрос: сколько зарабатывает ведомство, вкладывая стариковские деньги в ценные бумаги, и на что и кому уходят дивиденды?Между тем из-за непрозрачности формирования бюджета и расходования средств, крайне слабого менеджмента, отсутствия должного контроля из-за особого статуса Соцфонда, из года в год растут объемы трансфертов из республиканской казны. Так, в 2014 году они достигли 14 миллиардов сомов, усиливая нагрузку на республиканский бюджет.Зная статистику, можно понять грамотных и продвинутых молодых людей, которые сегодня отказываются инвестировать в старость. По существу получается, что добросовестные юридические и физические лица, делающие ежемесячные соцотчисления по высоким ставкам, платят дважды. Вернее за них это делает правительство, направляя часть собранных у тех же бизнесменов налогов в виде финансовой подпитки в Соцфонд.При этом самое обидное, что наши старики от этого ни богаче, ни счастливее не становятся, а повышения в виде 250-300 сомов рассматривают как унизительную подачку. Это примерно 15 буханок хлеба или три литра растительного масла.Если все видят, понимают, что требуется реформировать Соцфонд, почему процесс так тормозится? Может все дело в законах?
- На самом деле налогооблагаемая база и база социальных отчислений одна и та же, - считает Эмиль АБДЫКАЛЫКОВ Разница – в разных вычетах. Поэтому при передаче функций необходимо гармонизировать нормативно-правовые акты: сделать одинаковые вычеты, одинаковые освобождения. Если законодательство, касающееся подоходного налога, будет унифицировано, то переобучать налоговиков не нужно будет. Другой вопрос, если передадут функции в сегодняшнем виде. Тогда инспекторам нужно будет знать специфику и методику расчета по разным категориям. Но это, я вам скажу, вопрос решаемый. В настоящее время законодательная база пока не готова, но это дело не так сложно поправить. Для грамотных специалистов подготовить законопроект займет полдня времени.Реформы не идут, как считают многие, в том числе и Татьяна КИМ, из-за сильного лоббирования пенсионного ведомства, интерес которого – не допустить передачи сбора и контроля финансовых потоков другому органу. Тогда «тайны соцфондовского двора» уже не будут тайнами.Еще одна причина - нерешительность, инертность исполнительной власти, которая готова к переменам, но боится возникновения нестыковок, пробуксовок, которые всегда имеют место при передаче полномочий и функций от одной структуры в другую. В Грузии это тоже было, но там правительство стойко выдержало и давление противников оптимизации, и жалобы и стенания пенсионеров.
Учитывая все факторы, а также с целью минимизации возможных рисков, руководитель Палаты налоговых консультантов поддерживает правительство в решении поэтапного перехода на новое налогообложение социальных отчислений. Планируется, что сначала новшество будет апробировано в двух пилотах – в одном из сельских и в одном из столичных районов.Но прежде, по словам Татьяны КИМ, правительство должно дать все полномочия по сбору и администрированию пилотам ГНС, закрепив это документально. «Иначе придет инспектор на объект проверять бухгалтерию по соцотчислениям, так его могут и «послать». На каком основании компания должна перед ним отчитываться?».Вопросов и проблем много, но все же меньше,чем сейчас, когда своим постановлением правительство продемонстрировало решительность оптимизировать Соцфонд, вытащить целую структуру из тени. Оно проявило политическую волю, о необходимости которой, как о главном факторе успеха, говорили все мои собеседники эксперты. Но дополнения и изменения в Закон «О государственном социальном страховании» должны получить одобрение у Жогорку Кенеша.Поэтому остается открытым вопрос: хватит ли у парламентариев политической воли, чтобы поддержать правительство в его стремлении сделать экономическую и социальную политику эффективнее и гуманнее к людям.
Лика ЧУМАКОВА