Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

НАЭЛЕКТРИЗОВАННОЕ обсуждение электрификации

2014-12-22 / Горячая тема
НАЭЛЕКТРИЗОВАННОЕ обсуждение электрификации

26 декабря 2014 года Комитет Жогорку Кенеша по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию совместно с Проектом ИПР «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемым Правительством Швейцарии, в партнерстве с Британским министерством по международному развитию провел «круглый стол» на тему: «Проблемы законодательства Кыргызской Республики в сфере обеспечения электроснабжением новых потребителей».

 
 
 
Обсуждение касалось вопросов обеспечения электроэнергией новых потребителей, не имеющих доступа к электроэнергии, а также законопроекта, направленного на решение данной проблемы, инициированного депутатами ЖК Кенжебеком БОКОЕВЫМ и Кожобеком РЫСПАЕВЫМ. Особую важность законопроекту придает связь с разделом об энергетике Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы (в части обеспечения надежной и бесперебойной поставки электроэнергии, прежде всего, внутренним потребителям). Согласно программе «круглого стола», с приветственной речью выступил Кожобек РЫСПАЕВ, председатель Комитета ЖК КР по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию. Депутат уверен, что электроснабжением новых потребителей должны заниматься,прежде всего, распредкомпании. «Они продают электроэнергию, и население платит за нее. При этом строительством новых линий электропередачи почти никто не занимается. Иногда эти расходы берут на себя органы МСУ или само население. Поэтому законом должно быть четко закреплено, что тот, кто продает энергию, и должен строить новые сети».
 
Остроту обсуждению придало участие и позиция министра энергетики и промышленности Кубанычбека ТУРДУБАЕВА: «Электрификация новостроек – очень своевременный вопрос, который ранее не поднимался на таком высоком уровне». Он с сожалением признал, что сегодня энергокомпании не в состоянии электрифицировать новостройки, потому что в их бюджетах не предусмотрены средства на эти цели. «Расходная часть бюджетов распредкомпаний составляет 4 млрд. 412 млн.сомов. А сегодня, по нашим предварительным расчетам, только для электрификации новостроек необходимо 4 млрд. 474 млн. сомов. Поэтому средств распредкомпаний достаточно только для того, чтобы поддерживать уже существующие сети в работоспособном состоянии и не более.Совершенно очевидно, что самостоятельно вопрос электроснабжения новостроек они решитьне смогут. Поэтому хорошо, что вопрос поднят депутатами», – отметил глава Минэнергопрома.Он также добавил, что взваливать все расходы на бюджет будет «нечестно», поэтому их часть должна быть заложена в тарифе.
 
«Нынешний тариф эти затраты не покрывает,Здесь и далее использованы цитаты из материала Максима ЦОЙ, полный текст которого можно найти по ссылке: http://www.vb.kg/298134 от 26 декабря 2014 года.и мы должны об этом честно говорить. Решением вопроса финансирования электрификации новостроек может стать увеличение доходной части бюджета или создание долгосрочного проекта с привлечением доноров, под который уже сейчас нужно скорректировать среднесрочную тарифную политику. Второй путь, на мой взгляд, более реалистичный. Но возможен также и комбинированный подход», – заключил ТУРДУБАЕВ.В рамках обсуждаемой темы активно и заинтересованно выступили представители Министерства финансов КР, главы айыл окмоту,председатели и депутаты айылных кенешей,независимые эксперты и представители неправительственных организаций. Например, бывший член общественного наблюдательного совета при Минэнергопроме Рита КАРАСАРТОВА считает, что одной из самых главных проблем в энергетике является финансирование статьи «капитальное строительство». По ее мнению, предлагаемые законодательные дополнения ситуацию не исправят.«Законодатели опять предлагают финансировать строительство новых электросетей за счет средств республиканского бюджета, распредкомпаний, а также подключать местные бюджеты. То есть опять все сваливается в одну кучу. Получится, что все стороны снова начнут переводить стрелки друг на друга. Ведь речь идет о достаточно крупных средствах.А в республиканском бюджете обычно дефицит, у айыл окмоту много других проблем, помимо электроснабжения», – отметила КАРАСАРТОВА.По ее словам, решением может стать привлечение частных инвесторов и построение нормальных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. «Если у местных органов власти есть деньги, они могут построить электросети, но,передавая эти активы на баланс энергокомпаний,они должны в течение нескольких лет получать электроэнергию. А у нас получается так, что мэрия Бишкека строит линии электропередачи, а потом город не получает электричество из-за долгов муниципального предприятия «Бишкексвет».Возникает вопрос, почему муниципалитет, вкладывая огромные средства в расширение энергетической инфраструктуры, остается без света», – спрашивает общественный активист. Она считает, что также нужно активно развивать государственночастное партнерство. Чтобы привлечь инвесторов к строительству новый электросетей, нужно предоставить им гарантию того, что в будущем у них будет возможность получать энергию по более низкой стоимости. В таком случае они смогут продавать ее населению по действующим тарифам.«Хорошую идею государственно-частного партнерства испортили тем, что на рынок были допущены расплодившиеся посреднические энергокомпании. Они не занимаются развитием инфраструктуры, но при этом получают огромные доходы за счет перепродажи электричества. Поэтому при возникновении любой инициативы, у всех в голове сразу появляются подозрения в создании «серых схем»», – подчеркнула КАРАСАРТОВА.
 
Эмоционально и открыто выступали представители органов местного самоуправления. Так, глава Кол-Торского айыл окмоту Тонского района Иссык-Кульской области Кубан АЗИМОВ открыто сказал: «Из-за отсутствия в законодательстве четко установленных правил и ответственных за решение данной проблемы,сегодня в трудную ситуацию в первую очередь попадают органы МСУ, так как численность населения растет, строятся новые жилмассивы, в итоге встает вопрос об их электрификации. Население обращается с этим вопросом к РЭС, но РЭС, считая проблему вопросом местного значения, направляет граждан в айыл окмоту. В итоге население требует у айыл окмоту, как у представителя местной власти, покупки электрооборудования и установки за счет средств местного бюджета.Хотя, согласно закону о местном самоуправлении, айыл окмоту вправе обеспечивать только освещение мест общего пользования, вопросы же электрификации новостроек не включены в категорию вопросов местного значения.Если примешься решать данный вопрос за счет местного бюджета, то угодишь в тюрьму за нецелевое использование средств местного бюджета.Если отказываешься решать проблему, то тебя возненавидит население и депутаты местного кенеша.Замкнутый круг! Захочешь помочь людям – создашь проблему самому себе.Но даже если найдешь какие-то способы решить вопрос, поставишь трансформаторы, протянешь линии и обеспечишь население электроэнергией, то в будущем окажешься в еще более трудной ситуации.Потому что дальше нужно обсуживать это электрооборудование, а у айыл окмоту в штате нет электриков и нет самого права на обслуживание. РЭС, в свою очередь, не желает брать на себя ответственность и что-то делать. А если сделает, то потом потребует бесплатно передать все электрооборудование, приобретенное за счет местного бюджета,на баланс РЭС. Тогда как закон о муниципальной собственности запрещает органам МСУ бесплатно передавать муниципальную собственность иным лицам. Вот такие острые проблемы сегодня тревожат всех нас, все эти противоречивые нормы законодательства нужно решать в срочном порядке, ибо любой глава айыл окмоту, стремясь помочь людям,может оказаться на скамье подсудимых».
 
В законопроект представитель МСУ предложил включить важное уточнение: в случае использования органами МСУ в целях электрификации средств местного бюджета, прописать процедуру возмещения этих средств органам МСУ за счет средств республиканского бюджета или за счет средств энергокомпаний. «Многие аймаки и так находятся на дотации, им не хватает средств для решения вопросов местного значения, поэтому нужно предусмотреть в законе способы возмещения средств местного бюджета путем взаимозачета за счет потребляемой электроэнергии или деньгами», – заключил Кубан АЗИМОВ.Учитывая высокую общественную значимость и актуальность вопроса, по результатам мероприятия председатель Комитет ЖК по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию К.РЫСПАЕВ, с учетом озвученных замечаний,предложений и рекомендаций участников, предложил принять следующую резолюцию «круглого стола»:
 
  • участниками мероприятия в целом одобрен проект закона КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» инициированный депутатами ЖК К.БОКОЕВЫМ и К. РЫСПАЕВЫМ;
  • рекомендовать Правительству КР внести в Комитет ЖК по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию заключение Правительства КР по указанному проекту закона;
  • Комитету ЖК по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию рекомендовано рассмотреть на заседании проект закона, с учетом озвученных замечаний, предложений, рекомендаций участников «круглого стола» и заключения Правительства КР.
Суть законопроекта – введение понятия «клиент с запросом» Проектом закона предлагается Закон КР «Об электроэнергетике» дополнить новым понятием «клиент, осуществивший запрос на электроснабжение», которое включает новых потребителей,нуждающихся в обеспечении электроэнергией.Определения, предусмотренные в законе, – «бытовой абонент, бытовой потребитель», к сожалению,относятся к потребителям, уже имеющим доступ к электроэнергии, и определения для новых потре-бителей (клиентов), нуждающихся в обеспечении электроснабжением, закон не предусматривает.
 
Для обеспечения электроснабжением новых клиентов, осуществивших запрос, законопроектом предлагается Закон КР «Об электроэнергетике» дополнить новой статьей 14-1. Согласно этой статье, обеспечение электроснабжением новых клиентов, осуществивших запрос, должно осуществляться уполномоченным государственным органом или электроэнергетическими предприятиями за счет средств республиканского бюджета и за счет средств электроэнергетических предприятий,в рамках выполнения ими собственных программ.При этом проект закона оставляет за органами МСУ право при возможности и наличии средств местного бюджета осуществлять электроснабжение новых потребителей. Данная норма дает органам МСУ возможность привлекать инвестиции и гранты для решения этого вопроса.Далее проект закона разрешает обеспечение электроснабжением новых потребителей за счет собственных средств, с их согласия. При этом материальные затраты потребителей, направленные на обеспечение самих себя электроснабжением, должны быть возмещены им уполномоченным государственным органом за счет средств республиканского бюджета или электроэнергетическими предприятиями за счет собственных средств. Вместе с тем порядок взаимоотношений уполномоченного государственного органа с электроэнергетическими предприятиями, а также клиентов с электроэнергетическими предприятиями,по обеспечению потребителей электроснабжением и обслуживанию электрооборудований должен устанавливаться Правительством КР. М

Похожие материалы: