Актуальность данного вопроса возрастает с каждым днем с ростом населения, увеличением числа новых семей, трансформацией земель под индивидуальное жилищное строительство. Все это требует комплексного государственного подхода и особого внимания со стороны правительства и уполномоченного государственного органа по выработке политики в сфере энергетики. В то же время, учитывая сложные финансовые условия органов МСУ, которые в основном являются дотационными и нуждаются в дополнительном финансировании из республиканского бюджета, стопроцентное возложение на плечи органов МСУ решения проблем по обеспечению электроэнергией новых потребителей (клиентов) преждевременно.
Во времена Советского Союза вопрос развития инфраструктуры новостроек и доступа их к электроэнергии решался через государственное планирование и распределение средств с участием всех структур государства и специальных строительных организаций в области электроэнергии (например, Киргизэлектрострой, Киргизсельстройи т.д.). Заказчиком выступали местные государственные структуры. По приблизительным оценкам, ежегодно в энергосистему Киргизской ССР направлялось 65 млн. долларов. Электроэнергией были обеспечены почти все населенные пункты, система централизованного электроснабжения охватывала до 99% населения.
После получения независимости энергетический сектор Кыргызской Республики претерпел значительные изменения: единый крупный энергохолдинг, в лице АО «Кыргызэнерго», был реорганизован по функциональному признаку в несколько компаний, а вопрос обеспечения электроснабжением новых территорий был забыт, не включен ни в чью компетенцию. В результате сложилась ситуация, при которой никто не несет ответственности за электрификацию новых территорий. В результате реорганизации АО «Кыргызэнерго» и разделения его имущественного комплекса появился ряд электроэнергетических компаний, теперь производство электрической энергии осуществляет ОАО «Электрические станции».Передачу электрической энергии по высоковольтным сетям осуществляет ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана». Функции распределения электрической энергии по сетям 35 кВт и ниже до конечного потребителя выполняют в основном четыре региональные (монопольные) электрораспределительные предприятия: ОАО «Северэлектро», ОАО «Востокэлектро», ОАО «Ошэлектро» и ОАО «Джалал-Абадэлектро», а также имеются и небольшие частные компании.
Распределяющие компании, в соответствии с их уставом, осуществляют покупку, транспортировку, распределение и продажу электроэнергии, а вопросы проведения линий электропередачи, закупки трансформаторов и опор ЛЭП считают вопросами местного значения, относя их к компетенции органов МСУ. Органы МСУ и государственные органы, в том числе Министерство финансов КР (см. письмо министра финансов КР О. ЛАВРОВОЙ к депутату ЖК КР К.Ж. РЫСПАЕВУ от 22.01.2014 г., №08-2-1/70), в свою очередь относят данный вопрос к вопросам государственного значения и адресуют его решение к ведению энергокомпаний.
Сухой остаток – никто за вопросы электрификации не отвечает. А что граждане? Выкручиваются,как могут. Смотря как будут «давить» на власти, могут получать разные результаты, однако основной движущей силой электрификации остается само сообщество. Сегодня вопросы электроснабжения новых потребителей (клиентов) решаются индивидуально, с использованием разных комбинаций, включающих все возможные местные и внешние ресурсы:
-
органы МСУ за свой счет (в случае отсутствия дотаций из республиканского бюджета);
-
органы МСУ + сообщество;
-
органы МСУ + сообщество + средства от стимулирующего гранта;
-
органы МСУ + сообщество + РЭС;
-
органы МСУ + сообщество + частный поставщик электроэнергии;
-
органы МСУ + сообщество + донорские средства;
-
сообщество + донорские средства.
Количество новостроек по приблизительным оценкам:
-
на окраинах города Бишкека - 52 новых жилмассива (в Чуйской области новостроек больше, по сравнению с другими регионами, поскольку миграция в регион больше);
-
вокруг города Оша - 8 новостроек (Фуркат, Ишкаван, Южный, Ташлак, Жапалак, Дачный участок, Ак-Тилек и др.);
-
вокруг города Джалал-Абада – 10 новостроек, количество новостроек в области не уточнено;
-
в Иссык-Кульской области: город Каракол - 6 новостроек, Балыкчы – 4, все нуждаются в электрификации; дополнительно в разрезе районов: Иссык-Кульский – 13, Тонский – 9, Джеты-Огузский – 15, Аксуйский – 10,Тюпский – 181;
-
Нарынская область отличается миграцией в другие регионы, но, несмотря на это,новостройки в области встречаются в небольшом масштабе во всех населенных пунктах, что связано с ростом населения и появлением новых семей. Общее количество новостроек около 100;
-
в Баткенской и Таласской областях, дополнительно к проблемам полуофициальных новых поселений, добавляются аспекты границы с другой страной, где эти проблемы еще актуальней.
Рост потребления электроэнергии на 3-5% в год опережает рост новых мощностей. За последние пять лет удельный вес потребления электроэнергии населением возрос на 8 процентов.Согласно социологическому исследованию «Оценка системы распределения электроэнергии», проведенному в 2013 году Общественным фондом ЮНИСОН, потребност новых подключений к электричеству по регионам следующая:
-
город Бишкек – 32, 7%,
-
Джалал-Абадская область – 28,7%,
-
Чуйская область – 13,9%,
-
Ошская область – 8,9%,
-
Нарынская область – 5%,
-
Иссык-Кульская область – 3%,
-
Баткенская область – 3%.
Актуальность данного вопроса возрастает с каждым днем с ростом населения, увеличением числа новых семей, трансформацией земель под индивидуальное жилищное строительство. Все это требует комплексного государственного подхода и особого внимания со стороны правительства и уполномоченного государственного органа по выработке политики в сфере энергетики. В то же время, учитывая сложные финансовые условия органов МСУ,которые в основном являются дотационными и нуждаются в дополнительном финансировании из республиканского бюджета, стопроцентное возложение на плечи органов МСУ решения проблем по обеспечению электроэнергией новых потребителей (клиентов) преждевременно.
Что говорит действующее законодательство? Согласно действующему законодательству,полномочия государственных органов, в том числе распределяющих компаний и органов МСУ,по организации и обеспечению электроснабжением новых потребителей недостаточно четко расписаны, что отражается непосредственно на простых гражданах, не имеющих доступа к электроэнергии.Так, в Законе КР «О местном самоуправлении», органы местного самоуправления ответственны за социально-экономическое развитие территории и должны способствовать решению вопросов местного значения. Однако вопросы местного значения включают только организацию освещения мест общего пользования вопросы же обеспечения доступа населения к электроэнергии не включены в категорию вопросов местного значения, но и не предусмотрены в делегированных государственных полномочиях.Таким образом, вопрос подключения новых потребителей к электроснабжению выпал из поля зрения законодателей.
В то же время статьей 14 Закона КР «Об электроэнергетике» установлено, что «на владельцев лицензий возлагается обязанность обеспечивать электроснабжение всех находящихся на территории их деятельности клиентов, которыми осуществляется запрос на снабжение, в том числе обеспечение электроснабжения клиентов в отдаленных районах».Несмотря на соответствующую статью по электроснабжению потребителей, распределяющими предприятиями не исполняется норма законодательного акта либо трактуется иным образом: распределяющие предприятия считают, что действие статьи 14 распространяется только на существующих потребителей, либо данная норма открыто игнорируется распределяющими предприятиями из-за отсутствия финансовых средств.
В то же время распределяющие предприятия получают оплату от потребителей за поставку и продажу своего товара-электроэнергии (абзац 26 статьи 2 Закона КР «Об электроэнергетике»).Согласно законам экономики, продавец товара расширяет свой рынок за свой счет, именно продавец, прежде чем продавать свой товар, обязан построить магазин или лавку. Так и распределяющие предприятия или уполномоченный государственный орган, с львиной долей государственного пакета акций, прежде всего обязан построить электрооборудование для поставки и продажи электроэнергии покупателям (клиентам). В действительности в Кыргызстане сохранились и действуют остаточные принципы советской системы хозяйствования.
Поставщики обслуживают уже подготовленные участки с установленными трансформаторами и линиями электропередачи. Процедур подключения новых районов – новостроек -в уставах распределительных компаний не предусмотрено.Возникают также противоречивые ситуации,когда распределяющие предприятия выписывают счета за потребленную электроэнергию и принимают оплату от потребителей, в то время как электрооборудование, задействованное в процессе поставки электроэнергии, не находится на балансе этих предприятий. Такая ситуация складывается в основном при установке оборудования другими участниками – населением, органами местного самоуправления, и в особенности международными донорскими организациями.При условии неукоснительного исполнения распределяющими предприятиями положений статьи 14 Закона КР «Об электроэнергетике»,можно было бы снять существующие проблемы электроснабжения новых территорий. Однако отсутствие четко оговоренных норм в законодательстве создает двусмысленную ситуацию,позволяя органам управления толковать закон в зависимости от обстоятельств и выгоды. При наличии политической воли со стороны государственных органов или влиятельных чиновников,курирующих вопросы доступа к электроэнергии,вопрос о подключении новых потребителей может решаться положительно. В случае нехватки ресурсов и желания – отрицательно. Это недопустимая ситуация, создающая несправедливые условия для потребителей.М
Бектур ОРОЗБАЕВ, юрист Проекта ГГПОМСУ