Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

ВЫБОР СДЕЛАН ЗА НАС

2012-09-30 / Горячая тема

Изменения в Закон КР «О местном самоуправлении», Изменения в Закон КР «О местной государственной администрации», Изменения в Закон КР «О выборах депутатов местных кенешей»

 

Жарким летом 2012 года из-под пера Президента вышли два закона, содержащие поправки к законодательству, касающемуся выборов депутатов местных кенешей. Речь идет о Законе КР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР» от 3 августа 2012 г. № 149 (данный закон предусматривает внесение изменений и дополнений в законы КР «О местном самоуправлении», «О местной государственной администрации», «О выборах депутатов местных кенешей») и о Законе Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» от 6 июля 2012 г.  № 99.Общество пытаются убедить, что поправки носят косметический характер. На самом деле часть изменений создает весьма опасный прецендент, так как нарушаются  основы демократического государства.
Комментарии Бекболота Бекиева и Бектура Орозбаева
 

 

Изменения в Закон КР «О местном самоуправлении» 
 
Указанным Законом предусматривается упразднение института районных кенешей из системы органов местного самоуправления с передачей его функций новому образованию в виде «совместного заседания местных кенешей», которое представляет собой «собрание депутатов местных кенешей (айылных и городских) соответствующей административно-территориальной единицы – района». 
 
В этой связи Закон «О местном самоуправлении» дополняется новой статьей 21-1, в которой приводится перечень вопросов, решение которых отнесено к компетенции совместного заседания местных кенешей, а именно:
 
1) внесение предложения по кандидатуре для назначения на должность главы местной государственной администрации – акима;
 
2) заслушивание не реже одного раза в год отчета главы местной государственной администрации о положении дел на соответствующей территории;
 
3) выражение недоверия главе местной государственной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей двумя третями голосов от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей;
 
4) представление Центральной избирательной комиссии кандидатур для включения в состав территориальной избирательной комиссии, а также кандидатур в состав резерва территориальной избирательной комиссии в количестве, установленном законом.
 
В этой же статье определены порядок, правомочность проведения совместного заседания местных кенешей, порядок принятия решений, порядок и сроки избрания президиума, председателя, секретариата и счётной комиссии совместного заседания местных кенешей, порядок инициирования вопроса о выражении недоверия акиму. 
 
Относительно указанных изменений законодательства необходимо отметить следующее. 
 
Упразднение районных кенешей является правильным, поскольку Конституция КР не предусматривает такой орган местного самоуправления и орган власти вообще. Законы КР «О местном самоуправлении», «О местной государственной администрации», «О выборах депутатов местных кенешей», предусматривающие нормы о районных кенешах, изначально, с момента их принятия, противоречили в этой части Конституции КР. 
 
В то же время предлагаемый в указанном законе новый орган власти в виде «совместного заседания местных кенешей», по нашему мнению, также с точки зрения конституционности является сомнительным, поскольку такой орган власти в Конституции также не предусмотрен. В статье 89 Конституции КР предусматривается конституционное право местных кенешей вносить предложения по назначению и освобождению глав местных государственных администраций, а не каких-либо новых органов власти в виде «совместного заседания местных кенешей». 
 
Кроме того, отныне, согласно внесенному изменению в часть 2 статьи 14 Закона «О местном самоуправлении», правом местной нормотворческой (народной) инициативы обладает не менее одной трети членов местного сообщества. Ранее этим правом обладали не менее 100 членов местного сообщества.
 
Дополнением, внесенным в статью 21 Закона «О местном самоуправлении», определено, что в случае формирования в городском кенеше фракции или коалиции фракций большинства, постоянная комиссия по бюджету и финансам передается фракции или коалиции фракций меньшинства. Как известно, такой порядок предусмотрен в структуре Жогорку Кенеша, где, согласно части 1 статьи 76 Конституции КР, Жогорку Кенеш из числа депутатов образует комитеты, а также временные комиссии; формирует их составы; при этом председателями комитетов по вопросам бюджета и правопорядка являются представители парламентской оппозиции.
 
В статью 43 Закона КР «О местном самоуправлении» внесены изменения о том, что выборы мэра города назначаются Центральной избирательной комиссией (далее - ЦИК) не позднее 10 календарных дней со дня первого заседания вновь избранного городского кенеша. Кроме того, в данную статью введена норма о том, что в случае досрочного освобождения мэра города от занимаемой должности за 90 календарных дней до окончания срока созыва городского кенеша, выборы мэра города ЦИК не назначаются до первого заседания вновь избранного городского кенеша. Эти изменения внесены в целях совершенствования порядка избрания глав исполнительных органов местного самоуправления.
 
Как известно, согласно части 1 статьи 43 Закона КР «О местном самоуправлении», мэр города избирается городским кенешем на срок его созыва. На практике могут быть случаи, когда мэр города может быть досрочно освобожден от занимаемой должности, к примеру, за три месяца до окончания его срока созыва городского кенеша. Избирать мэра на три месяца в таких случаях нецелесообразно, поэтому указанными изменениями в законодательстве в таких случаях предлагается не проводить выборы мэра города до формирования нового состава городского кенеша. 
 
Аналогичные изменения внесены в статью 49 Закона КР «О местном самоуправлении», предусматривающую порядок выборов главы айыл окмоту.
 
Изменения в Закон КР «О местной государственной администрации»
 
Поправки, внесенные в Закон КР «О местной государственной администрации» (далее – Закон), также предусматривают замену районных кенешей совместными заседаниями местных кенешей с соответствующей передачей им функций районного кенеша. 
 
В статье 9 Закона в связи с упразднением районного кенеша его полномочие по утверждению проектов программ социально-экономического развития территории и социальной защиты населения передано местной государственной администрации. 
 
В статье 11 указанного Закона предусмотрено право главы местной государственной администрации – акима – поставить вопрос о созыве сессии совместного заседания местных кенешей и участвовать в их работе с правом совещательного голоса.
 
Изменения в Закон КР «О выборах депутатов местных кенешей»
 
Поправки, внесенные в Закон КР «О выборах депутатов местных кенешей», также предусматривают исключение из всего текста Закона слова «районный кенеш». 
 
Внесено изменение в определение понятия «устав местного сообщества», предусмотренное в статье 2 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей». Оно приведено в соответствие с аналогичным понятием, изложенным в Законе КР «О местном самоуправлении», и изложено как «правовой акт местного сообщества».
 
Статья 51 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей» также дополнена нормой, дающей кандидату, состоящему в списке кандидатов политической партии, после голосования до распределения депутатских мандатов, право с согласия кандидата на место (очередность), в списке кандидатов которого он претендует, а также с согласия высшего и территориального органов политической партии обратиться в соответствующую территориальную избирательную комиссию с заявлением об изменении его очередности в списке кандидатов. Такая же норма заложена в статье 56 данного Закона «Определение результатов выборов депутатов кенешей». 
 
Изменениями в указанный Закон увеличены размеры денежных средств, за счет которых формируются избирательные фонды политических партий для финансирования избирательной кампании, а также разграничены суммы избирательного фонда для городов республиканского значения и городов областного, районного значения. Так, согласно внесенным изменениям, предельная сумма расходов из средств избирательного фонда политической партии, выдвинувшей список кандидатов в Бишкекский, Ошский городские кенеши, теперь не может превышать расчетный показатель более чем в 150 000 раз, т. е. 15 миллионов сомов. Предельная сумма расходов политической партии, выдвинувшей список кандидатов в другие городские кенеши, впредь не может превышать расчетный показатель более чем в 50 000 раз, т.е. 5 миллионов сомов.
 
Прошедшие в 2012 году выборы в городские кенеши городов Ош, Каракол и Токмок, показали, что предельная сумма избирательных фондов, установленная ранее в статье 55 Закона «О выборах депутатов местных кенешей» в размере 500 тысяч сомов, оказалась недостаточной для проведения эффективной предвыборной кампании, не соответствовала экономическим отношениям в данной сфере на современном этапе, тем самым не способствовала прозрачности при формировании и расходовании средств избирательных фондов. 
 
В этой связи настоящим Законом были увеличены предельные размеры избирательных фондов, а также установлены отдельные суммы избирательных фондов для городов республиканского значения и городов областного и районного значения, с учетом количества членов местного сообщества, проживающих в вышеуказанных городах.
 
Особого внимания требует статья 4 указанного Закона, которая предусматривает  продление (!) сроков полномочий депутатов местных кенешей, избранных по результатам выборов, состоявшихся 5 октября 2008 года, до 30 ноября 2012 года. Указанная норма Закона прямо противоречит Конституции и иным законам КР, нарушает конституционные основы народовластия, порядок проведения выборов и формирования органов власти. 
 
Так, согласно статье 2 Конституции, народ Кыргызстана является единственным источником государственной власти в КР. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов МСУ. Выборы депутатов представительных органов МСУ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 
 
Итак, только народ Кыргызстана, в данном случае местное сообщество соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляя свою власть непосредственно на выборах, мог избрать депутатов местных кенешей и сформировать представительный орган МСУ. 
 
Никто и никакой орган власти (включая Жогорку Кенеш и Президента) не может заменить народ Кыргызстана (местное сообщество) в данном вопросе. Любые попытки либо действия такого характера необходимо рассматривать как выход за пределы соответствующих полномочий или компетенций и грубое нарушение требований Конституции и иных законов.
 
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», выборы депутатов местных кенешей являются обязательными и проводятся периодически в сроки и порядке, установленные данным законом и законодательством о местном самоуправлении.
 
Согласно статье 21 Закона КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» (действовавшим на момент проведения выборов 5 октября 2008 года) и статье 2 Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», депутат местного кенеша приобретает свои полномочия в результате избрания его в местный кенеш на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.
 
При этом полномочия депутата начинаются со дня открытия первой сессии соответствующего кенеша и заканчиваются в день открытия первой сессии кенеша следующего созыва.
 
Указанный срок полномочий депутатов местных кенешей был подтвержден народом в процессе осуществления им своей власти непосредственно на референдуме (всенародном голосовании) 27 июня 2010 года, на котором был принят Закон КР «О введении в действие Конституции Кыргызской Республики», предусматривающий, что депутаты местного кенеша сохраняют свои полномочия до конца срока, на который они были избраны. 
 
Таким образом, депутаты местных кенешей, избранные 5 октября 2008 года, были избраны на четыре года. Сроки их полномочий начались со дня открытия первой сессии соответствующего кенеша и должны были закончиться в день открытия первой сессии кенеша следующего созыва. При этом Конституцией и иными законами КР не предусмотрены случаи продления полномочий депутатов местных кенешей, а также какие-либо пол номочия Жогорку Кенеша и Президента по продлению их полномочий. В этой связи статья 4 вышеуказанного Закона, предусматривающая продление сроков полномочий депутатов местных кенешей, не соответствует вышеуказанным нормам Конституции и иных законов. 
 
Жогорку Кенеш и Президент, соответственно приняв и подписав закон о продлении полномочий депутатов местных кенешей, создали опасный прецедент, когда сроки полномочий депутатов представительного органа власти, избранного народом непосредственно на выборах на определенный срок, были продлены законом. При таком подходе нельзя исключать других случаев принятия решения вместо народа, лишения его возможности осуществления своей власти непосредственно, изменения принятого им решения, в том числе, 
например, отказа от проведения выборов и продления полномочий депутатов Жогорку Кенеша посредством принятия закона о продлении сроков их полномочий, что нарушает основные принципы демократического устройства государства. 
 
Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» от 6 июля 2012 г. № 99
 
Принятым законом изменяется процедура выборов депутатов в местные кенеши городов, а именно: порядок выдвижения кандидатов в депутаты местных кенешей и определения результатов выборов депутатов местных кенешей.
 
Несмотря на многочисленные протесты общественности и результаты выборов депутатов местных кенешей в городах Каракол, Токмок, Балыкчы, где практически половину депутатских мандатов получили кандидаты, выдвинутые группами избирателей, указанный Закон исключает группу избирателей из числа субъектов избирательного процесса, имеющего право на выдвижение списка кандидатов в депутаты городских кенешей. Отныне такое право сохраняется исключительно за политическими партиями. 
 
На наш взгляд, исключение группы избирателей из избирательного процесса на выборах в городские кенеши и установление исключительно партийной монополии на это является неправильным. Об этом наша организация неоднократно заявляла на различных мероприятиях по обсуждению указанного закона, а также на страницах СМИ (с обоснованиями позиции нашей организации по данному вопросу можно более подробно ознакомиться в № 6-7 (июнь-июль) журнала «Муниципалитет»). Кроме этого, в Законе КР «О выборах депутатов местных кенешей» возникли две статьи (статьи 56 и 56-1), которые регламентируют порядок определения результатов выборов городских кенешей, то есть одни и те же процедуры избирательного процесса, устанавливающие разные методы распределения депутатских мандатов по результатам выборов в городские кенеши.
 
Если статья 56 устанавливает, что депутатские мандаты по результатам выборов в городские кенеши распределяются без 7-процентного избирательного порога (как это было ранее), то статья 56-1 предусматривает особый порядок распределения депутатских мандатов.
 
Согласно статье 56-1, к распределению депутатских мандатов допускаются политические партии, получившие 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании (т.е. устанавливается избирательный порог). Если ни одна из политических партий не достигнет установленного порога, закон оговаривает три исключительных случая допуска политических партий, принявших участие в выборах, к распределению депутатских мандатов. Во всех трех случаях речь идет о том, что если необходимого числа партий, преодолевших избирательный порог, не наблюдается, то в распределении мандатов участвуют те партии, которые набрали наибольшее число голосов. 
 
Таким образом, теперь Закон КР «О выборах депутатов местных кенешей» имеет две аналогичные нормы (статьи 56 и 56-1), устанавливающие разные методы распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов в городские кенеши, что неприемлемо в системе избирательного законодательства.  Возникает необходимость устранения данного противоречия путем разработки законопроекта и исключения статьи 56 или статьи 56-1 из текста Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей» до начала осенней избирательной кампании. В противном случае данное противоречие непременно приведет к правовой коллизии при распределении депутатских мандатов по результатам выборов депутатов городских кенешей.
 

 

Похожие материалы: