2015-02-16 / Юридическая консультация
Венера, БОЛТОБАЕВА, Бакыт АЙТКУЛОВ, консультанты ИПР
ВОПРОС. Арендатор, получивший в аренду земельный участок Государственного фонда сельскохозяйственных угодий, не нарушая условий договора, вовремя платит налоги. Имеет ли право данный арендатор продлить срок аренды после истечения срока действия договора аренды без участия в аукционе?
ОТВЕТ. Согласно нормам Типового положения «Об условиях и порядке предоставления в аренду земель Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий», утвержденного постановлением Жогорку Кенеша КР от 29 июня 2007 года, № 1997- III, по истечении срока действия договора аренды,права арендатора пользоваться арендованным земельным участком прекращаются. Данный земельный участок должен предоставляться только через торги.
ВОПРОС. Как быть, если на территории приусадебного участка открыли бизнес, например,небольшой коммерческий магазин («комок»). Собственники бизнеса за такой участок платят налог как с садово-огородного участка. Законно ли это?
ОТВЕТ. Пункт 3 статьи 338 Налогового кодекса Кыргызской Республики установил, что «… если придомовой, приусадебный или садово-огородный земельный участок или их доля используются в предпринимательских целях, земельный налог по этим земельным участкам или их долям рассчитывается в соответствии со статьей 339 Налогового кодекса КР». В таблице 1 указаны размеры ставок земельного налога за использование земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения в разрезе по регионам и численности населения в населенных пунктах, установленные в статье 339 Налогового кодекса.
Пункты 3 и 4 статьи 339 Налогового кодекса КР регламентируют, что ставки земельного налога, установленные частью 1 статьи 339 НК КР, дифференцируются с применением зонального коэффициента для экономико-планировочных зон Кз и коэффициента коммерческого использования земельных участков Кк, а также то, что значения зонального коэффициента Кз устанавливаются местными кенешами, не чаще чем один раз в три года, в срок не позднее 1 октября текущего года, в зависимости от особенностей экономико-планировочных зон населенных пунктов, кроме городов Бишкек и Ош, в размере, от 0,3 до 1,2. В пункте 6 статьи 339 НК КР установлены размеры коэффициентов коммерческого использования Кк для земельных участков, принадлежащих на праве собственности или пользования организациям и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в части, используемой для осуществления предпринимательской деятельности и предоставленных под:
-
магазины, киоски, ларьки и другие учреждения торговли, в зависимости от площади:
-
мини-рынки, рынки, торгово-рыночные комплексы – 7,5;
-
скотные, фуражные рынки – 4,5;
-
предприятия общественного питания – 3;
-
предприятия гостиничной деятельности – 7;
-
банки, ломбарды, обменные пункты – 5;предприятия, осуществляющие деятельность букмекерских контор и тотализаторов, и дискотеки – 7;офисы, бизнес-центры, биржи – 2,5;автозаправочные станции – 10;нефтебазы – 1,5;автостоянки, предприятия автосервиса – 4,5;сооружения рекламы – 50;
-
предприятия сферы отдыха и развлечений,спортивно-оздоровительных услуг, предоставления индивидуальных услуг, если иное не предусмотрено настоящей статьей, – 1,5;
-
административные здания предприятий транспорта: аэровокзалы, автовокзалы, автостанции,железнодорожные вокзалы – 0,9
-
предприятия промышленности, транспорта, строительства, связи и энергетики, территории свободных экономических зон, если иное не предусмотрено настоящей статьей, – 0,5;
-
здания и сооружения горнодобывающих предприятий, а также грузовые станции железнодорожного транспорта, санитарно-защитные зоны предприятий железнодорожного и воздушного транспорта – 0,3;
-
разрабатываемые месторождения, карьеры, шахты, разрезы, золоотвалы – 0,05;
-
геологоразведочные, проектно-изыскательские, разведочные и исследовательские работы – 0,005;
-
воздушные линии связи и электропередачи - 0,01;
-
учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, детско-юношеские физкультурно-спортивные учреждения – 0,3;
-
сельскохозяйственные производственные здания (гаражи, ремонтные мастерские, зернотоки, зерноочистительные комплексы, овощекарто- фелехранилища, строительные и хозяйственные дворы и другие объекты сельскохозяйственного назначения) – 0,2;
-
оборонно-спортивно-технические организации – 0,01.
В рассматриваем частном случае для определения коэффициента экономико-планировочных зон Кз и коэффициента коммерческого использования земельных участков Кк требуется уточнить следующие данные: площадь магазина, численность населения населенного пункта и название региона, где расположен этот магазин.
ВОПРОС. Имеют ли право граждане КР,принимавшие участие в боевых действиях в Баткенской области, претендовать на освобождение от налогов за пользование приусадебными, садово-огородными участками?
ОТВЕТ. В статье 344 Налогового кодекса Кыргызской Республики предусмотрены льготы по земельному налогу в виде освобождения от уплаты земельного налога за пользование придомовыми,приусадебными и садово-огородными участками для следующих категорий:
-
инвалиды и участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, принимавшие участие по межгосударственным соглашениям в войне в Афганистане и других странах, участники ликвидации аварии Чернобыльской АЭС, а также инвалиды с детства, инвалиды I и II групп;
-
члены семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей, включая детей до совершеннолетия;
-
физическое лицо, достигшее пенсионного возраста;
-
физическое лицо, имеющее четырех и более несовершеннолетних детей.
-
Согласно части 2 данной статьи, местные кенеши имеют право предоставить полное или частичное освобождение от уплаты земельного налога по сельскохозяйственным угодьям на срок до трех лет в случаях, когда землепользователь понес материальные убытки вследствие стихии непреодолимой силы.Таким образом, исходя из положений данной статьи 344 Налогового кодекса Кыргызской Республики, граждане КР, принимавшие участие в боевых действиях в Баткенской области, не имеют льгот в виде освобождения от уплаты земельного налога за пользование придомовыми, приусадебными и садово-огородными участками.
ВОПРОС. Муниципалитет имеет 8 га яблоневого сада и 7 га абрикосового сада. Имеет ли право айыл окмоту включить в штатное расписание единицу садовника для ухода за данными землями?
ОТВЕТ. Исходя из определения «сельскохозяйственные угодья», данного в пункте 26 статьи 1 Земельного кодекса КР, можно утверждать, что яблоневый и абрикосовый сады относятся к многолетним насаждениям, и, соответственно, на них распространяется законодательство, регулирующее вопросы предоставления земель сельскохозяйственного назначения. Согласно содержанию норм статей 72 и 73 Земельного кодекса КР, данные земли могут быть предоставлены только для ведения семеноводческого, племенного, товарного сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведения, садоводства, огородничества, дачного строительства,проведения научно-исследовательских и опытных работ, а также для других целей, связанных с сельскохозяйственным производством. Предположительно, данные сады находятся в Государственном фонде сельскохозяйственных угодий (ГФСУ) и могут быть использованы только в следующих целях:
-
для передачи в аренду сельскохозяйственным товаропроизводителям и хозяйствующим субъектам на основе прозрачных и открытых торгов;
-
для функционирования семеноводческих, племенных, опытно-селекционных, экспериментальных хозяйств и государственных сортоиспытательных учреждений, а также сельскохозяйственных кооперативов;
-
для расширения территории населенных пунктов в соответствии с утвержденными генеральными планами их развития;
-
для граждан, работавших и проживавших за пределами данного хозяйства (в том числе,выходцев данного хозяйства), приехавших на постоянное жительство на территорию данного хозяйства до 1 июля 1996 года, в размере среднехозяйственной земельной доли;
-
для удовлетворения государственных и общественных нужд по решению Правительства Кыргызской Республики.
Далее, согласно пункту 13 части 1 статьи 31 Закона КР «О местном самоуправлении», структура и штатная численность исполнительного органа местного самоуправления утверждается на основе типовых нормативов, определяемых Правительством. Таким образом, исходя из содержания вышеперечисленных норм и постановления Правительства КР от 5 августа 2011 года, № 451 «Об утверждении типовой структуры и штатной численности исполнительного органа местного самоуправления Кыргызской Республики», можно сделать вывод, что органы местного самоуправления не имеют права включать в штат муниципалитета садовника для ухода за многолетними насаждениями. Более того, исходя из функций и назначения органов местного самоуправления как органа местной публичной власти, муниципалитет не вправе заниматься предпринимательской деятельностью производством сельскохозяйственной продукции и нанимать для этого садовника.
ВОПРОС. Как определяется сумма налогового обязательства по земельному налогу в случае, если у землепользователя отсутствуют документы на земельный участок?
ОТВЕТ. В соответствии с нормами статьи 336 Налогового кодекса Кыргызской Республики, для того чтобы определить сумму земельного налога, в случае отсутствия у фактического землепользователя правоудостоверяющего документа на земельный участок, необходимо определить налоговую базу согласно физическим обмерам. Обмеры производятся комиссией, в составе которой должны участвовать представители соответствующего органа налоговой службы, уполномоченного государственного органа по регистрации прав на недвижимое имущество и местного органа самоуправления.
О дате и времени осуществления физического обмера земельного участка орган налоговой службы должен известить фактического пользователя земельного участка в срок, не менее чем за 3 дня до даты проведения физического обмера. В случае отсутствия фактического пользователя земельного участка в назначенное время, при условии его надлежащего извещения в порядке,предусмотренном статьей 83 Налогового кодекса КР, физический обмер земельного участка осуществляется в его отсутствие. Результат обмера, проведенный комиссией,оформляется актом в 2-х экземплярах, один из них передается в соответствующий территориальный орган по регистрации объектов недвижимости либо орган местного самоуправления для принятия соответствующего решения, второй экземпляр акта
передается в соответствующий налоговый орган для определения суммы налогового обязательства по земельному налогу.