2015-02-18 / Новости ИПР
История Сельских комитетов здоровья (СКЗ) насчитывает уже 10 лет со дня основания первых СКЗ в Нарынской области. На сегодняшний день на территории Кыргызской Республики существуют около 1600 СКЗ - это означает, что в большинстве сел есть как минимум один СКЗ.
СКЗ представляет собой общинные организации по своей сути схожие с жамаатами. Они так же, как и жамааты, представляют собой добровольное объединение членов местных сообществ, проживающих на территории одной улицы, квартала или села, для совместного решения дел местного значения и под свою ответственность. Лишь некоторые СКЗ имеют юридическую регистрацию и могут выступать самостоятельно как некоммерческие организации, тогда как большинство СКЗ на территории Кыргызской Республики не имеют регистрации, что вызывает проблемы в понимании ими самих себя и восприятия со стороны других организаций, таких, как местное самоуправление. Но какой бы ни былаформа легальной организации или ее отсутствие, суть в том, что СКЗ - это активные лидеры местного сообщества, и как члены местного сообщества они имеют право быть услышанными именно местным самоуправлением в первую очередь.
Деятельность СКЗ на местах в большей степени связана с детерминантами здоровья, то есть факторами окружающей среды, которые так или иначе влияют на состояние здоровья местного сообщества. Детерминанты здоровья имеют отношение не только к области общественного здравоохранения, но и тесно связаны с 22 вопросами местного значения. Тогда как в сфере общественного здравоохранения СКЗ активно привлекаются для работы с населением структурными подразделениями Министерства здравоохранения КР, то стабильного взаимодействия с органами МСУ у СКЗ так и не налажено.
В большей части работа СКЗ с МСУ носит непостоянный характер и ограничивается совместной организацией общественных мероприятий небольшого масштаба. Но СКЗ понимают, что для достижения постоянного результата и улучшения детерминанта здоровья, необходима более тесная работа с МСУ. Инициативу по участию в процессе принятия решений на местах СКЗ высказывали уже давно, однако отсутствие знаний о местном самоуправлении и бюджетном процессе вызывает трудности в понимании того, каким образом СКЗ могутвлиться в деятельность местного самоуправления и стать частью бюджетного процесса. Понимая свою значимость, СКЗ пытались вступить в диалог с айыл окмоту для получения средств из местного бюджета для поддержания своей деятельности.
Председатели СКЗ множество раз приходили на встречу с айыл окмоту,пытаясь наладить контакт, но каждый раз сталкивались с непониманием со стороны айыл окмоту. При этом с каждой новой попыткой напряжение между СКЗ и айыл окмоту возрастало и привело к тому, что айыл окмоту отказывался даже понять и разобраться в сложившейся ситуации.
Лишь немногие СКЗ смогли найти понимание со стороны айыл окмоту и получить от него поддержку. В свою очередь айыл окмоту, ввиду ограниченных полномочий, не мог удовлетворить большую часть требований СКЗ и предоставить финансирование из местного бюджета. Согласно законодательству Кыргызской Республики, МСУ ограничено в своей деятельности 22 вопросами местного значения, на которые возможно предоставление финансирования из местного бюджета.
В 2014 году Институт политики развития совместно с Ассоциацией сельских комитетов здоровья начали реализацию Проекта «Голос сельских комитетов здоровья и социальная подотчетность органов местного самоуправления по детерминантам здоровья сельских сообществ Кыргызской Республики». Проект реализуется при поддержке со стороны Трастового фонда «Глобальное партнерство по социальной подотчетности» при Всемирном банке. Цель данного проекта - помочь пилотным 30 СКЗ повысить свой потенциал для вовлечения в бюджетный процесс, а значит, и в процесс принятия решений на местах.
В самом начале Проект столкнулся с недопонимаем как со стороны органов местного самоуправления, так и самих СКЗ. Первые вопросы, с которыми столкнулся Проект, со стороны СКЗ были «Почему МСУ не поддерживает нас и не предоставляет финансирование?», тогда как со стороны МСУ звучал вопрос «А кто такие СКЗ?». Первое же мероприятие Проекта превратилось в жаркую дискуссию, и обвинения были высказаны в большей степени со стороны СКЗ, обвиняя МСУ в нежелании работать с СКЗ. Такого же рода дискуссии возникали и на самых первых тренингах в регионах,куда были приглашены как представители пилотных СКЗ, так и представители органов МСУ – айыл окмоту и местного кенеша.
На тренингах участникам были разъяснены функции и полномочия органов МСУ, суть вопросов местного значения и их связь с детерминантами здоровья. Тренинги были полезны не только для представителей СКЗ, они узнали, как работает система местного самоуправления, но и для представителей органов МСУ, так как они поняли суть детерминанта здоровья и увидели, что СКЗ могут быть полезны в работе МСУ.Сельский комитет здоровья – большая сила в сообществе. Проект «Голос сельских комитетов здоровья и социальная подотчетность органов местного самоуправления по детерминантам здоровья сельских сообществ Кыргызской Республики» вступил в активную фазу. На последующих тренингах мы отметили, что отношения между СКЗ и МСУ стали налаживаться. Если раньше совместное обсуждение вызывало споры, то сейчас обе стороны готовы выслушивать аргументы друг друга. СКЗ отмечают пользу совместного обучения, так как они не только могут узнать что-то новое для себя в сфере МСУ, но и обсудить это с представителями МСУ. Совместный диалог помогает найти взаимопонимание, и СКЗ из оппонента превращается в союзника МСУ. Например, если раньше СКЗ обвиняли МСУ в «проедании» бюджетных средств, то после совместного обсуждения структуры доходов и расходов местного бюджета, у СКЗ появилось больше понимания ситуации. В будущем с таким отношением СКЗ и МСУ лучше смогут обсуждать сложившиеся проблемы и находить выход совместно.