Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Новый Закон «О государственных закупках»: чего ждать органам МСУ?

2015-08-18 / Финансы МСУ

Законодательная база должна отражать реальную жизнь. Учитывая, что сегодня Кыргызстан - это уже не та страна, что была в 2004 году, когда начал действовать Закон «О государственных закупках», новая редакция закона о закупках была воспринята как давно ожидаемый и весьма актуальный документ. Больше десяти лет закупающие организации и бизнес руководствовались теми требованиями, что были прописаны в старом законодательстве. Однако существующие в нормативно-правовом акте «узкие места» требовали изменений и поправок. И вот спустя десять лет, в мае 2015 года, вступил в силу обновленный одноименный Закон «О госзакупках». В данной статье мы хотим рассказать читателям журнала «Муниципалитет», чем была вызвана необходимость в обновлении НПА, посвятить их в цели и принципы данного Закона, обратить внимание на вопросы открытости и прозрачности, которым уделяется важное место в документе, а также роли в снижении коррупции в системе госзакупок. Автор статьи намерен остановиться и на других важных моментах, прописанных в новом НПА, которых не было в старом Законе.

Незнание закона порождает сложности и риски В кыргызстанском обществе сложилось устойчивое мнение, что система госзакупок является чуть ли не одной из самых коррупционных. Скандалы, разоблачения, расследования компетентных органов, а затем обнародованные через СМИ результаты выявленных нарушений или искусно организованных мошеннических схем для победы в тендерах – лишнее подтверждение, что дыма без огня не бывает. Причем, как показали многочисленные исследования, коррупционная составляющая была выявлена во всех, без исключения, госструктурах, в том числе и в айыл окмоту, именно при проведении торгов по госзакупкам товаров, работ и услуг. Согласно отчету Счетной палаты КР за 2013 год, сумма нерационально использованных средств при осуществлении таких операций составила 341,2 млн. сомов. Поэтому понятно, что вопрос эффективного расходования государственных средств – один из важнейших для Кыргызской Республики. Впрочем, эта проблема актуальна для всех государств мира.
 
В республике каждый год проводятся тысячи тендеров более чем на 20 млрд. сомов. При этом,согласно результатам одного социологического опроса, средний размер взяток составляет около 10 процентов от стоимости договора. Это без малого цифра с девятью нулями!Однако часть нарушений происходит не по злому умыслу, а по незнанию. Особенно часто это случается с муниципальными служащими, которым либо сложно понять законодательство о закупках,либо недосуг соблюсти правила. Конечно, государство предпринимает определенные шаги по повышению потенциала работников закупающих организаций, в том числе и муниципальных служащих. Так, семинары и тренинги проводятся в Учебном центре Министерства финансов, а также в рамках госзаказа, который реализует Государственная кадровая служба, международные и некоммерческие организации, в том числе Институт политики развития. Но, учитывая, что в республике почти 500 айыл окмоту,а также небольшую длительность обучения (от 8 до 40 часов) и сложность законодательства, этих усилий явно недостаточно.
 
Основные моменты: цели, принципы и предмет регулирования Закон состоит из шести глав и 56 статей. Его разработчики преследовали цель: обеспечить экономное и эффективное использование государственных средств при осуществлении закупок. При их проведении необходимо руководствоваться такими принципами, как публичность, открытость, законность и беспристрастность в отношении поставщиков (подрядчиков); расширение участия и раз- витие конкуренции между поставщиками при процессе осуществления закупок; создание равных и справедливых условий для всех ключевых игроков.Важно, что новый Закон устанавливает общие правовые и экономические правила и регулирует порядок проведения закупок. При этом этот НПА не регулирует закупки, непосредственно связанные с национальной безопасностью, обороной, защитой государственных секретов, стихийными бедствиями. Закон не распространяется на закупки товаров у обществ инвалидов, закупки работ и услуг у индивидуальных предпринимателей, имеющих физические ограничения здоровья (по решению Правительства КР).
 
О понятиях, которые нужно знать В Законе введены новые понятия, такие как «аффилированное лицо», «декларация, гарантирующая конкурсную заявку», «веб-портал государственных закупок», «рамочное соглашение», «стандартная конкурсная документация», «электронный формат закупок» и другие.Государственные закупки – это приобретение закупающей организацией товаров, работ, услуг и консультационных услуг методами, установленными Законом, финансируемое полностью или частично за счет государственных средств. (Это определение перешло из старого Закона). Аффилированное лицо – это лицо, соответствующее одному или нескольким нижеперечисленным признакам: лицо, оказывающее влияние на принятие решения по процедурам государственных закупок; руководители и работники закупающих организаций, а также их близкие родственники; поставщики (подрядчики), учредителями и (или) участниками которых являются лица, занимающие политические государственные должности, политические муниципальные должности, специальные государственные должности, и их близкие родственники.
 
При этом к данному признаку не относится акционер (акционеры) акционерного общества, владеющий (владеющие) менее 20 процентами акций.Декларация, гарантирующая конкурсную заявку, – это документ, подписанный поставщиком (подрядчиком), представляемый в закупающую организацию как гарант обеспечения исполнения обязательств, указанных в конкурсной заявке.Несколько слов о ключевом игроке – УГО Уполномоченный государственный орган-уполномоченный Правительством государственный орган в системе исполнительной власти, проводящий государственную политику в области закупок товаров, работ, услуг и консультационных услуг (далее – УГО). В настоящее время им является Минфин КР.Если в старом Законе уполномоченный госорган координировал и регулировал деятельность по осуществлению закупок только государственных органов, то в новом – всех закупающих организаций. Если раньше он оказывал содействие в осуществлении закупок, обучении и оказании консультационной помощи только государственным органам, то отныне УГО будет это делать для всех закупщиков.
 
В Законе дано определение закупающей организции (покупателя). Это государственные или муниципальные организации, имеющие статус юридического лица, акционерные общества, в которых государство и (или) органы местного самоуправления, вместе или по отдельности, владеют 50 и более процентами акций, и другие хозяйствующие субъекты,созданные за счет государственных средств. Стоит отметить, что к основным его функциям добавились новые, которых не было в старом Законе:применение штрафных санкций, в случае выявления нарушений УГО, аудиторами и другими органами, а также по результатам рассмотрения жалоб НМВК (независимая межведомственная комиссия)(каков будет порядок применения таких санкций и какие будут размеры штрафов в Законе не указано,видимо, это будет установлено позднее); составление статистической и аналитической информации о проведенных закупках; внедрение лучшей практики и инновационных технологий в систему закупок.
 
Зато в новый документ из прежнего Закона не попали такие меры, как наложение запрета на совершение закупающей организацией незаконных действий или принятие незаконных решений либо применение незаконных процедур; требования к закупающей организации возместить расходы,понесенные поставщиком, подавшим жалобу, не включая неполученные доходы (упущенную выгоду) в связи с осуществлением процедур закупок и в результате незаконного действия или решения закупающей организации, использованием ею незаконной процедуры. Если в старом Законе УГО мог отменить незаконное решение закупающей организации, то сейчас он может только обязать закупающую организацию пересмотреть свое незаконное решение или отменить конкурс.УГО обязан при выявлении нарушений законодательства КР в области закупок применять следующие меры: обязать закупающую организацию принять решение в соответствии с Законом; приостановить процесс закупок; отменить конкурс, если конкурсные документы не были размещены вместе с объявлением; принять решение о прекращении процедур закупок.
 
Сотрудники Минфина не вправе входить в состав конкурсных комиссий. Теперь это ведомство не рассматривает жалобы и протесты, не выносит по ним своих заключений. Законом вводится другая процедура обжалования, о которой речь пойдет ниже.Веб-портал государственных закупок как открытая книга Новую систему закупок не обошли стороной и современные технологии. Для обеспечения прозрачного, доступного и подотчетного процесса Минфин создает государственную информационную систему – веб-портал закупок (далее – веб-портал), куда открыт доступ всем заинтересованным сторонам, причем бесплатно. Законом устанавливаются обязательные требования по размещению на веб-портале информации о закупках, а именно: годового плана, изменений и дополнений к нему,объявлений о проведении предквалификационного отбора и документации к нему, протоколов вскрытия, процедур закупок, конкурсной документации и ее изменений.
 
А еще объявления о конкурсе, разъяснения конкурсной документации, а также об отмене конкурса или признании его несостоявшимся, о произведенном выборе поставщика, о проведенной закупке методом прямого заключения договора, о заключенном договоре, решение по жалобе. Улучшенная система информирования потенциальных поставщиков о планируемых закупках позволяет им быть в курсе всех новостей о закупках и принять участие в конкурсе. Благодаря порталу для всех участников процесса создаются уже на старте равные условия, что усиливает конкуренцию, снижает уровень коррупции. И, в конечном счете, снижает стоимость закупок и, соответственно, экономит расходы государственного бюджета.Коррупции не место в закупках Закулисные договоренности, откаты, подковерные игры – весь этот криминальный набор имел место при проведении тендеров по госзакупкам. В чем вынуждены были признаться правительство, контрольно-ревизионные органы, правоохранительные структуры. Жажда поживиться за счет бюджета настолько сильна, что не страшил даже риск быть пойманным за руку и оказаться в местах не столь отдаленных.
 
Разработчики закона понимали, как трудно создать совершенную систему закупок, где невозможен был бы даже намек на нечестную игру. Тем не менее принимать меры по снижению коррупции в системе госзакупок было необходимо, ибо все государственные структуры понесли потери бюджетных средств из-за нарушений при закупках товаров и услуг. В новом законе содержатся меры по борьбе с этим злом. Например, согласно статье 27, закупающая организация не устанавливает никаких других критериев, требований или процедур в отношении квалификационных данных поставщиков, помимо предусмотренных в законе. Также исключено разрешение, которое было в старом документе, о том, что при закупках на сумму, менее минимальной пороговой суммы, требования, установленные настoящей статьей, не применяются.Электронный способ проведения конкурса также снижает коррупцию, обеспечивает эффективность расходования государственных средств, устраняет возможность влияния закупающей организации на поставщиков, снижает риск сговора между участниками, способствует развитию конкуренции.Отметим, что в отдельных случаях исключается выбор действий закупающих организаций для снижения маневра в коррупционных целях.
 
Например,в статье 27 закона поставщики должны представить документальные доказательства или иную информацию, удостоверяющую квалификационные данные в соответствии с критериями, изложенными в части 1 этой статьи. По старому закону закупающая организация могла запросить такие доказательства, а могла этого и не делать. Еще один важный момент: если по старому закону план передавался в УГО для размещения в Бюллетене закупок (портале), то сейчас закупающая организация сама размещает план на вебпортале.Об отделе закупок и конкурсной комиссии Теперь все специалисты отдела закупок должны иметь подтверждающие сертификаты, а те из них,кто не входит в конкурсную комиссию, не могут принимать решения при определении победителя. Исчезло требование по количественному составу отдела.Комиссия создается приказом перед публикацией объявления о проведении конкурса. В ее состав должны входить не менее трех человек.Один из членов комиссии должен быть сертифицированным специалистом по закупкам, который может входить в комиссию более одного раза, но не может быть членом нескольких комиссий одновременно. Руководитель закупающей организации может входить в состав комиссии (в старом законе – не мог).
 
Исключено требование старого закона о нечетном числе количества специалистов отдела и членов комиссии.Отныне протокол процедур закупок составляет отдел, а не комиссия, как было раньше. К тому же по старому закону тендерную (конкурсную) документацию разрабатывал отдел, и теперь это в его функциях, но он обязан направлять все подготовленные бумаги на утверждение в комиссию.Комиссия составляет и подписывает протокол вскрытия конвертов с заявками и передает в отдел для размещения на веб-портале, за исключением проведения закупок электронным способом. В старом законе – комиссия сама отправляла протокол в УГО.Необходимо отметить, что разделение функций отдела и комиссии (по планированию, разработке и утверждению конкурсной документации, выбору победителя и др.) также влияет на снижение коррупции.Что касается аудита, закон внес только одно изменение – проводить аудит перед заключением договора с победителем конкурса, в старом законе было - перед выбором победителя тендера.Конкурсная документация В статье 14 закона перечислены сведения, которые в обязательном порядке должна содержать конкурсная документация. Закупающая организация до разработки конкурсных документов при закупке работ и услуг обязана иметь технико-экономическое обоснование необходимости закупки либо проектно-сметную документацию, либо документацию с подробным описанием предмета закупок.
 
Закупающая организация объявляет конкурс только после разработки всего пакета документов. Что из себя представляет стандартная конкурсная документация? В законе говорится, что это пакет документов для использования при проведении предквалификационного отбора и конкурса.Вспомним, для реализации старого закона правительство также утверждало стандартную документацию, например, на закупку товаров методом неограниченных, ограниченных и двухэтапных торгов, на закупку товаров методом запроса котировок.Установленные правила помогали закупающим организациям и поставщикам проводить закупки и участвовать в них, особенно в части подготовки и оформления документации. По новому закону этот порядок сохранился, но теперь он четко закреплен в самом законе. Закупающие организации при проведении закупок, используя стандартные конкурсные документы, утвержденные правительством, готовят документацию отдельно на каждый проводимый конкурс, предквалификационные документы.
 
Правительство уже подготовило проекты нормативных правовых актов по 1) стандартным конкурсным документам на приобретение одноэтапным, двухэтапным, упрощенным методами и методом на понижение цены: а) товаров; б) услуг; в) работ, а также других НПА, которые регламентируют весь процесс осуществления закупок; 2) положение «О порядке работы комиссии по рассмотрению жалоб на действия или бездействия закупающих организаций и включение в Базу данных ненадежных поставщиков (подрядчиков) в ходе проведения государственных закупок»; 3) положение «О заключении рамочного соглашения»; методическая инструкция на применение льгот внутренним поставщикам (подрядчикам); 4) инструкцию по проведению государственных закупок. Все указанные документы вынесены на обсуждение общественности.О планировании закупок и льготах для поставщиков Закупающая организация в месячный срок после утверждения республиканского бюджета на основании его или сметы расходов разрабатывает самостоятельно план закупок на период не менее одного года. И размещает его на веб-портале. В старом законе на это давалось всего 10 дней. Затем документ отправлялся в Минфин. Закон определил, какую информацию должен содержать план: о предмете закупок, количестве и предполагаемых ценах, сроки проведения закупок. Закупающая организация вправе внести изменения и (или) дополнения в план с обязательным размещением на веб-портале. Не допускается приобретение товаров, работ и услуг, не предусмотренных в нем.
 
Отметим, что порядок предоставления льгот по товарам не изменился (при закупке товаров, которые произведены в КР внутренними поставщиками, закупающая организация может предоставить льготы до 20 процентов). Незначительные изменения коснулись порядка закупок работ, которые могут быть выполнены внутренними подрядчиками КР и иностранными подрядчиками. Теперь закупающая организация может предоставить льготы внутренним подрядчикам в размере до 20 процентов (в старом законе было до 10%) при условии использования внутренним подрядчиком не менее 70 процентов местных трудовых ресурсов (в старом законе процентного соотношения не было) и не менее 30 процентов местного сырья и материалов.О тех, кому путь заказан Определены новые условия отстранения от участия в государственных закупках. Так, не допускаются поставщики, включенные в Базу данных,а также, если учредители, члены руководящего состава поставщика являются аффилированными лицами закупающих организаций.База данных ненадежных (недобросовестных) поставщиков - это своеобразный реестр, куда будут включены организации, не исполнившие своих обязательств по договору или нарушившие правила участия в процедурах закупок.
 
В законе есть требование о том, что не допускаются к участию в закупках поставщики, включенные в Базу данных, которое было не в старом законе, а в Положении, утвержденном правительством.В законе перечислены случаи, когда закупающая организация инициирует включение в Базу данных, если: 1) инициировано расторжение договора по вине поставщика, который не исполнил обязательства по договору; 2)поставщики предоставили ложные сведения в отношении своей заявки; 3) руководитель или учредитель компании поставщика был привлечен судом за мошенничество,коррупцию или сговор; 4) поставщиком нарушены условия декларации, гарантирующие заявку. Порядок и сроки включения в Базу данных будут определяться правительством. Квалификационные данные прописаны Необходимо отметить, что в законе четко прописано: закупающая организация не устанавливает никаких других критериев, требований или процедур в отношении квалификационных данных поставщиков, помимо предусмотренных в законе.Этого важного положения не было в старом законе. Уточнены несколько требований к уровню квалификации поставщиков: 1) выполненные объемы поставок; 2) отсутствие убытков, наличие достаточных оборотных средств; 3) наличие лицензий (если деятельность лицензируется).Нет теперь в документе разрешения не применять указанные требования при закупках на сумму менее минимальной пороговой суммы, которое было в прежнем НПА.
 
Примечательно и то, что в законе указаны конкретные случаи, когда закупающая организация вправе проводить предквалификационные процедуры: закупки сложных, дорогостоящих или узкоспециализированных видов товаров, работ и услуг,раньше требовалось только разрешение проводить такие процедуры.По новым правилам срок подачи заявок устанавливается не менее 4-х недель с даты публикации объявления о проведении предквалификационного отбора. Предквалификационная документация, в том числе критерии и процедуры, должна быть размещена вместе с объявлением, а не как в старом законе – за 14 дней до наступления окончательного срока подачи заявок.Закон предоставил поставщикам возможность запросить разъяснения по предквалификационной документации, и закупающая организация в трехдневный срок должна разместить разъяснения без разглашения источника запроса на веб-портале. Закупающая организация при проведении конкурса размещает объявление об этом и весь пакет конкурсной документации на веб-портале. В статье 15 закона указана информация, которую должно содержать объявление. Это пакет конкурсных документов вместе с объявлением о конкурсе.
 
В случае проведения предквалификационных процедур, конкурсная документация рассылается всем отобранным поставщикам. Запомните, предоставление конкурсной документации должно осуществляться на безвозмездной основе. Поставщик не позднее 5-ти рабочих дней до истечения окончательного срока представления заявок может запросить у закупающей организации разъяснения по конкурсной документации. А та не позднее 3-х рабочих дней должна ответить на такой запрос и разместить информацию с разъяснением по положениям на веб-портале без разглашения источника запроса. Это факт реального улучшения прозрачности! Заметим, что в старом законе срок не был установлен.Уточнен и порядок внесения изменений в конкурсную документацию: нельзя менять предмет закупок. Изменения необходимо обнародовать не позднее 3-х рабочих дней до истечения окончательного срока представления заявок. Информа-ция об изменении конкурсной документации публикуется на веб-портале с обязательным уведомлением всех участников конкурса, в старом законе было только уведомление участников.
 
Процедуры, предшествующие главному событию Всем участникам нужно знать, что предконкурсое совещание проводится не позднее 5-ти рабочих дней до истечения окончательного срока представления заявок, в старом законе срок не устанавливался. Протокол незамедлительно размещается на веб-портале (при предквалификационных процедурах протокол незамедлительно предоставляется всем поставщикам, получившим конкурсную документацию), в старом законе протокол незамедлительно предоставлялся всем поставщикам,получившим тендерную документацию. Законом установлены окончательные сроки для представления заявок: для одноэтапного и двухэтапного метода – не менее 3-х недель, а для упрощенного метода и метода на понижение цены – не менее одной недели после публикации объявления о предстоящем конкурсе.По новому закону срок действия гарантийного обеспечения конкурсных заявок – ГОКЗ – должен совпадать со сроком действия заявки. В старом законе времени на это давалось больше – не менее двух недель по истечении срока действия заявок.Исключена такая форма ГОКЗ, как векселя. Гарантийное обеспечение возвращается не позднее 3-х рабочих дней.
 
В закон включили случай, когда ГОКЗ удерживается – изменение условий заявки после вскрытия конвертов с заявками, которого не было в старом законе. Остальные три случая, которые были в старом законе, сохранились: 1) отказ подписать договор на условиях, предусмотренных в конкурсной заявке победителя; 2) отказ предоставить гарантийное обеспечение исполнения договора; 3) отзыв конкурсной заявки после ее вскрытия и до истечения срока ее действия. Новым в законе является предоставление права закупающей организации, вместо требования о ГОКЗ, запросить подписанную поставщиками декларацию, гарантирующей исполнение обязательств, указанных в заявке, при нарушении которой закупающая организация инициирует предложение о включении недобросовестных поставщиков в Базу данных. В законе исключено право не применять при закупках ниже максимальной пороговой суммы процедуру внесения ГОКЗ, которое было в старом законе.
 
Тонкости вскрытия конвертов с заявками Это кульминация конкурса. Закупающая организация в присутствии заинтересованных сторон проводит вскрытие конвертов, за исключением электронной формы закупок, когда это происходит автоматически. Оценка и определение победителя на процедуре вскрытия конвертов не проводятся.При этом лицам, присутствующим на тот момент в зале, запрещается вмешиваться в деятельность комиссии, обращаться к поставщикам за разъяснением положений заявок, а также отвечать на вопросы участников относительно представленных заявок. Закон запрещает комиссии принимать для дальнейшей оценки заявки и изменения к ним, которые не были обнародованы во время самой процедуры вскрытия конвертов. В закон включена новая информация, которая зачитывается и (или) фиксируется на процедуре вскрытия конвертов: валюта заявки, информация о предложенной скидке, если предмет закупок разделен на лоты – цена каждого лота; срок действия предложения; наименование организации, выдавшей справку о задолженности по налогам и страховым взносам, номера справок; наличие всех требуемых документов, чего не было в старом законе.Протокол вскрытия конвертов подписывается всеми поставщиками, а также конкурсной комиссией и размещается на веб-портале в течение одного дня после вскрытия конвертов. Протокол вскрытия при электронной форме закупок формируется системой автоматически и размещается на веб-портале.
 
Как определяется победитель?Закупающая организация оценивает квалификационные данные поставщиков в соответствии с требованиями, изложенными в конкурсной документации. Законом введены запреты на запросы, предложения, переговоры или разрешения с целью изменения существа заявки; на поправки, направленные на то, чтобы сделать заявку, отвечающей требованиям конкурсной документации; на запросы от участников недостающих документов. В то же время закупщикам дается право с согласия поставщика исправлять арифметические ошибки в заявке. Установлены критерии для рассмотрения заявки как отвечающие требованиям (если в ней присутствуют незначительные несоответствия, которые существенно не изменяют или не являются существенным отклонением характеристик, условий и прочих требований, изложенных в конкурсной документации).
 
Существенными же считаются такие отклонения, оговорки и отсутствующие сведения или документы, принятие которых:1) может оказать существенное влияние на предмет или объем поставки или работ, или качество либо выполнение требований конкурсной документации; 2) может в существенной мере ограничить предусмотренные договором права закупающей организации или обязанности участника конкурса вопреки положениям конкурсной документации; 3) способно поставить в неравные условия других участников конкурса, подавших заявки, в существенной мере отвечающих установленным требованиям.В законе определены новые случаи, когда заявка отклоняется. Это происходит, если поставщики не подписали декларацию, гарантирующую заявку,либо не представили ГОКЗ (если это требуется условием конкурсной документации). Либо они имеют задолженность по налогам или по страховым взносам по государственному социальному страхованию и социальным выплатам. Им отказывают, если технические параметры, предложенные в заявке,не соответствуют технической спецификации конкурсной документации, а также, если закупающая организация определит, что цена заявки чрезмерно занижена. Или возникли сомнения в способности поставщика исполнить договор.
 
Тогда закупающая организация должна запросить в письменной форме у поставщика детальную информацию по тем позициям, которые вызывают сомнения.Два случая, когда заявка отклоняется (если претендент не соглашается с исправлением арифметических ошибок в его заявке; при подкупе со стороны поставщика), которые были в старом законе,не попали в новый закон.В законе также уточнена процедура определения победителя. Его заявка должна отвечать по существу требованиям конкурсной документации:1) самая низкая цена, если это единственный критерий; 2) наиболее низкая стоимость с учетом установленных критериев, если конкурсной документацией предусмотрены наряду с ценой и другие критерии оценки.По этой процедуре есть нововведение. В случае если участники конкурса предоставили заявки с одинаковыми условиями, отвечающими требованиям конкурсной документации, то выигравшей заявкой считается та, что, помимо других сертификатов, обладает сертификатом системы управления качеством.Как известно, весь процесс закупок отражается в протоколе.
 
В законе указаны новые сведения, которые должны быть отражены в нем: это причины и обстоятельства, которыми закупающая организация руководствовалась при применении процедуры рамочного соглашения; информация о переносе окончательного срока подачи и продления сроков действия заявок и о возобновлении процедур;цена и другие основные условия договора о закупках; рейтинг победителя конкурса; причина отклонения заявок с чрезмерно низкой ценой, решение о заключении договора о закупках. Протокол подписывается всеми членами комиссии и передается в отдел закупок. Закупающая организация размещает документ на веб-портале в течение 3-х рабочих дней. При проведении электронных закупок протокол формируется системой самостоятельно на веб-портале.Надо отметить, что раньше, при закупках ниже минимальной пороговой суммы или методом из одного источника, протокол о процедурах закупок не составлялся. Сейчас протокол составляется на все закупки, и в законе указаны дополнительные сведения, которые должны быть включены в протокол при закупке методом прямого заключения договора. По каким причинам конкурс отменяется или признается несостоявшимся?В каких случаях происходит отмена процедуры закупок?
 
Теперь это может случиться, если отпала необходимость в дальнейшем приобретении, в любое время до заключения договора и без указания причин. В новом документе исключено заключение аудитора как основание для признания конкурса несостоявшимся. Информация об отмене или признании торгов несостоявшимися публикуется на веб-портале в течение одного рабочего дня.В законе дана новая схема действий закупающей организации в случае признания конкурса несостоявшимся: она должна пересмотреть критерии оценки, технические спецификации, квалификационные требования и провести повторный конкурс.Если и тогда не будет заключен договор, то можно провести закупки методом прямого заключения договора.
 
Подведение итогов и заключение договора На то, чтобы закупающая организация разместила на веб-портале информацию о произведенном выборе с указанием поставщика, выигравшего конкурс; цену представленной им заявки, даются 3 рабочих дня. Закупающая организация подписывает договор с победителем в том случае, если процедуры закупок не были приостановлены по решению независимой межведомственной комиссии (о комиссии будет еще сказано ниже) в срок. Данный срок зависит от метода и отсчитывается со дня публикации информации на веб-портале о произведенном выборе: 1) после 7-ми рабочих дней при одноэтапном и двухэтапном методе; 2) после 2-х рабочих дней при упрощенном методе и методе на понижение цены. К договорам о закупках применяются нормы Гражданского кодекса КР. В статье 51 закона указаны сведения, которые в течение 5-ти рабочих дней со дня подписания должны появиться на вебпортале. Важно знать, что нельзя вносить в договор изменения, которые являлись критериями отбора поставщика при проведении конкурса.
 
Новым является и требование о том, что если после даты подписания договора произойдет какое-либо изменение в законодательстве, касающееся налогов, сборов или обязательных платежей, повлекшее увеличение или уменьшение стоимости товаров, работ и услуг, закупающая организация должна соответствующим образом увеличить или уменьшить стоимость договора. Изменения произошли и по части гарантийного обеспечения исполнения договора (ГОИД). Закупающая организация может запросить у поставщика ГОИД. В старом законе это была обязанность, а не право закупающей организации. В статье 52 закона указаны виды ГОИД. В отличие от старого, из видов ГОИД исключены акции, и уточнено, что это могут быть денежные средства, а не только наличные финансы. Закон предоставил право закупающей организации включить в договор условие об удержании до 10% как ГОИД с каждой выплаты по результатам актов выполненных работ. Еще одно нововведение закона – возможность закупающей организации по результатам конкурса подписания рамочного соглашения: 1) если возникнет необходимость в приобретении предмета закупок на неопределенной или многократной основе в течение какого-либо конкретного периода времени;2) если в силу особого характера предмета закупок необходимость в таком предмете может возникнуть в срочном порядке в течение какого-либо конкретного периода времени.
 
В статье 22 закона перечислена информация,которую закупающая организация при проведении конкурса для подписания рамочного соглашения должна указать в объявлении и в самом документе. Порядок использования рамочного соглашения утверждается правительством.Если вспыхнули споры Необходимо отметить, что в старом законе давалось разъяснение порядка предъявления претензий, но только поставщика к закупающей организации. Теперь же в случае возникновения споров обе стороны вправе предъявить претензии друг другу, указав причины. Законом установлен срок для рассмотрения и предоставления ответа на них. Это 10 рабочих дней со дня предъявления претензии, по истечении которого, в случае ее отклонения или непредставления ответа, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд. О пороговых суммах и методах закупок Пороговая сумма – это предельная (максимальная и минимальная) сумма закупки, в зависимости от которой определяется выбор метода государственных закупок по каждой статье расходов на один год. Размер пороговых сумм и способ их применения устанавливаются правительством. Пока постановления на этот счет нет и действует документ от 16 сентября 2005 года, № 440, которым утверждены размеры пороговых сумм.
 
Например, для бюджетных организаций, организаций, созданных за счет государственных средств, на закупку товаров и услуг минимальная пороговая сумма составляет 500 000 сомов, а максимальная – 1 500 000 сомов. Законом установлены следующие методы закупок товаров, работ и услуг: 1) одноэтапный; 2) двухэтапный; 3) упрощенный; 4) на понижение цены; 5) прямого заключения договора.Конкурс одноэтапным методом является основным и применяется, если необходимо установить помимо цены другие критерии. При его проведении количество поставщиков, желающих участвовать в процедурах закупок, не ограничивается. В старом законе данному методу соответствовали торги с неограниченным участием и торги с ограниченным участием.Конкурс двухэтапным методом применения не претерпел изменений в отличие от конкурса упрощенным методом, который в целом соответствует методу запроса котировок по старому закону, но с некоторыми отличиями.
 
Он используется в случае осуществления закупок готовых товаров, не требующих специального изготовления, работ и услуг с конкретным описанием на сумму менее максимальной пороговой суммы (в старом законе – только для товаров). По данному методу рассматриваются заявки не менее чем 2-х поставщиков (в старом законе – не менее 3-х). Выигравшей заявкой считается та, где указана самая низкая цена, удовлетворяющая потребности закупающей организации.Еще один метод – на понижение цены. Он соответствует методу закупок – электронный обратный аукцион, который был в старом законе. Он используется: 1) если товары и услуги имеют установленные стандарты качества и конкретное описание услуг; 2) есть конкурентный рынок не менее трех поставщиков для обеспечения эффективной конкуренции.Отличие между ними в том, что обратный аукцион проводился для закупки товаров, а данный метод – для товаров и услуг.Заявки вскрываются веб-порталом автоматически.
 
Протокол вскрытия и протокол процедур автоматически формируется и размещается на веб-портале системой автоматически. Порядок проведения конкурса данным методом определяется правительством. Важным здесь является то, что закупки данным методом проводятся с использованием электронного формата или способа закупок, т.е. процедуры организации и проведения закупок, осуществляемой с использованием сети Интернет, информационных систем (веб-портала) и электронных информационных ресурсов, обеспечивающих приобретение товаров, работ и услуг в режиме реального времени или «офф-лайн» режиме. Здесь мы должны отличать метод закупок от способа проведения закупок. Критерии при определении победителя конкурса должны быть выражены в количественном и денежном выражении, устанавливается нач

Похожие материалы: