Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Финансы МСУ
От бюджета к бюджету: методические указания по реализации «горизонтальных» трансфертов
Автор: Динара ШАЙДИЕВА, консультант Проекта USAID «Успешный аймак 2»
С начала 1990-х гг. во многих странах мира наблюдается сдвиг в региональной политике от перераспределения бюджетных средств в пользу наименее обеспеченных территорий к стимулированию их внутреннего экономического роста, на условиях объединения нескольких административных образований (территорий, муниципалитетов) на основе хозяйственной общности и сходных экономических интересов. Проще говоря, государства не только субсидируют «отстающие» территории и муниципалитеты (которые в Кыргызстане принято называть «дотационными»), но и помогают им объединяться и совместными усилиями добиваться экономического роста.
Поэтому кроме форм прямой финансовой поддержки, например, трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности и целевых субсидий, выделяемых конкретным муниципалитетам на решение общенациональных приоритетных задач, все большее распространение получают формы межрегиональной и межмуниципальной хозяйственной кооперации, которые требуют соответствующих механизмов финансирования, включая «горизонтальные» трансферты.
Не стала исключением и Кыргызская Республика, где в 20-х годах стало активно развиваться межмуниципальное сотрудничество, которое потребовало от органов МСУ «обмена» бюджетными средствами, «горизонтального» перечисления денежных средств из одного местного бюджета в другой. Несмотря на то, что возможность «горизонтального» трансферта и ранее была предусмотрена Бюджетным кодексом, однако технически органы МСУ столкнулись с проблемами в регулировании подобных финансовых операций, а Министерство финансов столкнулось с трудностями учета результата этих операций в сводной отчетности. Другими словами, в случае «горизонтального» трансферта для Министерства финансов изменения объема местных бюджетов не происходит, а между тем операция произошла, средства со счетов отдельного местного бюджета списаны. Ситуация потребовала разработки дополнительных регулирующих документов, в ответ был разработан Порядок предоставления целевых трансфертов из республиканского бюджета местным бюджетам, утвержденный Кабинетом министров КР от 08 апреля 2022 года № 201.
«Горизонтальные» трансферты Бюджетный кодекс КР относит к категории целевых, то есть, средств, предоставляемых из одного бюджета в другой бюджет на определенные цели. Целевые трансферты могут предоставляться из республиканского бюджета местным бюджетам, и в этом случае они будут называться «вертикальные». Но также возможно предоставление трансферта из одного местного бюджета другому местному бюджету и в этом случае они будут называться «горизонтальные».
В Кыргызской Республике возможность предоставления целевого трансферта из одного местного бюджета другому местному бюджету закреплена в статье 55 Бюджетного кодекса.
Также установлены основные направления предоставления и распределения целевых трансфертов из одного местного бюджета другому местному бюджету в Порядке предоставления целевых трансфертов из республиканского бюджета местным бюджетам, утвержденном Кабинетом министров КР от 08 апреля 2022 года № 201.
Согласно вышеуказанному документу, потребность в целевых трансфертах из одного местного бюджета другому местному бюджету возникает в следующих случаях:
- реализация проектов по межмуниципальному сотрудничеству;
- оказание финансовой помощи одного органа местного самоуправления другому органу местного самоуправления на решение неотложных вопросов социально-экономического развития;
- недостаток финансовых средств, возникающий в процессе исполнения местных бюджетов для финансирования приоритетных расходов в течение бюджетного года;
- реализация инвестиционных проектов, которые имеют положительное воздействие на развитие местных сообществ.
Техническое исполнение данной финансовой операции также предусмотрено в бюджетном законодательстве, в частности, в Бюджетной классификации существует специальная кодировка/счет для таких операций: 13 321 300 «Целевые трансферты между уровнями местного бюджета».
Однако практика органов местного самоуправления (айыл окмоту) по совместному межмуниципальному приобретению техники, проведению ремонтных работ и другие подобные инициативы обнажили проблемы учета, которые выявились при формировании отчетности на национальном уровне.
Так выяснилось, что необходимо более детальное разъяснение этой финансовой операции как для сотрудников органов МСУ, так и для специалистов уполномоченного органа. Поэтому в дополнение к Порядку, указанному выше, через 3 месяца Министерство финансов КР своим приказом № 127-П утвердило Методические указания по целевым трансфертам и бюджетным ссудам из одного местного бюджета другому местному бюджету. Поддержку Министерству в процессе разработки и обсуждения данного документа оказал Проект USAID «Успешный аймак 2».
Задача Методических указаний – дать пошаговые разъяснения соответствующим сотрудникам органов местного самоуправления, территориальным управлениям Министерства финансов, территориальным управлениям Казначейства по процедурам выделения/получения целевых трансфертов из одного местного бюджета другому местному бюджету с использованием казначейских/бухгалтерских проводок, для корректного учета и формирования отчетности как уровне местного, так республиканского бюджетов.
Документ состоит из теоретической и технической частей. В теоретической части приведены процедуры выделения/получения целевых трансфертов из одного местного бюджета другому местному бюджету в рамках статьи 55 Бюджетного кодекса и Порядка предоставления целевых трансфертов из республиканского бюджета местным бюджетам.
Основополагающим моментом является заключение договора между органами МСУ по объему выделения и получения целевого трансферта, и утверждение его депутатами местного кенеша, с внесением изменений и дополнений в бюджет айыл окмоту.
Техническая часть документа определяет, какие казначейские проводки должны производить ответственные сотрудники территориальных подразделений Министерства финансов, и как учитывать финансовым сотрудникам айыл окмоту при проведении финансовых операций по межмуниципальным трансфертам.
Например, айыл окмоту (АО-1) решил предоставить другому айыл окмоту (АО-2) целевой трансферт в сумме 50000 сомов. Порядок действий будет следующим.
Шаг 1: АО-1 и АО-2 заключают договор по установленной форме, которая прилагается к Методическим указаниям по целевым трансфертам и бюджетным ссудам из одного местного бюджета другому местному бюджету.
Шаг 2: АО-1 и АО-2 инициируют рассмотрение выдачи и получения трансферта на заседании своих местных кенешей.
Шаг 3: АО-1 и АО-2 передают в территориальное финансовое управление копию договора и решений местных кенешей о предоставлении/получении трансфера на сумму 50000 сомов.
Шаг 4: территориальное финансовое управление вносит изменения, в соответствии с суммой целевого трансферта, в сметы АО-1 и АО-2 и уведомляет об этом соответствующие уполномоченные функциями и правами структурные подразделения центрального аппарата Министерства финансов Кыргызской Республики, в рамках автоматизированной системы.
Шаг 5: отдел Казначейства территориального финансового управления проводит следующие проводки внутриказначейским поручением (ВКП):
-
в АО-1: по кредиту «минус»
Аккумуляционный счет АО-1 – 50 000 сомов; -
в АО-2: по кредиту 13 321 300
Аккумуляционный счет АО-2 – 50 000 сомов.
Ожидается, что Методические указания существенно упростят работу органов МСУ с «горизонтальными» трансфертами, поскольку указания:
содержат пошаговые согласованные действия органов МСУ, территориальных управлений Министерства финансов, управлений Казначейства, соответствующих управлений Министерства финансов, центрального Казначейства;
- усиливают возможности местных органов власти в реализации совместных межмуниципальных проектов;
- повышают прозрачность учета и отчетности предоставления/получения целевых трансфертов
Методические указания по целевым трансфертам и бюджетным ссудам из одного местного бюджета другому местному бюджету были презентованы на II Координационном Совете Проекта USAID «Успешный аймак 2» 29 июня 2022 года. У участников проект Методических указаний вызвал интерес и понимание его необходимости. При этом поступили вопросы, как во время заседания, так и после него. Так, например, представителей ВБ в КР заинтересовал вопрос правовой основы межмуниципальных трансфертов. Поскольку данный вопрос интересовал и других участников обсуждения, в Методические указания были включены выдержки из нормативных правовых актов по алгоритму:
- Бюджетный кодекс КР (статьи 55, 67,78,79);
- Порядок предоставления целевых трансфертов из республиканского бюджета местным бюджетам, утвержденный Кабинетом министров КР от 08 апреля 2022 года № 201 (глава7).
Проект Методических указаний прошел экспертную оценку в соответствующих управлениях Министерства финансов Кыргызской Республики, в том числе в Центральном казначействе и государственном предприятии «Инфосистема» при Министерстве финансов Кыргызской Республики.
ДЛЯ СПРАВКИ
Межбюджетные отношения в Кыргызской Республике – это совокупность отношений между государственными органами, органами местного самоуправления по вопросам регулирования экономических и бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения основаны на разграничении функций и полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления, распределении доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами, единстве методологии и критериев бюджетного регулирования.
Согласно Бюджетному кодексу Кыргызской Республики, доходы, дополнительно полученные при исполнении местного бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец бюджетного года, остаются в распоряжении органов местного самоуправления. Указанные доходы не подлежат изъятию и используются на осуществление расходов местного бюджета, согласно нормативным правовым актам местных кенешей, в очередном бюджетном году.
Политика межбюджетных отношений, включая стратегию изменения нормативов отчислений от общегосударственных доходов, определяется в Основных направлениях фискальной политики.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
- распределение и закрепление доходов за каждым бюджетом бюджетной системы Кыргызской Республики в соответствии с функциями и полномочиями государственных органов и органов местного самоуправления;
- установление нормативов отчислений от общегосударственных доходов между уровнями бюджетов на долгосрочной основе не менее пяти лет;
- возмещение потерь в доходах или дополнительных расходов бюджетов, связанных с внесением изменений в законодательство Кыргызской Республики.
Отношения между бюджетами регулируются посредством установления нормативов отчисления от общегосударственных доходов и межбюджетных трансфертов.
Похожие материалы:
-
№8 (142) / 2023-09-07 Цифровизация межбюджетных отношений: нужен прямой путь от органа МСУ к казначейству
-
№11 (133) / 2022-11-28 Комментарии Союза МСУ к проекту республиканского бюджета на 2023-2025 гг.
-
№10 (132) / 2022-10-15 Механизм предоставления бюджетной ссуды, заложенный в Бюджетном кодексе КР, впервые успешно апробирован в Кыргызской Республике
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как «перевести» сложные процедуры государственных закупок на язык, понятный всем? Опыт Проекта USAID «Успешный аймак»
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как Проект USAID “Успешный аймак” дал старт выводу бизнеса Кулатовского айылного аймака из теневой экономики
-
№5 (115) / 2021-05-21 Почему не снижается уровень теневой экономики на уровне местного самоуправления?
-
№1 (111) / 2021-02-07 Слушания по бюджету в условиях пандемии проводятся, но нужны новые онлайн-инструменты. Ответ на потребность готовит Проект ГГПОМСУ через модернизацию web-приложения: www.gb.minfin.kg
-
№12 (110) / 2021-01-15 Перспективы местных бюджетов и межбюджетных отношений в проекте республиканского бюджета на 2021-2023 гг.