Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Финансы МСУ
Цифровизация межбюджетных отношений: нужен прямой путь от органа МСУ к казначейству
Динара ШАЙДИЕВА, эксперт Проекта USAID «Успешный аймак 2»
Одним из ключевых вызовов сегодня является необходимость цифровизации экономики. В силу цифровой сущности бюджета, бюджетная сфера видится одной из востребованных площадок для применения стандартных информационных технологий, формирования правовых режимов их регулирования.
Первостепенной задачей для эффективного регулирования бюджетов местного значения (местного бюджета) является его цифровизация, точнее сказать полная автоматизация всех процедур: планирования (прогноза), исполнения (учета), формирования отчетности (консолидации) в отношении бюджета каждого из 483 айылных аймаков, минимизация человеческого участия в процессе учета доходов и распределения расходов.
Важность цифровизации (автоматизации) местного бюджета
Бюджет айылных аймаков и городов (муниципалитетов) на 2023 год составляет 29,9 млрд сомов (без учета целевых трансфертов из республиканского бюджета), это 7,5 процента от консолидированного бюджета (400 млрд сомов) и 9,3 процента от республиканского бюджета.
При этом население, проживающее в айылных аймаках и городах (кроме Бишкека и Оша), составляет 78,8 процента, а это порядка 5,3 миллиона граждан нашей республики. Приведенные цифры говорят о том, что ресурсов на местное развитие и удовлетворение потребностей населения не хватает. Конечно, это прямое следствие государственной политики в сфере распределения доходов между центром и регионами, однако увеличение доходной базы и эффективное расходование – первостепенная задача и для самих органов МСУ.
При этом органы МСУ осуществляют ежегодно десятки тысяч трансакций (операций) со средствами местных бюджетов. Это большой массив действий и единиц информации, требующий внимания, аккуратности, точности, которые требуют автоматизации процесса. Поэтому чтобы эффективно управлять своим бюджетом, местные органы власти, местные кенеши должны использовать точные данные, которые можно получить исключительно из автоматизированной базы данных, причем в режиме реального времени.
Согласно Основным направлениям фискальной политики Кыргызской Республики на 2023-2027 годы, предусматривается увеличение собственных доходов местных бюджетов на 4 процента ежегодно и указывается, что собственные доходы органов местного самоуправления и выравнивающие трансферты остаются основными источниками финансирования расходов местного бюджета.
Без полной автоматизации (цифровизации) вышеуказанных бюджетных процессов на уровне местного самоуправления достижение поставленных задач проблематично.
Цифровизация как неизбежный и всеобъемлющий процесс в управлении государством, из которого «выпали» местные бюджеты
По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, 99% кыргызстанцев сегодня охвачены мобильными сетями, из которых 70% имеют доступ к высококачественному Интернету поколения 4G. 63% населения Кыргызстана в возрасте от 15 лет и старше пользуются глобальной сетью, доступной почти на всей территории страны.
Во всех стратегических документах Кыргызской Республики говорится о цифровизации, ведется работа в этом направлении. Так, в Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года, утвержденной Указом Президента КР от 12 октября 2021 года УП № 435, одним из ориентиров является вхождение страны в Топ- 60 стран по индексу развития электронного правительства. Распоряжением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 12 января 2022 года № 2-р утвержден План мероприятий по цифровизации управления и развития цифровой инфраструктуры в Кыргызской Республике на 2022- 2023 годы. Не следует забывать и Национальную программу «Цифровой Кыргызстан-2040», в рамках которой в стране «оцифровывается» практически все, что касается предоставления услуг населению и бизнесу. К 2023 году в стране реализовано множество проектов в сфере цифровизации управления, в частности созданы электронная торговая площадка, Портал государственных закупок, Государственная система электронного документооборота «Infodocs», Электронная книга учета преступлений, Единая система учета внешней миграции, Система «e-gates» в аэропорту «Манас», Система «Электронная виза КР», Электронная очередь в дошкольные образовательные организации г. Бишкека, Система межведомственного электронного взаимодействия «Түндүк», системы «Безопасный город», «Погранпропуск», «Электронный патент», «Санарип Аймак», «Е-кызмат».
По данным Министерства цифрового развития, государство продолжит работать в тех направлениях, которые были указаны в госпрограмме:
- развитие электронных государственных и муниципальных услуг для граждан;
- развитие цифровой грамотности среди детей и молодежи;
- создание условий для государственно- частного партнерства и конкуренции среди разработчиков информационных систем;
- развитие цифровой инфраструктуры для обеспечения доступа и условий населению к получению цифровых услуг;
- обеспечение доступа к интернету государственных и муниципальных организаций во всех регионах страны;
- обеспечение безопасности граждан, защиты их данных при использовании информационных технологий за счет применения передовых технических решений (формирование «цифрового доверия»).
Все проекты в рамках цифровизации страны финансируются как за счет бюджета, так и за счет международных доноров. На муниципальном уровне есть проекты по цифровизации услуг населению, документооборота, учета домохозяйств. Но, к сожалению, в Кыргызстане нет программы и концепции, принятых решений в отношении цифровизации управления государственными финансами на уровне местного самоуправления, планирования, исполнения и формирования отчетности местного бюджета финансово-экономическими отделами айыл окмоту.
При этом в целом в отношении цифровизации управления государственными финансами отмечается существенный прогресс. Так, судя по открытым источникам и данным ведомственного сайта, Министерством финансов проведена большая работа по автоматизации бюджетных процессов в отношении республиканского бюджета. Государственным предприятием «Инфосистемс», являющимся оператором управления государственными финансами Кыргызской Республики, разработаны программные продукты «Казна. Бюджет», платформа для проведения государственных закупок. Разработана хорошая нормативная правовая база для цифрового управления республиканским бюджетом. Так, сотрудниками Центрального казначейства и территориальных подразделений (на уровне района) используются следующие документы в сфере цифровой политики: Порядок функционирования Единого казначейского счета, утвержденного Постановлением Кабинета Министров 1 августа 2022 года № 438, Инструкция о процедурах уполномоченного государственного органа по прогнозированию и исполнению бюджета по ведению учета и отчетности, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 августа 2017 года № 488; Положение о порядке формирования и ведения кассового плана бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, утвержденное постановлением Правительства КР от 2 октября 2017 года № 632. В данном документе только в последних изменениях 1 сентября 2022 года внесены разъяснения для местных бюджетов.
Чтобы процесс цифровизации охватил и муниципальный уровень управления государственными финансами – местные бюджеты, необходимо, чтобы свою ведущую роль сыграли Министерство финансов Кыргызской Республики совместно с Союзом местных самоуправлений. Такие попытки ранее предпринимались, однако не привели к результату. Так, в 2013 году Министерство финансов заказывало разработку автоматизированной системы «Местный бюджет» Проекту «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», профинансированному Правительством Швейцарии и выполненному Институтом политики развития. Система была разработана, принята заказчиком, но не введена в эксплуатацию. В 2018 году Министерство финансов совместно с ГАМСУМО заявили о внедрении инструмента гражданского участия в бюджетном процессе, формировании механизма учета интересов местных сообществ в бюджетном процессе и разработке информационной системы «Местный бюджет». В части гражданского участия в бюджетном процессе задачи была выполнена – на сайте министерства успешно функционирует система «Гражданский бюджет онлайн», которую на сегодня используют десятки органов МСУ и местных сообществ Кыргызской Республики. На уровне финансово-экономических отделов айыл окмоту произошла частичная автоматизация в виде учета финансирования под контролем территориальных финансовых управлений Министерства финансов. Однако в целом вопрос автоматизации и цифровизации управления местными бюджетами не решился: в 2023 году учет и формирование отчетности (ежемесячных макетов исполнения местного бюджета) все еще составляется вручную или с помощью сотрудников территориальных финансовых управлений. Отдельные айыл окмоту не видят своих доходов, а получают сведения из территориальных финансовых управлений, хотя эти финансовые процедуры было бы целесообразным осуществлять самими сотрудниками финансово-экономических отделов айыл окмоту через автоматизированную систему на базе АИС «Казна. Бюджет», где работает как минимум 1500 специалистов.
Предложения по цифровизации управления местными бюджетами
Для системного ведения учета и отчетности в органах МСУ, занятых формированием и исполнением бюджета, в условиях слабой институциональной памяти (текучесть кадров и недостаток инструкций, методических пособий по управлению местным бюджетом) необходимо предпринять неотложные и системные меры по цифровизации процесса, включая нижеперечисленные.
Необходимо через ГП «Инфосистемс» разработать программный продукт для ведения учета и формирования отчетности для айыл окмоту (формирование ежемесячных отчетов об исполнении бюджета айыл окмоту, бухгалтерского баланса и всех видов приложений к нему).
Далее следует автоматизировать процесс финансирования учреждений, находящихся на местном бюджете, как из республиканского бюджета, так и из местного бюджета. Готовая модель есть – это система финансирования государственных субъектов управления, министерств и ведомств из республиканского бюджета. Для этого непосредственно в финансово- экономических отделах айыл окмоту необходимо создать «личные кабинеты» с электронно- цифровой подписью (ЭЦП) и с выходом на АИС «Казна. Бюджет». При этом процесс должен происходить без участия территориальных финансовых управлений, то есть, через прямой выход в Центральное казначейство, которое в данный момент само является участником платежной системы Кыргызской Республики.
Меры со стороны Министерства финансов Кыргызской Республики
С точки зрения оперативных решений, Министерство финансов КР могло бы в краткосрочной перспективе предпринять следующие меры:
- совместно с ГП «Инфосистемс» и Центральным казначейством начать разработку или доработку программного продукта по автоматизации управления государственными финансами на уровне местного самоуправления;
- провести инвентаризацию нормативных правовых актов, касающихся бюджетной деятельности органов МСУ, и разработать инструкции по ведению учета и отчетности финансово-экономическими отделами айыл окмоту;
- предусмотреть всеохватное обучение финансово-экономических работников айыл окмоту, с созданием реестра сотрудников, обладающих соответствующими компетенциями;
- наладить межведомственное и межрегиональное взаимодействие внутри цифровых систем, а также создать единую цифровую базу на центральном уровне через ГП «Инфосистемс».
К чему придем?
Доказан факт, что цифровизация в качестве системного подхода к управлению позволяет повысить производительность труда, конкурентоспособность и стимулировать социально-экономическое развитие МСУ. Органы МСУ будут больше информированы и дееспособны в отношении управления собственными источниками доходов.
Цифровизация позволит в значительной степени повысить эффективность бюджетного процесса на местном уровне. Использование автоматизированной системы усилит обоснованность, прозрачность прогнозирования доходов местного бюджета в зависимости от экономических показателей.
Это важный шаг к обеспечению реальной самостоятельности органов МСУ в бюджетных процессах.
Внедрение автоматизации позволит в значительной степени снизить влияние человеческого фактора при формировании бюджета, что позитивно скажется на снижении риска коррупции. Вырастет также уровень прозрачности местного бюджета, в том числе в отношении расходной части; станут более ответственными и обоснованными управленческие решения, которые, в конечном итоге, приведут к улучшению качества жизни населения сельской местности, росту благосостояния каждого жителя айылного аймака.
Похожие материалы:
-
№11 (133) / 2022-11-28 Комментарии Союза МСУ к проекту республиканского бюджета на 2023-2025 гг.
-
№10 (132) / 2022-10-15 Механизм предоставления бюджетной ссуды, заложенный в Бюджетном кодексе КР, впервые успешно апробирован в Кыргызской Республике
-
№8-9 (130-131) / 2022-09-16 От бюджета к бюджету: методические указания по реализации «горизонтальных» трансфертов
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как «перевести» сложные процедуры государственных закупок на язык, понятный всем? Опыт Проекта USAID «Успешный аймак»
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как Проект USAID “Успешный аймак” дал старт выводу бизнеса Кулатовского айылного аймака из теневой экономики
-
№5 (115) / 2021-05-21 Почему не снижается уровень теневой экономики на уровне местного самоуправления?
-
№1 (111) / 2021-02-07 Слушания по бюджету в условиях пандемии проводятся, но нужны новые онлайн-инструменты. Ответ на потребность готовит Проект ГГПОМСУ через модернизацию web-приложения: www.gb.minfin.kg
-
№12 (110) / 2021-01-15 Перспективы местных бюджетов и межбюджетных отношений в проекте республиканского бюджета на 2021-2023 гг.