Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Программа развития «Город открытых возможностей»

2016-01-03 / Как живешь, Бишкек?
Программа развития «Город открытых возможностей»

В части реформирования муниципального управления была сформирована новая структура мэрии г. Бишкека, в которой были ликвидированы департаменты конкурентоспособности, Департамент социального питания, реорганизована Дирекция муниципальных рынков и парковок, т.е. подразделения, в которых были сконцентрированы властно-распределительные полномочия с высокими рисками коррупции. Эти изменения позволили улучшить процедуры закупок, что повлияло, в частности, на снижение издержек в дорожном строительстве, повышение качества питания детей, экономию бюджетных средств.

Основной посыл программы – без реформирования муниципального управления и новой бюджетной политики нет возможности решать накопившиеся в г. Бишкеке проблемы. Поэтому в Программе развития были заложены следующие основные положения:

  • приблизить власть к населению, деконцентрировав муниципальное управление;
  • установить приоритетом бюджетной политики оптимизацию расходных обязательств;
  • обеспечить условия для устойчивого роста бюджета развития;
  • приоритетами городской политики определить капитальное строительство и сферу ЖКХ.Были определены следующие этапы реализации Программы:2014 – 2015 годы
  • Оценка ситуации и начало преобразований в сфере муниципального управления, в бюджетной политике.
  • Выход из финансового кризиса, стабилизация бюджета.
  • Создание условий для капитального строительства и устойчивой системы предоставления услуг. 2016 – 2018 годы
  • Значительное наращивание объемов капитального строительства.
  • Практические действия по преодолению кризиса в сфере благоустройства.
  • Устойчивое наращивание бюджета развития.

Реформа муниципального управления и подразделений

В части реформирования муниципального управления была сформирована новая структура мэрии г. Бишкека, в которой были ликвидированы департаменты конкурентоспособности, Департамент социального питания, реорганизована Дирекция муниципальных рынков и парковок, т.е. подразделения, в которых были сконцентрированы властно-распределительные полномочия с высокими рисками коррупции. Эти изменения позволили улучшить процедуры закупок, что повлияло, в частности, на снижение издержек в дорожном строительстве, повышение качества питания детей, экономию бюджетных средств.

Передача Бишкекглавархитектуры в ведение мэрии г. Бишкека создала предпосылки для формирования собственной градостроительной политики. Это позволит создать открытые и понятные правила взаимодействия бизнеса с Бишкекглавархитектурой. Реформирование муниципального управления в значительной степени направлено на повышение партнерства органов МСУ и горожан. Принят Порядок управления административными районами, в котором районные администрации и МТУ будут осуществлять планирование своей деятельности на основе запросов горожан. Взаимодействие с гражданами основывается на взаимной ответственности сторон за достижение результатов развития.

Для реализации этой задачи мэрия передает ряд полномочий на уровень района и МТУ.Партнерство с горожанами сопровождается усилением прозрачности в деятельности мэрии.При поддержке Института политики развития в течение 2014, 2015 гг. выпускался Гражданский бюджет для жителей, где показатели городского бюджета представлялись в понятном для населения виде.Расширился электронный формат работы с гражданами, активизировалась работа по освоению стимулирующих грантов, на которые из городского бюджета выделяется 10 млн. сомов. В Агентстве развития города создан специальный отдел по поддержке инициатив горожан. Принятые меры дают положительный результат. По данным Национального статистического комитета, Индекс доверия населения с -7,7 в 2013 г. повысился до +17,8 в 2014 году и +9,35 в 2015-м.

В шесть раз увеличилась оперативность обработки запросов и жалоб граждан. По данным Института политики развития, 63,3% горожан отмечают повышение степени информированности граждан о состоянии дел в городе. Важные изменения произошли в Управлении муниципальной собственностью. В сферу деятельности данного управления включены вопросы рекламы, парковочного хозяйства. В целях повышения прозрачности и доступа бизнеса к муниципальному имуществу внедрена автоматизированная информационная система, которая позволяет в режиме он-лайн отслеживать прохождение документов, внедрена система «Единого окна» по обработке заявок граждан. По инициативе мэрии и УМС проводится значительная работа по искоренению рисков коррупции. В 2015 г. возбуждено 12 уголовных дел по нарушениям в управлении муниципальной собственностью. Значительно улучшено администрирование договоров по аренде муниципальной собственности. 

Принятые меры позволили обеспечить рост доходов на 57,5 млн. сомов, т.е. рост составил 121,8%, а по аренде муниципального имущества рост доходов составил 166,3%.Наиболее острой проблемой в 2014-2015 гг. оставалась ситуация со сбором и вывозом твердых бытовых отходов (ТБО). Скопившаяся за предыдущие годы кредиторская задолженность, в размере свыше 300 млн. сомов, неэффективное управление, коррупция и прямые хищения привели МП «Тазалык» к тяжелейшему кризису. Ситуация усугублялась ограниченностью финансовых ресурсов, изношенностью спецтехники, саботажем отдельных работников МП «Тазалык». Необходимо было принимать принципиально новые решения для исправления такого положения. После анализа ситуации были предприняты следующие действия:

  •  мусороуборочные машины были переданы в аренду частным предпринимателям; оплата стала производиться в зависимости от объема мусора, вывозимого на санитарный полигон;
  • на мусорном полигоне впервые за многие годы были восстановлены весы, налажен жесткий контроль ввозимого мусора; в МП «Тазалык» совместно с ОАО «Айыл Банк» была внедрена новая система управления финансовыми потоками, при которой система весового контроля связана с ОАО «Айыл Банк», а денежные средства автоматически распределяются по основным контрагентам – налоговому органу, Социальному фонду, на заработную плату водителей МП «Тазалык», что обеспечивает прозрачность движения денежных потоков. Внедренные новые управленческие механизмы позволили к концу 2015 г. значительно улучшить ситуацию с уборкой и вывозом ТБО. Если ранее на диспетчерские службы, в акимиаты, мэрию поступало до 50 жалоб в день, то на сегодняшний день не более 5-6. Только за декабрь 2015 года, с начала внедрения новой системы, экономия средств составила более 3 млн. сомов.

Ликвидированы приписки по количеству рейсов, объему вывозимого мусора, ГСМ и запчастей. Средняя загрузка одной автомашины мусором выросла с 2,3 т до 6,8 т. Средняя заработная плата водителя выросла с 8,0 тысяч сомов до 50,0 тыс. сомов. Резко снизился простой и ремонт автотранспорта. Если на 1 января 2014 года выход спецмашин составлял 60% от списочного состава, то в декабре 2015 г. этот показатель вырос до 90%.Началась замена мусорных контейнеров. Приобретено более 5000 контейнеров, из них доставлена первая партия в 1600 шт. Начаты работы по улучшению экологической ситуации на Бишкекском санитарном полигоне. Впервые за последние годы утилизировано более 200 тонн биологических и производственных отходов, приобретена и установлена печь для сжигания отходов биологического происхождения (крематор), приняты меры по исключению попадания фильтрата, непрерывно образующегося на полигоне на протяжении многих лет, в русло реки Ала-Арча. Все вышеназванные действия явились следствием улучшения муниципального управления в целом.