Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Как живешь, Бишкек?
Программа развития города «Бишкек-2026. Благоустроенная и зеленая столица»
Авторы: Курманбек МОЛДОКУЛОВ, директор Агентства развития города Бишкека и привлечения инвестиций; Камила ТЫНАЛИЕВА, заведующая отделом мониторинга Агентства развития города Бишкека и привлечения инвестиций
Каждый город любой страны является центром интеллектуальной деятельности, торговли, культуры, науки, производительного труда и социального развития. Именно в городах происходит экономическая и социальная эволюция человека. Однако при все большей урбанизации планеты, возникает ряд проблем, к которым относятся перенаселенность, социальное неравенство, нищета, деградация инфраструктуры, а также нерациональное расходование энергоресурсов и скопление твердых бытовых отходов. Учитывая все эти проблемы, в каждой стране планирование развития городов непосредственно влияет на качество жизни людей.
Устойчивое будущее, которого мы хотим для всех горожан, предполагает наличие инфраструктуры городов, удовлетворяющей все слои населения; адекватного энергоснабжения; эффективной транспортной системы и многих других аспектов урбанизации. При этом крайне важно повышение жизнестойкости и безопасности городов для того, чтобы избежать человеческих, социальных и экономических потерь.
Поэтому в целях реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 12 октября 2021 года № 435, в соответствии с законами Кыргызской Республики «О статусе столицы» и «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления», мэрией города Бишкек была разработана Программа развития города Бишкека «Бишкек – 2026. Благоустроенная и зеленая столица», которая является общественно согласованной концепцией городского развития и определяет основные направления социального-экономического развития города Бишкека для улучшения условий жизни горожан в среднесрочной перспективе.
Разработанная Программа является видением развития города Бишкека на ближайшую перспективу, сбалансированным с учетом ресурсного потенциала.
Общей целью развития города Бишкека в среднесрочном периоде является
создание безопасной и комфортной городской среды для жителей и гостей столицы.
В процессе развития и жизнедеятельности, город Бишкек подвергается различным потрясениям, таким как:
- перенаселенность, сопровождаемая нехваткой базовых услуг в сфере образования и здравоохранения;
-
загруженность дорожной инфраструктуры, сопровождаемая транспортным коллапсом и снижением уровня дорожной безопасности;
-
аномальные погодные условия, проявляющие неготовность коммунальных систем к оперативному реагированию и устранению последствий;
-
экологические изменения, обусловленные несоблюдением технических норм при использовании отопительных систем и несознательностью части населения при эксплуатации транспортных средств, при облагораживании территории.
Эти факторы формируют рамки для среднесрочной стратегии развития города, которые обозначены следующими направлениями:
- обеспечение доступности и качества социальных услуг;
- благоприятная городская среда;
- современная городская инфраструктура;
- привлекательный архитектурно-художественный облик города;
- рост экономики и укрепление местного бюджета;
- эффективное городское управление.
Увеличение численности населения города Бишкека за счет естественного прироста и миграции из регионов привело к уплотнению городской застройки. При этом увеличение численности населения не всегда сопровождается аналогичным ростом доступности и качества таких СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ как здравоохранение, образование, социальная защита, культура и спорт.
Так, в системе ЗДРАВООХРАНЕНИЯ муниципалитета отмечается проблема слабой материально-технической базы.
В рамках реализации Программы планируется ежегодное увеличение количества машин скорой помощи и строительство центров семейной медицины в жилых массивах города.
В системе ОБРАЗОВАНИЯ одной из основных проблем является недостаточная обеспеченность школьными и дошкольными учреждениями. Так, фактическое комплектование школ в 2,2 раза превышает проектную мощность, детских садов – в 1,5 раза.
В рамках реализации Программы планируется строительство новых школ и дополнительных корпусов к существующим школам, новых детских садов. Кроме этого, муниципалитет планирует строительство двух новых детских школ искусств.
В социальной сфере остро стоит вопрос полного охвата нуждающихся категорий горожан всеми видами СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ.
В рамках реализации Программы планируется внедрение программного продукта «Единое окно» для упрощения процедуры оформления и получения социальной помощи.
Кроме этого, будет продолжена работа по предоставлению адресной помощи горожанам, находящимся в трудной жизненной ситуации и горожанам с ограниченными возможностями здоровья.
В направлении БЛАГОПРИЯТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ основное внимание будет уделено вопросам экологии и общественной безопасности.
На сегодня, санитарная очистка и озеленение города не в полной мере соответствуют росту численности населения и количеству инфраструктурных и жилых объектов.
В рамках реализации Программы планируется увеличить охват территории санитарной очистки более чем на 20 процентов. Также будут развиваться ирригационные сети, вырастет количество зеленных насаждений, будут решены вопросы управления твердыми бытовыми отходами.
В части озеленения в рамках реализации Программы планируется посадка около 60 тысяч растений. Ежегодно будет реконструироваться не менее 10 километров ирригационных сетей и закупаться специальная техника.
Другим важным направлением является охват городских территорий видеонаблюдением и освещением. Освещенность города в настоящее время составляет около 75 процентов, при этом видеонаблюдением охвачены лишь центральные улицы и общеобразовательные организации. Мэрия будет расширять охват города освещением с применением энергосберегающих технологий и внедрением автоматизированной системы управления, продолжит установку систем видеонаблюдения.
В части ИНФРАСТРУКТУРЫ следует отметить, что протяженность городских дорог составляет 1375 километров, из них лишь половина имеет асфальтобетонное покрытие (723 километра). Проблемой также является низкая пропускная способность и недостаточное развитие дорожной инфраструктуры в части безопасности (светофоры, переходы, разметка, знаки, парковочное пространство).
В части тротуаров и велодорожек мэрия усилит работу по строительству и восстановлению тротуарной сети города, и увеличению протяженности велодорожек, включая устройство всех необходимых сопутствующих элементов благоустройства.
Следует отметить низкий уровень обеспеченности общественным транспортом населения города, и высокую степень изношенности транспортных средств. В рамках реализации Программы предусматривается закупка 250 автобусов на газе и порядка 120 электробусов большой вместимости за счет средств партнеров по развитию. Кроме того, за счет изыскания дополнительных средств планируется приобретение 500 автобусов.
В части водообеспечения и водоотведения перед городом стоит задача обеспечения стабильной работы систем. В городе отмечается высокий уровень износа основных фондов объектов водопроводно-канализационного хозяйства. В рамках реализации Программы планируется реконструкция существующих водопроводных и канализационных сетей, а также строительство канализационного коллектора.
В направлении АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА города, следует отметить бессистемность и хаотичность застройки городских территорий, которая приводит к отсутствию единого архитектурно-художественного образа города. Данные вопросы обусловлены прежде всего отсутствием у города Генерального плана и концепта образа столицы.
В рамках реализации Программы предусматривается разработка Генерального плана города Бишкека до 2050 года, включающего проект детальной планировки и правила землепользования и застройки.
Помимо этого, для упорядочения хаотичной наружной рекламы будет разработан единый дизайн-код города, направленный на создание эстетического облика столицы.
Другим основным направлением в Программе являются вопросы ЭКОНОМИКИ. Бишкек обеспечивает порядка 40 процентов ВВП Кыргызской Республики и порядка 46 процентов всех налоговых и неналоговых поступлений, обеспечивает работой до 20 процентов занятого населения страны. Приведенные данные говорят о том, что столица – это основная составляющая экономики страны.
Принимая во внимание зависимость эффективности политики муниципалитета от его финансового обеспечения, для города актуальным является вопрос увеличения местного бюджета. Наиболее приоритетными источниками укрепления бюджета будут: повышение эффективности управления активами муниципалитета и оптимизация расходов.
Деятельность муниципалитета по управлению активами признана малоэффективной, требующей более жесткой регламентации самого процесса передачи прав на имущество (собственности, пользования, аренды), а также перевода данных работ в цифровой формат. Автоматизация процессов и их перевод в онлайн-формат позволит предоставить больше возможностей для бизнеса для лучшего выбора, участия и принятия решений. В результате принятых мер планируется увеличить поступления доходов от управления активами с 1,0 до 5,0 млрд сомов.
Кроме того, будет выработана политика муниципалитета по передаче работ и услуг на аутсорсинг, с учетом реальной потребности, эффективности и целесообразности. Также, будет проведен комплексный анализ расходов муниципального бюджета и внедрен единый механизм по оптимизации расходов.
Важнейшим фактором развития является УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОМ. Всего в системе управления городом занят 1051 человек. При мэрии города Бишкека функционируют совещательно-консультативные площадки – Совет по развитию деловой среды, Экологический совет и другие.
Актуальным фактором развития управления городом является оптимизация системы управления муниципалитета и регламентация процессов. В ходе естественного и миграционного процесса численность города имеет тенденцию роста. У муниципалитета появляются новые вызовы, новые задачи и функции. Данные процессы усилий по организации контроля и мониторинга развития. Предметом мониторинга должно стать, в том числе, соответствие системы управления современным вызовам и требованиям.
Среди таких требований времени следует отметить: необходимость цифровой трансформации муниципального управления и оказания услуг; оптимизацию структуры управления и повышение уровня доверия горожан к работе местного самоуправления.
Продолжатся мероприятия по цифровизации рабочих процессов и предоставлению муниципальных услуг, обеспечивающих полное взаимодействия муниципалитета с информационной системой «Тундук».
В результате ожидается создание более эффективной и мобильной системы управления городом, своевременное и качественное предоставление муниципальных услуг населению, что в свою очередь повысит уровень доверия.
Немедленные меры
В рамках реализации Программы мэрия города Бишкека в первостепенном порядке сфокусирует свою деятельность на следующих задачах:
- увеличение доходной части местного бюджета;
- оптимизация расходов местного бюджета;
- улучшение муниципального управления;
- борьба с распространением и последствиями COVID-19;
- экосистема города;
- коммуникационные сети;
- общественный транспорт;
- организация парковочного и стояночного пространства;
- тротуары и велодорожки;
- лифтовое хозяйство.
Достижение целей Программы развития «Бишкек-2026. Благоустроенная и зеленая столица» требует объединения и согласованных усилий органов городской власти, общественных организаций, представителей бизнеса и городского сообщества, других заинтересованных сторон.
Общее руководство претворением в жизнь Программы развития будет осуществляться мэром города, а сама реализация – мэрией посредством разработки Плана действий, мероприятий. Указанный план будет включать совокупность конкретных мер и действий, необходимых для достижения намеченных целей и решения задач по приоритетным направлениям Программы, с определением их сроков, исполнителей, объемов финансирования и их источников. Он станет основой для разработки текущих (годовых) планов работы структурных подразделений мэрии и муниципальных районных администраций. Для реализации Программы будут широко практиковаться современные инструменты и технологии, проектный и программный подходы, ориентирование на достижение результатов и другие.
Источники финансирования Программы включают местный бюджет, собственные средства муниципальных предприятий, внебюджетные источники (средства партнеров, международные гранты и кредиты).
Разработанная Программа развития города создает основу для формирования системы управления развитием города и определяет необходимость ориентации текущей деятельности структурных подразделений и районных администраций на достижение стратегических целей и решение новых задач по развитию столицы.
«Зеленый город»
Устаревшая экономическая модель развития государств, основанная на хищнической эксплуатации природных ресурсов планеты и сверхпотребительском стимулировании спроса населения, работает неэффективно. В прошлом, экономическое развитие могло привести к быстрому накоплению физического и человеческого капитала, но все это достигалось за счет чрезмерного истощения и деградации природного капитала. Невозможно бесконечно расширять сферу человеческого влияния в ограниченном земном пространстве, требовать удовлетворения постоянно растущих потребностей людей в условиях ограниченности земных ресурсов.
За годы после обретения независимости, из-за остановки крупных промышленных предприятий, горно-обогатительных комбинатов и прочих источников вредных загрязнений и выбросов экологическая обстановка в республике несколько улучшилась. Но в результате появления в стране новых источников эмиссий вредных веществ в окружающую среду, проблемы загрязнения воздуха, ухудшения состояния водных ресурсов и ненадлежащего управления отходами вновь усугубились, усилилось негативное воздействие на здоровье людей и общую экологическую обстановку городов, в которых проживает более 70 процентов населения Кыргызской Республики. Вредные выбросы от тепловых станций и котельных в последние годы растут.
Мэрия города Бишкека стремится начать процесс перехода к зеленому, низко углеродному и устойчивому будущему. В рамках перехода к рациональному использованию природных благ подписан меморандум о взаимопонимании между мэрией города Бишкек и ЕБРР, согласно которому запускается программа «Зеленые города». Команда консультантов активно работает над подготовкой документации для разработки Технического задания «Экологические исходные данные и приоритизация проблем Зеленого города», которая позволит определить перспективные области проведения глубокого анализа для создания инфраструктуры и устойчивого развития города.
Необходимо отметить, что в зеленой экономике рост занятости и доходов населения обеспечивается не только государственными, но и частными инвестициями, направленными на повышение эффективности использования ресурсов и энергии. Такие инвестиции необходимо поддерживать с помощью внедрения новых стимулирующих механизмов привлечения «зеленых» инвестиций и целевых реформ в области финансового регулирования. Важно прилагать усилия для привлечения в страну инвестиций с наличием высоких технологий, соответствующих принципам «зеленой» экономики. Поэтому очень важен полный переход на «зеленую» экономику, потому что не только Кыргызская Республика, но и весь Центрально-Азиатский регион ощутит последствия от таяния ледников и нерационального использования земельных ресурсов.
Великий Чынгыз АЙТМАТОВ предупреждал современников: «Природа для нас раб бесправный и безмолвный, но рано или поздно «сей раб восстанет», дело идет к тому, восстанет через смерть свою, и пойдем мы, разрушители природы, скитаться по умершей земле с вопросами до небес, но будет поздно...». Священный долг нынешнего поколения кыргызстанцев – прислушаться к обращению мудрого и повернуться лицом к Матери-природе, чтобы не исполнилось его предупреждение своим современникам и потомкам.
Главная цель в развитии зеленой экономики – это достижение устойчивого социально-экономического роста города. Тем самым нынешнее поколение сможет оставить для потомков чистую, зеленую, процветающую столицу!
***
Программа является видением развития города на ближайшую перспективу, и мэрия города Бишкека приложит все усилия для эффективной ее реализации и достижения намеченных целей. По-настоящему развитые города будущего должны управляться квалифицированными командами, каждый член которых будет улучшать работу городских служб. Но многое зависит и от самих горожан, так как города – это не просто здания и интеллектуальные сети – это люди, стремящиеся осуществить свои мечты о лучшей жизни.
Похожие материалы:
-
№1-2 / 2016-01-05 Социальная сфера
-
№1-2 / 2016-01-04 Путь к победе в инфраструктуре лежит через новую бюджетную политику
-
№1-2 / 2016-01-03 Программа развития «Город открытых возможностей»
-
№1-2 / 2016-01-02 БИШКЕК: мэр ушел, город остался или Переломные реформы в управлении столицей
-
№6(31) / 2014-08-15 Прозрачный бюджет – залог доверия граждан к мэрии и городскому кенешу столицы
-
№10-11 (11-12) / 2012-11-29 ДОСТУПНЫЙ ГОРОД
-
№10-11 (11-12) / 2012-11-29 НОВОСТРОЙКИ – ПОЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА