Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Финансы МСУ
КОНЦЕПЦИЯ развития межбюджетных отношений в Кыргызской Республике на период 2016-2019 годы
Общие положения и цель настоящей Концепции Система межбюджетных отношений в Кыргызской Республике, сформированная в ходе реализации политики финансовой децентрализации, несмотря на имеющиеся проблемы, в целом соответствует основным требованиям, предъявляемым к бюджетному процессу на местном уровне, для обеспечения реальной самостоятельности местного самоуправления. Органам местного самоуправления созданы базовые условия для реализации прав граждан, определенных Конституцией Кыргызской Республики, управления территорией и удовлетворения запросов на услуги. Дальнейшее развитие реформ местного самоуправления требует создания новых форматов взаимоотношений государственных органов и органов местного самоуправления для обеспечения эффективного формирования и исполнения местных бюджетов. Необходимы новые условия по развитию бюджетного процесса на уровне местного самоуправления, что нашло отражение в настоящей Концепции развития межбюджетных отношений в Кыргызской Республике на период 2016-2019 годы (далее - Концепция).
- совершенствование взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления в межбюджетных отношениях;
- создание мотивационных факторов для ор ганов местного самоуправления и местных сообществ при укрупнении айылных аймаков и районов в рамках реализации административно-территориальной реформы в Кыргызской Республике;
- определение основных направлений по повышению доходного потенциала органов местного самоуправления;
- создание эффективного механизма финансирования государственных программ на местном уровне за счет средств республиканского и местных бюджетов;
- совершенствование трансфертной политики, основанной на формировании стимулов для органов местного самоуправления к увеличению собственных доходов и оптимизации расходов.
- баланс и единство интересов государственных органов и органов местного самоуправления в бюджетном процессе;
- единство бюджетной политики в Кыргызской Республике;
- направленность на стимулирование органов местного самоуправления по совершенствованию бюджетного процесса;
- повышение ответственности и подотчетности органов местного самоуправления перед населением за результаты своей деятельности.
Предпосылки принятия настоящей Концепции
- введение системы двухуровневого бюджета, исключающего областные и районные бюджеты;
- начало установления разграничений расходных обязательств республиканского и местного бюджета на уровне области, района, города и айылного аймака;
- закрепление доходных источников за каждым уровнем бюджета;
- запрет на изъятие средств местных бюджетов в республиканский бюджет;
- выравнивание бюджетной обеспеченности территорий для покрытия гарантированных государством минимальных расходов.
- существующая система межбюджетных отношений не в полной мере мотивирует органы местного самоуправления к повышению эффективности бюджетного процесса;
- имеющаяся практика формирования среднесрочного прогноза местного бюджета не отражает перспективы местного экономического развития;
- формирование доходной части местного бюджета не обеспечивается объективными экономическими и статистическими показателями, что снижает обоснованность доходной части местного бюджета;
- потенциал органов местного самоуправления не в полной мере отвечает выполнению задач по совершенствованию бюджетного процесса.
- сохранение баланса интересов государственных органов и органов местного самоуправления при распределении долей расщепления общегосударственных налогов, формировании трансфертной политики;
- формирование новых условий бюджетных правоотношений в рамках реализации административно-территориальной реформы;
- формирование условий, при которых все органы местного самоуправления, в том числе получающие выравнивающие гранты, будут мотивированы формировать бюджеты развития;
- завершение работ по разграничению расходных обязательств и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления;
- финансирование делегированных государственных полномочий.
- компенсированы возможные расходы, связанные с процедурами объединения;
- компенсированы возможные потери доходного потенциала айылных аймаков в новых административных границах;
- применены новые подходы к межбюджетным трансфертам, которые будут учитывать особенности обновленных территорий.
- Обеспечение единства деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам формирования и исполнения местного бюджета. Формирование единой базы данных по экономическим и статистическим показателям местных бюджетов повысит достоверность и обоснованность при формировании доходной части местных бюджетов. Необходимо создать условия и регламентировать действия, закрепленные нормативным правовым актом, при которых государственные органы будут ответственны за предоставление достоверных данных для формирования доходной части местного бюджета и нести солидарную ответственность с органами местного самоуправления за эффективное исполнение расходной части местного бюджета. Будут значительно снижены влияние человеческого фактора и, соответственно, коррупционный риск при определении контрольных показателей параметров местного бюджета.
- Необходимость скоординированных действий по финансированию государственных программ на территориальном уровне и местных программ развития за счет средств республиканского и местного бюджетов. В рамках реализации настоящей Концепции административно-территориальной реформы необходимо обеспечить гармоничное сочетание деконцентрации финансовых ресурсов республиканского бюджета и процессы финансовой децентрализации.Сформированные на региональном уровне средства республиканского бюджета для реализации отраслевых государственных программ развития в сочетании с финансированием из местных бюджетов местных программ развития в целом окажут влияние на развитие региона и повышение качества жизни граждан. В основе такого подхода - партнерские отношения территориальных подразделений государственных органов и органов местного самоуправления.
- Поддержка инициатив местного сообщества по развитию территории посредством дополнительного целевого финансирования из республиканского бюджета по обновленному формату. В целях стимулирования процессов вовлечения граждан в реализацию программ развития в ближайшие годы будут активизированы действия по реализации новых форм предоставления долевых (стимулирующих) грантов и средств фондов развития регионов. Акцент будет сделан на реализацию истинно приоритетных проектов, инициированных сообществами. Кроме этого, особое значение будет уделено эффективности расходования средств долевых (стимулирующих) грантов и, прежде всего, в части ремонта, реконструкции и строительства новых инфраструктурных объектов.
- Мотивация для налоговых служб и органов местного самоуправления к выполнению прогнозных показателей по сбору налогов;создание комфортных условий бизнесу по уплате налогов;предоставление органам местного самоуправления возможности увеличения доходов местного бюджета.
- Будут приняты нормативные правовые акты, расширяющие возможности и полномочия органов местного самоуправления по сбору неналоговых платежей, прежде всего сбору за использование пастбищ, за вывоз и утилизацию мусора, административные штрафы и другие.
- Внедрение электронного формата коммуникаций и финансовой отчетности органов местного самоуправления. Дальнейшая автоматизация и переход на электронный формат согласования финансовых документов и принятия отчетов повысит в целом качество бюджетного процесса, позволит оптимизировать рабочее время государственных и муниципальных служащих и в значительной степени повлияет на снижение рисков коррупции.
-
Органы местного самоуправления будут поэтапно обеспечены необходимым оборудованием и программным обеспечением по внедрению электронного формата составления и предоставления отчетности посредством внедрения современных информационных технологий.
- количественные индикаторы:
- количество дотационных органов местного самоуправления;
- темп роста доходного потенциала местных бюджетов, в том числе рост собственных доходов местного бюджета;
- показатель реализации программ развития органов местного самоуправления (в % плана);
- темп роста инвестиционных доходов;
- количество новых объединенных айылных аймаков;
- качественные индикаторы:
- количество органов местного самоуправления, имеющих статистическую базу данных социально-экономических показателей (определяется по результатам опроса);
- рост удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг;
- количество органов местного самоуправления, самостоятельно планирующих местный бюджет (определяется по результатам опроса).
Похожие материалы:
-
№8 (142) / 2023-09-07 Цифровизация межбюджетных отношений: нужен прямой путь от органа МСУ к казначейству
-
№11 (133) / 2022-11-28 Комментарии Союза МСУ к проекту республиканского бюджета на 2023-2025 гг.
-
№10 (132) / 2022-10-15 Механизм предоставления бюджетной ссуды, заложенный в Бюджетном кодексе КР, впервые успешно апробирован в Кыргызской Республике
-
№8-9 (130-131) / 2022-09-16 От бюджета к бюджету: методические указания по реализации «горизонтальных» трансфертов
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как «перевести» сложные процедуры государственных закупок на язык, понятный всем? Опыт Проекта USAID «Успешный аймак»
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как Проект USAID “Успешный аймак” дал старт выводу бизнеса Кулатовского айылного аймака из теневой экономики
-
№5 (115) / 2021-05-21 Почему не снижается уровень теневой экономики на уровне местного самоуправления?
-
№1 (111) / 2021-02-07 Слушания по бюджету в условиях пандемии проводятся, но нужны новые онлайн-инструменты. Ответ на потребность готовит Проект ГГПОМСУ через модернизацию web-приложения: www.gb.minfin.kg