Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Финансы МСУ
Новшества Бюджетного кодекса Кыргызской Республики в части регулирования бюджетного процесса органов МСУ
Важнейшими положениями любого бюджетного законодательства являются нормы, регулирующие бюджетный процесс. Практика установления основных дат в законодательстве в том или ином виде используется в разных странах. В Кыргызстане, как в действующем законодательстве (Законы КР «Об основных принципах бюджетного права в КР» и «О финансово-экономических основах местного самоуправления»), так и в принятом Бюджетном кодексе Кыргызской Республики (БК КР), определены основные этапы формирования проекта местного бюджета и представления отчета по нему.
- Министерство финансов не позднее 15 июля (в действующем законодательстве - до 30 мая) направляет органам МСУ: календарный план бюджетного процесса; методические рекомендации по формированию местных бюджетов; прогнозы и обоснования политики по объему общегосударственных доходов, по нормативам отчислений от общегосударственных доходов, межбюджетным трансфертам;
- проекты местных бюджетов, сформированные исполнительными органами местного самоуправления (ОМСУ) и согласованные с местными кенешами, представляются в Министерство финансов не позднее 1 сентября (в действующем законодательстве – проект доходов МБ представлялся в срок до 1 июля, расходов – до 1 августа);
- Министерство финансов после утверждения республиканского бюджета в течение 10 дней должно направить органам МСУ показатели уточненных объемов и нормативов отчислений от общегосударственных доходов, размеров межбюджетных трансфертов.
- В соответствии с действующим законодательством, Министерство финансов доводит уточненные показатели до ОМСУ после представления правительством проекта республиканского бюджета в Жогорку Кенеш.
- На практике данная норма не исполняется, и Министерство финансов доводит уточненные цифры после утверждения республиканского бюджета. Казалось бы, замечательно, что привели закон и практику в соответствие.
- Однако если мы «углубимся» в Кодекс, то обнаружим, что проект закона о республиканском бюджете рассматривается и принимается Жогорку Кенешем в срок не позднее, чем за один месяц до начала нового бюджетного года (статья 99), т.е. до 30 ноября.
- Тогда как дата внесения уточненных проектов местных бюджетов исполнительными органами МСУ на рассмотрение и утверждение местных кенешей - не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному бюджетному году.
- Следовательно, в новом бюджетном календаре изначально заложена несогласованность дат, и требуется их изменение для приведения в соответствие друг с другом;
- местные кенеши должны утвердить местные бюджеты в срок не позднее одного месяца после утверждения республиканского бюджета. Затем утвержденные местные бюджеты должны представляться в Министерство финансов в течение 14 календарных дней после их принятия.
- По действующему законодательству утвержденные в установленном порядке местные бюджеты представляются в Министерство финансов не позднее двух месяцев после утверждения республиканского бюджета.
- Сокращение сроков представления МБ в Министерство финансов с 2-х до 1,5 месяцев необоснованно, поскольку обязательными условиями вступления в силу нормативно-правового акта, в т.ч. постановления местного кенеша об утверждении МБ, являются его официальное опубликование и включение в Государственный реестр нормативно-правовых актов.
Официальное опубликование нормативных правовых актов, как известно, осуществляется на государственном и официальном языках (допускается принятие нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления исключительно на государственном языке при условии проживания на территории соответствующей административно-территориальной единицы преобладающего числа лиц, владеющих государственным языком, и наличия соответствующего решения представительного органа местного самоуправления).Нормативные правовые акты, в соответствии с Законом КР, включаются в Государственный реестр нормативных правовых актов КР в течение семи рабочих дней со дня официального опубликования.Срок представления отчетов об исполнении местных бюджетов в Министерство финансов остался прежним - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.Вместе с тем значительно изменены нормы, регулирующие процедуры внесения изменений и дополнений в утвержденные бюджеты. Во-первых, определено, что изменения и дополнения в утвержденные бюджеты могут осуществляться только в определенных случаях:
- необходимости устранения ситуаций, угрожающих политической, экономической, экологической и социальной стабильности Кыргызской Республики;
- изменения законодательства Кыргызской Республики, влияющего на уровень утвержденных параметров бюджета;
- принятия решения об использовании дополнительных доходов или экономии в расходах, полученных в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, при изменении объемов выделенных целевых трансфертов, ассигнований
- Социальному фонду, Фонду обязательного медицинского страхования, выделенных из республиканского бюджета бюджетных ссуд;
- введения чрезвычайного или военного положения и использования остатка бюджетных средств;
- отдельно установлена возможность осуществления секвестра расходов в условиях ожидаемого снижения поступлений доходов бюджета. Он представляет собой механизм, предусматривающий сокращение в установленных пропорциях статей расходов бюджета, с указанием перечня приоритетных бюджетных программ или статей расходов, не подлежащих секвестру.
- Решение о введении секвестра местных расходов принимается исполнительными органами местного самоуправления в течение бюджетного года и осуществляется путем внесения изменений в нормативный правовой акт о бюджете.
- проект местного бюджета;
- утвержденный бюджет органа местного самоуправления;
- годовой отчет об исполнении местного бюджета, в том числе отчеты о достижении индикаторов результативности;
- ежемесячные отчеты об исполнении местного бюджета.
- социально-экономический прогноз развития с учетом прогноза социально-экономического развития Кыргызской Республики;
- проект бюджета на предстоящий период,который содержит укрупненные показатели по ресурсам бюджета в разрезе их видов и источников, расходам бюджета и в разрезе бюджетных программ местного самоуправления, сбалансированности бюджета, муниципальному долгу;
- пояснительная записка к программе социально-экономического развития;
- оценка возможных бюджетных рисков и обстоятельств.
- правило, что основные параметры бюджета принимаются согласно положениям нормативных правовых актов, утвержденным не позднее 1 июля текущего бюджетного года и вводимым в действие не ранее 1 января очередного бюджетного года. При этом нормативные правовые акты, предусматривающие увеличение расходов или уменьшение доходов бюджетов, утвержденные позднее 1 июля, учитываются в проектах бюджетов следующего цикла бюджетного прогнозирования (статья 80);
- требование, касающееся нормативных правовых актов, приводящих к изменению доходов и (или) расходов бюджетов, принятых после дня внесения в Жогорку Кенеш (местные кенеши) проекта нормативного правового акта о бюджете, должно вступать в силу не ранее 1 января, следующего за очередным бюджетным годом (статья 4).
- распределение и закрепление доходов за каждым бюджетом бюджетной системы;
- соблюдение расходных полномочий государственных органов и органов местного самоуправления;
- определение на долговременной основе нормативов распределения доходов между бюджетами;
- достижение уровня бюджетной обеспеченности местных бюджетов за счет предоставления из республиканского бюджета межбюджетных трансфертов;
- возмещение потерь в доходах или дополнительных расходов бюджетов, связанных с внесением изменений в законодательство Кыргызской Республики.
Похожие материалы:
-
№8 (142) / 2023-09-07 Цифровизация межбюджетных отношений: нужен прямой путь от органа МСУ к казначейству
-
№11 (133) / 2022-11-28 Комментарии Союза МСУ к проекту республиканского бюджета на 2023-2025 гг.
-
№10 (132) / 2022-10-15 Механизм предоставления бюджетной ссуды, заложенный в Бюджетном кодексе КР, впервые успешно апробирован в Кыргызской Республике
-
№8-9 (130-131) / 2022-09-16 От бюджета к бюджету: методические указания по реализации «горизонтальных» трансфертов
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как «перевести» сложные процедуры государственных закупок на язык, понятный всем? Опыт Проекта USAID «Успешный аймак»
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как Проект USAID “Успешный аймак” дал старт выводу бизнеса Кулатовского айылного аймака из теневой экономики
-
№5 (115) / 2021-05-21 Почему не снижается уровень теневой экономики на уровне местного самоуправления?
-
№1 (111) / 2021-02-07 Слушания по бюджету в условиях пандемии проводятся, но нужны новые онлайн-инструменты. Ответ на потребность готовит Проект ГГПОМСУ через модернизацию web-приложения: www.gb.minfin.kg