2016-08-11 / Финансы МСУ
По результатам конкурса 2016 года Программы малых грантов Проекта «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс» (далее – Проект ГГПОМСУ), среди муниципалитетов Чуйской области определены победители. 17 муниципалитетов получили гранты в сумме 1 000 000 сомов каждый, чтобы выполнить приоритетные проекты местного сообщества по решению дел местного значения. Согласно Положению Программы малых грантов Проекта, средства гранта перечисляются на специальный счет муниципалитетов. Муниципалитеты полученные грантовые средства используют согласно требованиям Закона КР «О государственных закупках», а требования данного нормативного правового акта высокие, и на практике нередко муниципалитеты сталкиваются с трудностями, преодолению которых и посвящен этот материал.
Одним из требований Закона КР «О государственных закупках» является наличие у закупающей организации специалиста по закупкам с соответствующим сертификатом, имеющего право проводить конкурсные закупки. Еще одной помощью со стороны Проекта для муниципалитетов-победителей является финансирование пятидневного обучения в учебном центре при Министерстве финансов КР. В 2016 году курс обучения прошли 18 представителей органов местного самоуправления Чуйской области – это работники аппарата айыл окмоту и депутаты местных кенешей.
Но учебный центр не всем желающим выдает сертификат, который дает право на проведение государственных закупок. Слушатели, не прошедшие тестирование, сертификаты не получают. Из 18 слушателей только 13 смогли получить сертификаты. Если у муниципалитета как закупающей организации нет сертифицированного специалиста, согласно требованиям Закона КР, можно привлекать такого специалиста для проведения государственных закупок по договору.
Муниципалитеты используют эту возможность, хотя практика показывает, что иногда у муниципалитета в аппарате существует сертифицированный работник, но для проведения государственных закупок он привлекает специалиста со стороны. Главы муниципалитетов эту ситуацию объясняют так: у своих сотрудников недостаточно опыта, есть риск проведения закупок с нарушениями норм законодательства, так как за результаты закупок ответственность возлагается на главу муниципалитета, как на руководителя организации. Проведение государственных закупок для муниципалитетов, в рамках Закона КР «О государственных закупках», требует определенных законом мероприятий.
В начале года составляется План закупок и выставляется на Портал государственных закупок. К каждой закупке требуется особая подготовительная работа. Для подачи объявления в Портал государственных закупок муниципалитеты должны подготовить смету своих проектов. В качестве технической помощи со стороны Проекта муниципалитетам была предоставлена консультативная помощь технических экспертов в соответствии с направлением проекта: строительство или ремонтные работы, питьевая вода и энергетика.После ознакомления с заявленными проектами от муниципалитетов техническими экспертами в большинство смет проектов пришлось вносить изменения.
Это говорит о том, что в муниципалитетах нет соответствующих специалистов, специалистов-сметчиков муниципалитеты привлекают по договору со стороны. Практика показывает, что не все сметчики добросовестно относятся к своим обязанностям, выяснялись случаи, когда сметчик, нанятый муниципалитетом, вообще не видел объекта (не выезжал на объект), по которому составлял смету, работал согласно дефектному акту, составленному комиссией, в результате смета проекта получилась сырой и с завышенным (заниженным) объемом работ.
Руководители муниципалитетов по образованию не строители, им приходится доверять инженерам строителям – сметчикам.Согласно требованиям Стандартной конкурсной документации на закупку работ одноэтапным, двухэтапным и упрощенными методами, утвержденной приказом Министерства финансов КР от 14 октября 2015 года, № 175-п: «За купающая организация до проведения конкурса на строительные работы должна иметь разработанную проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в уполномоченном органе по строительству, и документы на участок.
Проектно-сметная документация должна быть разработана с учетом строительных норм и правил (СНиП), в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики. Применение СНиПов нужно, в том числе, и для определения бюджета строительства». Прак-тика показала, что разработанные на уровне муниципалитетов проектно-сметные документы на строительные работы не всегда проходят экспертизу в уполномоченном органе по строительству.
Одному из муниципалитетов только на третий раз удалось пройти техническую экспертизу в Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики. С другой стороны, этот случай говорит о том, что на местах у нас недостаточно качественно предоставляется услуга по разработке проектно-сметной документации на строительные работы, недостаточно соответствующих специалистов с опытом работы, недостаточно организаций, предоставляющих качественно данную услугу.
Сотрудники муниципалитетов для проведения государственных закупок работают с Порталом государственных закупок: планируют закупки, размещают объявление с соответствующими требованиями, оценивают поступившие заявки, размещают протоколы процедур закупок. Для выполнения вышеописанных работ муниципальным служащим необходимо компьютерное оборудование, хорошая интернет-связь и наличие опыта работы в сети Интернет, знания и опыт работы с Порталом государственных закупок.
Одной из проблем муниципалитетов является отсутствие такового сотрудника в одном лице – сертифицированный специалист, с хорошим опытом работы в сети Интернет и знающий работу Портала. Практика показывает, молодежи среди аппарата муниципалитета всего несколько человек, среди обучающихся в учебном центре Минфина КР для получения сертификата большинство в возрасте старше среднего, из-за чего возникает проблема - у специалиста есть образование, опыт проведения госзакупок, но нет навыков работы в Интернете и на Портале.
В рамках реализации Программы малых грантов Проекта, в связи с необходимостью проведения государственных закупок, несколько человек – муниципальных служащих из числа грантополучателей, старше среднего возраста, овладели навыками работы с Интернетом, научились отправлять и получать письма по электронной почте, обучились работе с Порталом. Некоторые муниципальные служащие признались, что этими навыками они не обладают, и для выполнения работ по закупкам привлекают молодежь, кто «дружит» с Интернетом, получается, что они зависимы от этого специалиста, в результате все это влияет на сроки выполнения работ и проведения этапов закупок.
Еще одна проблема – это интернет-связь для выхода на Портал, она не всегда устойчивая и бесперебойная, иногда сбой дает сам Портал, и приходится ждать и выходить на Портал через некоторое время, что создает тоже определенные неудобства. Для решения этих проблем иногда приходится выезжать в райцентр или ближайший город, где интернет-связь стабильная. По требованиям работы с Порталом государственных закупок, с Порталом должен работать не только специалист по закупкам, но и руководитель отдела закупок и руководитель организации, они участвуют в процессе утверждения плана закупок, утверждения объявления.
Иногда выясняется, что не все руководители отделов закупок и руководители организаций соблюдают требования Портала, в большинстве случаев они эту функцию «делегируют» специалисту по закупкам. На тренинге по «Основам требований Закона КР «О государственных закупках» из всех участников только 1 глава айыл окмоту подтвердил, что сам лично работает с Порталом, лично утверждает План закупок и объявления. Для муниципалитетов создается большой риск, когда специалист по закупкам - лицо, приглашенное со стороны, а руководитель организации не владеет ситуацией.
Был случай, когда специалист извне, незаинтересованное лицо, в объявлении прикрепил не тот документ и объяснил это тем, что «какой документ муниципалитет ему предоставил, тот он и разместил в объявлении», в результате пришлось отменять конкурс. Среди 18 обученных в 2016 году специалистов по госзакупкам были несколько глав айыл окмоту, которые после, на практике, сами провели государственные закупки, и отметили важность и ответственность этих мероприятий. Желательно, чтобы каждый руководитель закупающей организации прошел курс обучения в учебном центре и владел навыками работы с Порталом государственных закупок.
Практические советы закупающим организациям органов МСУ Одним из ответственных и важных моментов при проведении государственных закупок являются правильно и грамотно подготовленные конкурсные документы. Конкурсные документы готовятся согласно Стандартным конкурсным документациям, утвержденным Приказом Министерства финансов Кыргызской Республики от 14 октября 2015 года, № 175-п, где подробно описаны требования, даны инструкции, условия, формы, технические спецификации. Очень важно определиться с видом закупки (товары, работы и услуги). Специалисты-закупщики часто путают или не обращают должного внимания на определение вида закупок. Вид закупки зависит от структуры закупки, бюджета проекта.
Например, если требуется заменить окна и двери в здании детского сада или школы на пластиковые, некоторые специалисты определяют это как «работы». Первоначально надо определить, сколько это все будет стоить раздельно, стоимость пластиковых окон и дверей в зависимости от количества, и сколько будет стоить услуга по демонтажу старых и монтажу новых окон и дверей. Если сумма товара (пластиковых окон и дверей) будет выше суммы монтажа и демонтажа – это будет закупка товаровс сопутствующими услугами, если же наоборот – это закупка работ.
Определенные сложности специалисты по закупкам испытывают при определении основных и квалификационных требований конкурсных заявок. Часто специалисты-закупщики выставляют всего несколько требований, которые они считают достаточными для проведения их закупки, это в основном: предоставить копии регистрационных документов, свидетельство и устав, справки с УГНС и Соцфонда об отсутствии задолженности, бухгалтерский баланс, опыт работы и уровень квалификации исполнителей. Стандартная конкурсная документация предлагает до 19 пунктов основных и квалификационных требований конкурсных заявок, которые особо важные и необходимые для качественного выбора подрядчика для реализации запланированной закупки.
Обратим внимание на неоторые из них по строительным работам:Описанные в таблице квалификационные требования обязательны при подаче объявления. Для каждой государственной закупки в зависимости от ее вида есть особенности по квалификационным требованиям. Следующей проблемой муниципалитетов, закупающих организаций, при проведении конкурсных закупок товаров, работ и услуг являются поставщики. Из-за поставщиков, не полностью предоставляющих конкурсные документы, приходится отменять закупки и объявлять новые. В основном поставщики не выполняют следующие требования:
-
баланс предоставляется за один год, тогда как требуется предоставить бухгалтерский баланс за последние два года;
-
не предоставляется информация или предоставляется неполная информация о наличии собственных оборотных средств или доступа к кредитной линии;
-
не предоставляется информация о судебных разбирательствах;
-
не предоставляется информация или предоставляется неполная информация о квалификации и опыте руководителя и специалистов;
-
не предоставляется информация или предоставляется неполная информация по сертификатам. Часто подрядчики предоставляют
-
Протокол испытаний по товару вместо сертификата, что не соответствует требованиям, т.к. на основании Протокола выдается сертификат;
-
не предоставляется информации по графику работ.
Как мы видим, недостатки значительные, некоторые подрядчики надеются на «авось пронесет», но это является нарушением требований Закона КР «О государственных закупках», вследствие чего приходится отклонять конкурсные заявки и/или отменять конкурс. Муниципалитетам сложно, но они преодолевают эти трудности, сам процесс закупок многому их учит. Они обретают навыки, опыт, совершенствуются, одним словом, – идет развитие.