2017-03-03 / Финансы МСУ
На сегодняшний день электронная система государственных закупок стала основным инструментом обеспечения прозрачности и эффективности государственных средств.
До внедрения электронных государственных закупок все тендеры проводились в бумажном виде, поставщики были вынуждены контактировать с представителями закупающих организаций, не были созданы условия для развития конкуренции,
были большие нарекания со стороны общественности о непрозрачности процедур закупок, люди хотели знать, куда и как тратятся средства налогоплательщиков. Поэтому, в соответствии с НСУР на период 2013-2017 гг., в целях обеспечения прозрачности государственных средств и эффективности государственных закупок, Департаментом государственных закупок при Министерстве финансов Кыргызской Республики проделана большая работа по реформированию системы государственных закупок. С июня 2014 года в тестовом режиме начал функционировать официальный портал государственных закупок Кыргызской Республики, а уже с мая 2015 года, со вступлением в силу Закона КР «О государственных закупках», государственные закупки проводятся исключительно в электронной форме.
Целью настоящего Закона является обеспечение экономичности и эффективности использования государственных средств при осуществлении государственных закупок.Благодаря новому Закону «О государственных закупках» и веб-порталу государственных закупок (zakupki.gov.kg), сэкономлен огромный объём государственных средств, обеспечена прозрачность государственных средств и процедура государственных закупок, растет количество поставщиков, зарегистрированных на портале государственных закупок. В феврале 2017 года Департамент государственных закупок при Министерстве финансов Кыргызской Республики провел пресс-конференцию,где представил общественности предварительные итоги государственных закупок за 2016 год. Было отмечено, что в 2016 году закупающими организациями было проведено 44 070 конкурсов (включая метод прямого заключения договора) на сумму 43 млрд. 520 млн. сомов. При этом сумма экономии государственных средств от проведения госзакупок на веб-портале составила 9 млрд. 131 млн. 195 тыс. сомов. По сравнению с показателями 2015 года, в 2016 году количество проведенных конкурсов закупающими организациями выросло на 33 850, фактическая = сумма госзакупок уменьшилась на 3 млрд.
111 млн. сомов, сумма экономии от проведения госзакупок выросла на 3 млрд. 569 млн. сомов.Отмечаются положительные результаты государственных закупок, осуществлённых в прошлом году органами МСУ. Так, в 2016 году учреждениями, состоящими на местном бюджете, было проведено 13123 конкурса на сумму 7 млрд. 464 млн. 192 тыс. сомов. Из них 6479 конкурсов были проведены методом прямого заключения договора на сумму 1 млрд. 104 млн. 202 тыс. сомов. В 2016 году план закупок органов местного самоуправления был составлен на сумму 9 млрд. 301 млн. сомов. Таким образом, органы МСУ с помощью портала государственных закупок смогли сэкономить 1 млрд. 837 млн. сомов. В 2016 году органами МСУ были закуплены товары на сумму 3 млрд. 160 млн. 756 тыс. сомов, услуги - 458 млн. 588 тыс. сомов, работы - 3 млрд. 844 млн. 648 тыс. сомов и консультационные услуги - на сумму 200 тыс. сомов. По сравнению с показателями 2015 года, в 2016 году количество проведенных конкурсов органами МСУ выросло на 10269, фактическая сумма госзакупок увеличилась на 1 млрд. 439 млн. сомов, сумма экономии от проведения госзакупок увеличилась на 1 млрд. 194 млн. сомов. С момента внедрения портала с 02.06.2014 года по 31.12.2016 года общее количество зарегистрированных закупающих организаций составило 3 095, поставщиков - 13 552, из них количество иностранных поставщиков составляет 1 196.
Только за 2016 год на портале были зарегистрированы 6 275 поставщиков. В Департаменте государственных закупок уверены, что текущая система государственных закупок дает возможность увеличению количества поставщиков, тем самым развивая между ними конкуренцию, также дает возможность государству сэкономить бюджетные средства и раскрыть информацию о потребностях и расходах закупающих организаций.Безусловно, любое нововведение несет с собой проблемы и требует совершенствования. В Департаменте отмечают, что большая текучесть кадров и низкий уровень знаний сотрудников по процедурам государственных закупок и НПА в области государственных закупок в закупающих организациях, особенно в органах МСУ, отсутствие или слабый сигнал сети Интернета в отдельных районах и другие проблемы создают большие препятствия в развитии системы государственных закупок. Чтобы повысить профессиональный уровень специалистов по закупкам, Департаментом государственных закупок и Учебным центром Министерства финансов КР проводятся обучающие курсы. Только в 2016 году 3 378 слушателей прошли вводный курс по управлению госзакупками товаров, работ и услуг, в том числе 2107 госслужащих, 877 работников органов МСУ, 394 представителя среднего и малого бизнеса. Углубленный курс прошли 300 специалистов, 71 специалист прошел специализированный однодневный курс и 6 специалистов прошли двухдневный специализированный курс.
Департамент уверен, что решение вышеуказанных и других проблем в сфере государственных закупок требует активного содействия всех участников государственных закупок, в том числе органов МСУ, которые играют большую роль в развитии системы государственных закупок. Большая работа ведется Департаментом по совершенствованию системы государственных закупок. Вносятся поправки в Закон КР «О государственных закупках». К нам поступило около 100 предложений и замечаний от поставщиков, общественных объединений, закупающих организаций и депутатов Жогорку Кенеша. В прошлом году проведены общественные слушания и разработан законопроект по внесению изменений в Закон КР «О государственных закупках». Одним из нововведений станет установление минимальной пороговой суммы государственных закупок в 1 млн. сомов. Также вносится норма, по которой закупающие организации смогут проводить закупки без выставления объявления на портале, но с выставлением результатов закупки, если сумма закупок не превышает 3% минимальной пороговой суммы. Это будет способствовать обеспечению мобильности и гибкости закупающим организациям.
В Департаменте государственных закупок выразили заинтересованность в сотрудничестве с журналом «Муниципалитет» для того, чтобы своевременно информировать органы МСУ об изменениях, поправках в системе государственных закупок и улучшить обратную связь с органами МСУ. Департамент планирует через журнал «Муниципалитет» отвечать на вопросы читателей. Для того чтобы получить ответ на свой вопрос, читателям необходимо отправить вопрос на электронную почту: n.malaev@minfin.kg c темой «Муниципалитет». В этом номере журнала публикуются ответы на вопросы, заданные сотрудниками органов местного самоуправления Чуйской области в ходе тренингов по государственным закупкам 20-24 февраля 2017 года, и по которым получен официальный ответ из Департамента государственных закупок.
Динамика объемов государственных закупок за период 2015-2016 гг. (по официальным данным)
Госзакупки закупающих
организаций
|
Количество конкурсов
|
Планируемая сумма госзакупок
(сомов)
|
Фактическая сумма
проведенных госзакупок (сомов)
|
Сумма экономии от проведения госзакупок
(сомов)
|
2015 год
|
10220
|
52 млрд. 192 млн. 976 тыс.
|
46 млрд. 631млн.
|
5 млрд. 561 млн. 954 тыс.
|
2016 год
|
44070
|
52 млрд. 651 млн. 623 тыс.
|
43 млрд. 520 млн.
|
9 млрд. 131 млн. 195 тыс.
|
Отклонение
|
+33850
|
+458,6
|
- 3 млрд. 111 млн.
|
+ 3 млрд. 569 млн. 241 тыс.
|
Динамика объемов государственных закупок органов МСУ за период 2015-2016 гг. (по официальным данным)
Госзакупки
закупающих
организаций
|
Количество конкурсов
|
Планируемая сумма госзакупок
(сомов)
|
Фактическая сумма
проведенных госзакупок (сомов)
|
Сумма экономии от проведения госзакупок
(сомов)
|
2015 год
|
2854
|
6 млрд. 668 млн.
|
6 млрд. 25 млн.
|
643 млн.
|
2016 год
|
13123
|
9 млрд. 301 млн.
|
7 млрд. 464 млн.
|
1 млрд. 837 млн.
|
Отклонение
|
+10269
|
+2 млрд. 633 млн.
|
1 млрд. 439 млн.
|
1 млрд. 194 млн.
|
Улан ДАНИКЕЕВ,
директор Департамента
государственных закупок
при Министерстве финансов
Кыргызской Республики