Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Финансы МСУ
Новые подходы к проведению аудита местных бюджетов
20 декабря 2016 года Совет Счетной палаты утвердил новое Руководство по проведению аудита местных бюджетов Счетной палатой Кыргызской Республики (СП КР) и ее территориальными подразделениями. Данное руководство было принято за основу Советом Счетной палаты в конце прошлого года и использовалось при проведении пилотных аудитов в течение первой половины 2016 г. По результатам пилотных аудитов Руководство было доработано для окончательного утверждения Советом Счетной палаты.
Задачами аудита местных бюджетов являются:
- проверка соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства, регулирующего осуществление бюджетного процесса;
- оценка соответствия местного бюджета принципам устойчивости, сбалансированности доходов и расходов, направленности на достижение целей программы социальноэкономического развития территории, полноты включения в состав местного бюджета всех доходов и расходов;
- проверка соблюдения принципов открытости, прозрачности и подотчетности на этапах составления, утверждения и исполнения местного бюджета;
- проверка обоснованности и реалистичности составления планов доходов и расходов бюджета, его соответствие утвержденным методикам и правилам;
- выявление возможных резервов расширения ресурсной базы органа МСУ;
- проверка обоснованности, полноты и своевременности исполнения доходов и расходов бюджета;
- проверка достоверности сведений, представленных в отчете об исполнении местного бюджета;
- оценка достоверности информации, представленной в бухгалтерской отчетности объектов аудита;
- проведение анализа выявленных отклонений и нарушений, внесение предложений по их устранению.
- аудит соответствия бюджетного процесса законодательным нормам;
- аудит составления доходной части местного бюджета;
- аудит составления расходной части местного бюджета;
- аудит исполнения доходной части местного бюджета;
- аудит исполнения расходной части местного бюджета;
- аудит закупок;
- аудит управления муниципальной собственностью;
- аудит муниципальных предприятий;
- аудит организации учета и отчетности.
- введены ли местные налоги, сборы и льготы по ним решением местного кенеша, были ли обнародованы эти решения в соответствии с требованиями законодательства;
- был ли первоначальный проект местного бюджета согласован с местным кенешем;
- были ли проведены общественные слушания проекта местного бюджета;
- утверждена ли местным кенешем программа социально-экономического развития территории, проводились ли общественные обсуждения проекта программы;
- были ли проведены общественные обсуждения предложений к инвестиционным проектам, реализация которых осуществляется за счет средств местных бюджетов (данное положение начинает действовать с 2017 г.);
- проводилось ли рассмотрение и утвержде-ние местного бюджета в соответствии с принятым регламентом местного кенеша, законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетный процесс;
- было ли составлено бюджетной комиссией местного кенеша заключение по проекту бюджета и было ли оно представлено местному кенешу;
- было ли решение местного кенеша о бюджете на соответствующий год опубликовано в средствах массовой информации;
- были ли постановления местного кенеша, в т.ч. по принятию местного бюджета, по внесению изменений в принятый бюджет, распределению свободных остатков местного бюджета;
- опубликованы ли постановления местного кенеша по принятию местного бюджета, внесению изменений в принятый бюджет в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов (с приложением принятых документов) и направлены ли они в территориальное подразделение Министерства юстиции для внесения в Единый государственный реестр нормативных правовых актов.
- наличие и полнота статистических данных по видам доходов в разрезе плательщиков, в т.ч. по земельному налогу, налогу на имущество, налогу с продаж, подоходному налогу, налогам на основе обязательного и добровольного патентов, единому налогу для субъектов малого предпринимательства, налогу за пользование недрами, арендной плате и другим доходам местного бюджета;
- наличие, полнота и регулярность обновления (1 раз в год) статистических данных для составления прогнозов. Например, показатели доходов населения анализируются как база для исчисления подоходного налога; объем оказанных услуг и розничный товарооборот – налога с продаж; численность про-живающего населения и численность работников на предприятиях – сбора за вывоз мусора; показатели жилого и нежилого фонда, количество и характеристики транспортных средств – налога на имущество и т.д.;
- факты проведения в анализируемом периоде хронометража для установления ставок добровольного патента по видам предпринимательской деятельности (при необходимости, соответствующий запрос направляется в ГНС);
- факты проведения инвентаризации и учета объектов, находящихся в муниципальной собственности;
- соблюдение порядка сдачи в аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий;
- наличие и обоснованность расчетов для определения размера платы за пользование пастбищными угодьями и исполнение плана сообщества по использованию пастбищных угодий.
- собираются ли в айылном аймаке (городе) данные, характеризующие объекты муниципальной собственности (технические, социальные, экономические, экологические и другие параметры), характеристики инфраструктурных сетей, дорог и другие индикаторы, необходимые для планирования бюджетных расходов;
- создана ли система учета, мониторинга и корректировки таких данных. Регистрируются ли они документально.
- соотносятся ли расходы местного бюджета с приоритетами программы социально-экономического развития айылного аймака (города), и полностью ли учтены эти приоритеты при составлении расходной части местного бюджета;
- соответствие направлений расходования средств местного бюджета вопросам местного значения (и, в случае передачи соответствующих финансовых ресурсов в местный бюджет, делегированным государственным полномочиям) и наличие обоснованных расчетов к сметам затрат местного бюджета. В этих целях проводится оценка необходимости расходов, проверка наличия проектов и обоснованных расчетов к сметам расходов;
- целесообразность соотношения текущих и капитальных расходов местного бюджета (в самодостаточных органах МСУ);
- рациональность структуры текущих расходов бюджета с учетом динамики изменения индикаторов, определяющих уровень и направления расходов;
- полноту включения в проект бюджета всех расходных обязательств МСУ, в т.ч. расходов на коммунальные услуги;
- соблюдение процедур образования резервного фонда местного бюджета и корректности определения его объема;
- все ли субсидии юридическим лицам запланированы на законных основаниях.
- проверка полноты и своевременности поступления доходов;
- аудит межбюджетных отношений по вопросам доходов.
- аудит общих процедур исполнения расходной части местного бюджета;
- аудит использования средств на оплату труда;
- аудит использования средств на питание;
- аудит подотчетных сумм и кредиторской/дебиторской задолженности;
- аудит использования средств на приобретение имущества и правильности его списания;
- аудит использования средств на строительство, капитальный и текущий ремонт объектов муниципальной собственности;
- аудит использования средств на содержание автотранспорта;
- аудит использования средств на оплату коммунальных услуг и услуг связи.
- полнота учета объектов муниципальной собственности;
- полнота учета и эффективности процедур приватизации объектов муниципальной собственности;
- передача ограниченных прав на муниципальную собственность, прав управления и содержания муниципальной собственности.
- порядок создания и ведения реестра объектов муниципальной собственности на имущество установлен органом МСУ и утвержден местным кенешем;
- реестр ведется органом МСУ и в него своевременно вносятся все необходимые записи;
- реестр охватывает все объекты муниципальной собственности, принадлежащие айылному аймаку (городу);
- реестр содержит все разделы данных, требуемые законодательством;
- содержание реестра доступно для изучения гражданами в обычные часы работы органов МСУ;учет балансовой стоимости и амортизации основных средств является полным и своевременным;
- органом МСУ регулярно проводится инвентаризация объектов, находящихся в муниципальной собственности;
- порядок отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности, утвержден местным кенешем, операции по отчуждению муниципальной собственности правомерны, полно и своевременно ведется учет выбытия основных средств.
- проверку наличия у муниципального предприятия производственной программы (включающей планируемые объемы муниципальных заказов) на проверяемый период, соблюдения процедур ее согласования и утверждения органом МСУ;
- проверку обоснованности и правильности составления бюджета (прогнозный финансовый план доходов и расходов) муниципального предприятия, включая правильность определения объемов и стоимости работ и услуг, их соответствие нормативам и тарифам, утвержденным органом МСУ, или другим уполномоченным органом (в соответствии с антимонопольным законодательством);
- проверку соответствия получаемых муниципальным предприятием доходов видам деятельности, утвержденным в уставе/положении муниципального предприятия;
- проверку соблюдения процедур согласования и утверждения органом МСУ бюджета муниципального предприятия.
- контрольная среда (наличие понятной и логичной организационной структуры, четкого распределения обязанностей, прав и уровней отчетности, сформулированных требований профессиональной этики, правил управления персоналом и требований к его компетентности);управление рисками (наличие программы управления рисками и разработанных контрольных мер, направленных на их уменьшение);
- контрольные мероприятия (наличие письменных правил и процедур предварительного, текущего и последующего контроля ограничения рисков, определенных в процессе управления рисками. Необходимо удостовериться, что расходы на реализацию контрольных мероприятий не превышают ожидаемую от них пользу);
- информация и коммуникации (наличие и функционирование надежных информационных и коммуникационных систем, которые обеспечивают управление информацией,эффективные горизонтальные и вертикальные коммуникации, управление персоналом, управление документооборотом, ведение отчетности);
- мониторинг (наличие системы мониторинга финансового управления, включающей текущий мониторинг, самооценку руководителя и внутренние аудиты).
- промежуточный отчет о результатах аудита объекта аудита и/или по отдельным фактам (вопросам),
- проект отчета о результатах аудита местного бюджета.
Похожие материалы:
-
№8 (142) / 2023-09-07 Цифровизация межбюджетных отношений: нужен прямой путь от органа МСУ к казначейству
-
№11 (133) / 2022-11-28 Комментарии Союза МСУ к проекту республиканского бюджета на 2023-2025 гг.
-
№10 (132) / 2022-10-15 Механизм предоставления бюджетной ссуды, заложенный в Бюджетном кодексе КР, впервые успешно апробирован в Кыргызской Республике
-
№8-9 (130-131) / 2022-09-16 От бюджета к бюджету: методические указания по реализации «горизонтальных» трансфертов
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как «перевести» сложные процедуры государственных закупок на язык, понятный всем? Опыт Проекта USAID «Успешный аймак»
-
№5 (115) / 2021-05-21 Как Проект USAID “Успешный аймак” дал старт выводу бизнеса Кулатовского айылного аймака из теневой экономики
-
№5 (115) / 2021-05-21 Почему не снижается уровень теневой экономики на уровне местного самоуправления?
-
№1 (111) / 2021-02-07 Слушания по бюджету в условиях пандемии проводятся, но нужны новые онлайн-инструменты. Ответ на потребность готовит Проект ГГПОМСУ через модернизацию web-приложения: www.gb.minfin.kg