Понимая под бюджетными средствами все публичные, общественные финансы, эксперты Института не могли обойти вниманием такую болезненную для местных сообществ тему, как софинансирование среднего образования.
консультант по вопросам МСУ Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», Институт политики развития
Школа - важный участник бюджетного процесса
В рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс» Институт политики развития ведет большую работу по вовлечению граждан в бюджетный процесс. Однако сам бюджетный процесс при этом понимается шире, нежели это определяется бюджетным законодательством. Понимая под бюджетными средствами все публичные, общественные финансы, эксперты Института не могли обойти вниманием такую болезненную для местных сообществ тему, как софинансирование среднего образования. В январском номере журнала «Муниципалитет» мы разместили анализ ситуации, доказывающий, что фактически средние школы в Кыргызстане частично содержатся на средства родителей, а государство не выполняет в полном объеме свои обязательства в отношении финансирования средней школы. У данной проблемы две стороны. Первая – роль государства, и о ней мы писали в указанной статье. Вторая – фактическое управление немалым объемом финансовых средств, поступающих в школы из родительского кошелька. Из бесед с родителями становится ясно, что основная часть претензий адресована не к самому факту уплаты, а к тому, что они не знают, как управляются и на какие цели расходуются деньги – возникают подозрения в коррупции. Бороться с этим легче, чем заставить государство финансировать школу как положено. Поэтому Проект «Голос и подотчетность» помог школам своих пилотных айылных аймаков сделать школьные бюджеты немного прозрачнее через общественные слушания. А началось все с учебной
поездки.
В обществе до сих пор ведутся споры вокруг родительских средств, поступающих в школу, одни называют эти средства «поборами», другие «вынужденной мерой», третьи «спонсорской добровольной помощью». Но, однако, все понимают, что сегодня государство не может полностью обеспечить школы, где, кроме заработной платы учителям и социальных отчислений, существует материально-техническое обеспечение (оборудование, хозяйственные нужды, услуги и многое другое), на которые тратятся огромные финансовые средства. И здесь, как оказалось, по словам руководства школ, не обойтись без родительской помощи, школа просто не выживет, и не будет дальнейшего развития.
В стране имеется накопленный положительный опыт, который достоин внимания. В рамках сотрудничества Проекта «Голос и подотчетность» с органами МСУ трех пилотных аймаков и учитывая интерес местного сообщества к данной теме, ИПР организовал обмен этим опытом для АА и школ этих аймаков по вопросу открытости и прозрачности формирования и расходования родительских средств в образовательных учреждениях.
В поездке приняли участие 29 представителей трех пилотных айыльных аймаков проекта: Ивановский АА (Чуйской области, Иссык-Атинского района), Ленинский АА (Сузакского района, Джалал-Абадской области), Торт-Кульский АА (Тонского района, Иссык-Кульской области) в лице сотрудников АО, директоров и завучей школ и председателей родительских комитетов. Участники обмена в течение двух дней не только получили теоретические знания в области организации и проведения общественных слушаний, но и смогли изучить практический опыт в области открытости и прозрачности управления бюджетом школы двух городских и одной сельской школы.
Школа № 1 г. Бишкека: «Своими достижениями школа обязана родителям»
В специально оборудованном классе директор Валентина Васильевна Кириченко презентовала участникам видеоролик, рассказывающий о школе, о ее достижениях. Все победы школы, по словам директора, стали возможны благодаря Общественной организации поддержки и развития (ООПИР), образованной в 2004 году родителями. Родители ежемесячно оплачивают взносы в размере 200 сомов за каждого ученика, и за счет этих средств и развивается школа. В ООПИР официально работают бухгалтер и кассир с заработной платой (во многих аналогичных организациях они работают на добровольной основе, без зарплаты), которые производят все социальные отчисления и осуществляют все выплаты через банк. Директор отметила, что общественным объединениям родители доверяют больше, чем фондам, существующим во многих школах.
Затем директор рассказала о том, как готовились и проводились общественные слушания по бюджету школы. Решение о проведении слушаний далось не сразу и не легко. В течение двух лет школа работала с ОЮЛ «Альянс «За прозрачный бюджет» и Институтом политики развития, участвуя в семинарах, тренингах, «круглых столах» по прозрачности использования денежных средств, в том числе родительских взносов. И, наконец, единогласным решением школы, родителей и учащихся было решено провести общественные слушания об исполнении бюджета, которые состоялись в апреле 2011 года. Подготовка к слушаниям заняла около месяца и предусматривала решение следующих задач:
• анкетирование педагогов школы, родителей и учащихся на предмет знания бюджетного процесса и выявления приоритетов школы;
• разработка презентации финансового отчета о бюджете школы, плана мероприятия, правил поведения для участников слушаний;
• подготовка информационных материалов в виде буклетов, листовок и плакатов и распространение их родителям через учащихся.
На основе проверочного листа, где были установлены ответственные и сроки исполнения, благодаря совместным усилиям и слаженной работе, все поставленные задачи с успехом были решены день в день.
Особенность данного мероприятия в том, что к процессу подготовки и проведению слушаний активно подключились педагоги, родители и учащиеся. Так, например, на уроках экономики учащимся с 4 по 11 классы была поставлена задача по разработке и составлению сметы расходов своей школы. В итоге слушания прошли на высоком уровне, не было агрессивно настроенных родителей (как это случалось раньше, на отчетных собраниях), были лишь конструктивные критические замечания. Всего на слушаниях присутствовало около 160 человек, среди которых был приглашенный депутат горкенеша.
Результатом ОС можно считать не только прозрачность бюджета школы, но и приобретенный эффективный опыт организации и проведения открытого мероприятия с участием учащихся и родителей. Именно на основе их предложений были четко определены основные приоритеты школы – куда в первую очередь необходимо и целесообразно потратить родительские взносы. Так, после слушаний в школе провели ремонт туалета и освещения всей территории, установили доплату к заработной плате учителям, выделили транспортные расходы для педагогов и технического персонала в сумме 16 сомов в день, приобрели большое зеркало в коридор. Следующие слушания по бюджету школы за 2011 год состоятся в мае 2012-го.
В заключение директор СШ №1 Валентина Кириченко дала свои рекомендации коллегам – участникам обмена: «Общественные слушания по бюджету школы нужно проводить обязательно – это необходимо для предотвращения слухов, споров и конфликтов. Особое внимание стоит обратить на наглядность, информационное сообщение, ведь правильная доступная объективная своевременная информация – это залог правильных эффективных решений. На слушания нужно приглашать общественность, представителей территориальных органов МСУ, депутатов кенеша, неправительственные организации. Мы приглашали депутата городского кенеша, который впоследствии помог с выделением 150 тысяч сомов на ремонт школы из бюджета города. Нужно максимально тесно работать с родителями и вовлекать учеников в процесс подготовки и в проведение мероприятия. Сегодня мы не можем прожить без общественного объединения и родительских денег, которые оно собирает. Но если ваши айыл окмоту полностью обеспечивают решение проблем функционирования школы, то создавать общественные организации необязательно. Конечно, создание объединения – это вынужденная мера, не от хорошей жизни, просто, чтобы не развалить школу, давать детям качественное образование в нормальных условиях. Но в целом, это задача государства».
Школа-лицей № 2 им. Н.Баранова (с. Новопокровка, Логвиненковский АА): «Родители признали заслуги школы, поверили школе и поддерживают идеи школы»
Знакомство участников поездки со школой-лицеем началось в просторном, хорошо оборудованном актовом зале с показа слайд-шоу о школе. Затем директор школы Фарида Ахметовна Низамудинова (на фото в правом нижнем углу страницы) подробно рассказала об особенностях школы, в частности, о дополнительном профессиональном обучении учащихся и об общественных слушаниях по бюджету. Главная особенность школы в том, что ученики, кроме основного аттестата, получают сертификат о дополнительной профессиональной подготовке: плотника, парикмахера, портного-дизайнера, младшего медицинского персонала.
До недавнего времени школа отчитывалась перед родителями только на отчетных собраниях. При этом на слушаниях по бюджету, проходивших в айыл окмоту, жители села слышали о том, что образование в целом и школа в частности «забирают» львиную долю местного бюджета. При такой постановке родители задавались вопросом: почему мы платим деньги школе, когда она и так тратит все бюджетные средства? После проведения в апреле 2011 года общественных слушаний по бюджету школы многие вопросы автоматически были сняты.
Подготовка к общественным слушаниям заняла достаточно много времени, в ней приняли участие ученики, педагоги и родители. В самих слушаниях участвовало около 300 человек, в том числе депутаты местного кенеша и руководство айыл окмоту. Мероприятие такого масштаба в школе проводилось впервые и, по словам директора, удалось хорошо, цель – донести до общественности полную информацию о том, как используются бюджетные и внебюджетные средства школы – была достигнута.Результатом слушаний стали следующие факты:
• родители признали полезным дополнительное профессиональное образование по профессиям: сборка и изготовление корпусной мебели (теперь школа сама себя обеспечивает мебелью), парикмахерское искусство/маникюр/педикюр, младший медицинский персонал, ремонт компьютеров, курсы кройки и шитья. Важно, что в декабре 2011 года школа получила лицензию на данные услуги, а родители согласились оплачивать их в сумме 27 сомов в час;
• родители приветствовали получение школой статуса лицея;
• у школы появились спонсоры со стороны родителей для проведения культурно-массовых мероприятий;
• родители поддержали идею о поощрении труда педагогов;
• родители признали заслуги школы в том, что учащиеся стали занимать призовые места на районных олимпиадах, творческих и спортивных конкурсах;
• самое главное, что родители поверили руководству школы и стали больше вкладывать в решение проблем, способствуя тем самым повышению качества знаний учащихся.
При школе создан попечительский совет, однако он не занимается сбором каких-либо финансовых средств. В этом отличие данной школы от столичных учебных заведений. Дело в том, что сельские жители испытывают намного более серьезные затруднения с наличными денежными средствами и они не готовы ежемесячно платить деньги для решения хозяйственных проблем школы. Однако возможность дать детям дополнительное профессиональное образование выглядит для них гораздо более привлекательно, и за данную услугу они платить готовы. Школа согласна с таким положением вещей и успешно совмещает необходимость привлекать дополнительное финансирование с предоставлением им востребованной услуги. Получая за дополнительное профессиональное образование ежемесячно около 200 тысяч сомов, около трети этих средств выделяется Фонду развития школы, откуда финансируются расходы на развитие и обеспечение материально-технической базы, включая ремонт, приобретение оборудования и инвентаря. При этом часть учащихся из малообеспеченных семей освобождена от оплаты.
Такой подход может стать хорошей альтернативой для многих школ, которые оказались между молотом и наковальней – с одной стороны, государство не финансирует их в необходимом объеме, с другой – родители не хотят участвовать в финансировании.
В заключение директор школы-лицея № 2 села Новопокровка Фарида Низамудинова дала свои рекомендации коллегам – участникам обмена: «К организации и проведению общественных слушаний нужно подойти очень серьезно, мы, например, готовились около двух месяцев. Необходимо четко сформулировать неразрывную связь между тремя основными группами: школой, родителями, детьми. Собрать предложения и замечания трех групп, затем проанализировать их и предложить пути решения проблем, правильно презентовать итоги. Полезно привлечь активных родителей, неравнодушных к школе, готовых помочь. Не стоит ждать, что кто-то принесет готовые решения, нужно искать свои пути, совместно с родителями и учащимися, не надеяться на власти. Важно поддерживать постоянные контакты с органами местного самоуправления, которые хорошо знают проблемы школ и готовы совместно решать ту или иную задачу.
Школа № 4 г. Бишкека: «Родители дали школе вторую жизнь, но они должны быть уверены, что их усилия не пропали даром»
Первое, что впечатлило участников поездки, -система видеонаблюдения, установленная в кабинете директора школы Илиты Анатольевны Пак. Данное оборудование помогает отслеживать все происходяв школе и на прилегающей территории и помогает разрешать спорные ситуации, предоставляя правдивую информацию о происходящем. В школе большое внимание уделяется художественному воспитанию учащихся, много делается для условий об учения. О том, что условия действительно улучшаются, свидетельствует рост числа желающих учиться в данной школе. Родители и дети «голосуют ногами» – в 2007 году в школе обучались 304 школьника, состояние школы было таковым, что государство хотело закрыть данное учебное заведение. Теперь их число выросло до 1046-ти. Директор Илита Пак продемонстрировала участникам тура фотографии, которые красноречиво показывали состояние школы «до» и «после», присутствующие смогли убедиться, что школа существенно изменилась, превратившись в уютный, теплый большой дом. Конечно, превращение стало возможным только при поддержке родителей. Добровольная родительская помощь аккумулируется через сбор членских взносов в Общественное объединение «Бактылуу Биримбик», которое объединяет 617 человек. Объединение создано в 2008 году и сегодня помогает школе решать множество проблем: дополнительно оплачивается труд педагогов, классы оснащены оргтехникой, установлена техника видеонаблюдения, окна защищены жалюзи. Взносы родителей варьируются от 40 до 500 сомов ежемесячно в зависимости от их материального положения и, судя по нынешнему состоянию школы, составляют приличную сумму. Соответственно, родители весьма заинтересованы в том, чтобы досконально знать, как расходуются эти средства.
До 2011 года школа ежегодно проводила собрания, где руководство просто отчитывалось по расходам школы. Но такой объем информации не удовлетворял родителей, необходимо было найти новые пути решения вопроса, наладить диалог с родителями путем широкого распространения доступной и, что важно, своевременной информации. Поэтому в 2011 году школа решила провести общественные слушания, чтобы информировать родителей о том, как тратится каждая копейка, собранная ими в качестве спонсорской помощи. Так как подобное мероприятие школа проводила впервые, то руководство в течение месяца тщательно готовилось к слушаниям: состоялось анкетирование среди родителей, педагогов и учеников; исследовался уровень понимания учениками и родителями бюджета школы, бюджета семьи. В подготовке участвовали все ученики с 1 по 11 классы, родители и учителя. Попечительский совет разработал финансовый отчет за последний учебный год; школа подготовила слайд-шоу и выпустила школьную газету с полной информацией о доходах и расходах ОО. Во всех классах прошли родительские собрания и классные часы; в рамках «Дня открытых дверей» родителям показали изменения в школе, произведенные на средства общественного объединения. Кульминацией кампании стали общественные слушания, в которых приняли участие более 180 человек: родители, учащиеся 11 классов, представители Центра образования, СМИ, ОЮЛ «Альянс «За прозрачный бюджет».
Директор школы Илита Пак так оценивает результаты слушаний: «Во-первых, родители убедились, что не зря сдают взносы в общественное объединение. Они получили доказательства того, что их деньги расходуются эффективно. Во-вторых, родители, получив детальную финансовую информацию, поддержали новые улучшения в школе, в частности, установку видеонаблюдения по периметру внутри и вне здания школы; озеленение территории и здания; оформление классов; замену окон на пластиковые; оказание материальной помощи педагогам и техническому персоналу. Важным аргументом убеждения родителей стали достижения учащихся, их победы на различных конкурсах и олимпиадах. Мы смогли доказать, что эти достижения зависят не только от детей, но и от того, созданы ли в школе достойные условия для учителей, есть ли возможность привлекать молодые кадры, которых сегодня в школе большинство».
Планы участников поездки
После обучающего визита по проведению ОС по бюджету школы из всех участников тура по обмену опытом работы, провести ОС по бюджетам школ изъявили желание 4 школы: СШ им. Мамбетова села Торт-Куль (директор Б.Орозалиева), СШТемир-Канат села Темир-Канат Торт-Кульского АА и СШ им. Ю.А. Гагарина села Ленин (директор Абдулина А.Р), СШ им. Таджибаева села Жыгач-Коргон (директор Кадырова Б.К) Ленинского АА. 2 школы Торт-Кульского и 2 школы Ленинского айылного аймаков приступили к подготовке Общественных слушаний по бюджету своих школ. В рамках подготовки к ОС директора школ разработали план мероприятий: провели педагогический совет школ, где вместе с учителями обсудили план мероприятий по подготовке к ОС, распределили обязанности, провели классные часы в старших классах школ на тему «Мое местное самоуправление», где была дана информация о бюджете в общем, и о бюджете школы, о делах местного значения, о деятельности айылного кенеша и айыл окмоту. На классных часах был объявлен конкурс плакатов и рисунков среди учеников школ на тему «Аймак, в котором я живу». Для родителей проведены родительские собрания, где председатель родительского комитета рассказал о поездке по обмену опытом работы по прозрачности школьного бюджета в школах г. Бишкека и школе Иссык-Атинского района. Среди родителей, учителей и учеников проведены социологические опросы (анкетирование), в целях определения нужд и приоритетов родителей, учителей и учеников. В настоящее время анкеты на стадии анализа и обработки полученной информации. Организаторы ОС по бюджету школы планируют выпустить бюллетень, где будет освещена информация об использованных средствах школы на 2010-2011 учебный год, будет подготовлен буклет по теме ОС. Подробнее о работе школ с бюджетной темой мы расскажем в следующем номере журнала «Муниципалитет».