2012-03-30 / Финансы МСУ
Мнения участников поездки по обмену опытом
Председатель попечительского совета Торт-Кульской школы Таалайбек Жайлобаев:
- Ознакомившись с работой трех школ, я получил убедительные доказательства того, насколько важно вовлекать родителей в жизнь школы, насколько эти тесные взаимоотношения могут влиять на решение проблем в школах. Школы, которые мы посетили, создали все условия для достойного образования -теплые классы, живые цветы, оборудование, техника в каждом классе, танцевальные залы, спортзалы с инвентарем. Большое достижение в школе-лицее № 2 - открытие дополнительных профессиональных платных курсов. Все это стимулирует учеников, уровень образования повышается, ученики занимают призовые места на олимпиадах. К сожалению, сегодня решение многих проблем невозможно без денег. В этом отношении сельским школам тяжелее – наши общественные объединения могут в лучшем случае рассчитывать на 200 сомов с ученика в год. После поездки у меня появились планы способствовать школе в проведении общественных слушаний не только, чтобы потребовать от руководства раскрытия информации о бюджете, но и для того, чтобы нам, родителям, совместно подумать над тем, как мы можем помочь школе обеспечить более лучшие условия для обучения.
Депутат местного кенеша Ленинского айылного аймака, педагог школы, участница поездки по обмену опытом
Бактыгуль Анарбаева:
- Обмен опытом помог нам увидеть со стороны, как велика роль родителей в учебном процессе, в организации среднего образования. Мы узнали, зачем и каким образом нужно проводить общественные слушания; об участии школьников в подготовке и проведении мероприятий, посвященных бюджету; о проведении классных уроков «Человек и общество» для учеников по вопросам практического применения теоретических знаний по бюджету. Самое главное, что от директоров всех школ, которые мы посетили, узнали о том, что после проведения общественных слушаний исчезли слухи о расходах школ, было снижено напряжение. У себя мы обязательно применим все полученные знания, опыт подготовки к слушаниям, активно привлечем учеников и родителей, выпустим газету, пригласим представителей местной и государственной власти, депутатов местных и районных кенешей, спонсоров и предпринимателей. В отношении общественных объединений: на сегодня у нас нет таких организаций, вся спонсорская помощь приходит стихийно, ее учет не ведется. Теперь мы планируем собрать родителей и предложить им открыть аналогичную организацию.
Директор СШ № 27 им. Гагарина Ленинского айылного аймака Альфия Абдулина:
- После возвращения совместно с председателем родительского комитета мы обсудим с родителями все варианты работы общественного объединения, сотрудничества родителей со школами. Нас очень заинтересовал факт, что в сельской местности можно и нужно делать ориентацию на рабочие профессии, рассмотреть возможности открытия дополнительных профессиональных образовательных услуг на платной основе. Очень понравилась работа школ по организации и проведению общественных слушаний по бюджету. Замечательные раздаточные материалы, мы будем их использовать в работе. Также мы планируем проведение слушаний в нашей школе, чтобы родители и ученики смогли высказать свои приоритеты. Спасибо организаторам обменного визита, было много полезного, самое главное, что формы работ трех школ возможно применить в других школах страны – это и есть лучшая практика. Но нам нужна дальнейшая техническая и консультационная помощь в организации и проведении общественных слушаний по бюджету школы.
Заместитель главы Ивановского айылного аймака Канат Алиев:
- Проведение слушаний по бюджету школы - это большое достижение. Три школы, где мы побывали, смогли донести необходимую информацию до родителей и получили обратную связь в виде финансовой помощи. Привлекли учащихся, так как они должны знать, из чего формируется бюджет семьи и школы, чтобы в дальнейшем участвовать в формировании и расходовании финансовых средств. Общественные слушания отвечают на многие вопросы родителей – почему, куда и как расходуются средства, отпадает надобность постоянно проверять школу, повышается доверие школе, а доверие - это первичная цель, ведь основной вклад в воспитание детей вносит школа.
В отношении открытия общественных объединений есть опасение, что родители разделятся на группы по интересам и будут «тянуть одеяло на себя», а причина этому – большая разница социального уровня сельских жителей. Уровень жизни села и города отличаются, и, соответственно, такие виды работ, которые проводятся в городских школах, будут растягиваться по времени в селах, и нет уверенности в полном решении поставленных задач. Поэтому не все увиденное в этих школах можно автоматически применять в селе, механизм организации родительских общественных организаций должен быть адаптирован к условиям села. Вся проблема в том, что платежеспособность сельских родителей ниже, чем городских, и вопрос в отношении максимального привлечения родительской помощи через общественные объединения остается открытым.