Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Горячая тема
Региональное управление и развитие: выбор между административно-командным и прогрессивным путем развития
По инициативе Президента Кыргызской Республики 2018 год был объявлен «Годом развития регионов» не случайно. Огромные территориальные разрывы в уровне производства, качества жизни, возможностей граждан для развития создают угрозы экономической, политической и социальной целостности Кыргызстана. Понимание проблемы в той или иной мере присутствует во всех слоях общества, во всех частях системы управления. Но при этом каждый видит данную проблему по-своему, с узкой точки зрения, обусловленной собственным жизненным опытом, образованием, должностью, личными целями и так далее. Единого понимания того, что считать региональным развитием и как им управлять, в стране просто нет. Но самая большая сложность состоит в том, что понимания этого нет в системе управления, у лиц, принимающих решения. Поэтому первым шагом в реализации Указа Президента КР в части разработки региональной политики должно быть формирование смыслов, определение того, что мы считаем региональным развитием, какие цели ставим, и только затем возможно будет определить способы и формы реализации политики регионального развития. Данная статья делает скромную попытку начать отвечать на эти вопросы. Статья не претендуетна окончательные выводы и не дает универсальных рецептов, но предоставляет экспертам и политикам определенную пищу для размышлений.
- Создание полицентричного каркаса развития страны вместо моноцентричного – это альфа и омега устойчивого развития. Полицентричные страны могут дойти до крайности и даже потерять смысл государственности, когда в единственном мегаполисе концентрируется почти все население, а остальные территории обезлюживаются и деградируют.
- Снижение рисков несбалансированного территориального развития. Та же моноцентричность неизбежно приводит к постепенному нарастанию таких негативных последствий и явлений, как миграция, ослабление территориальной целостности, пауперизация и экстремизм.
- Реализация конкурентных преимуществ совокупностей территорий (мультипликативный эффект), поскольку множество административно-территориальных единиц по-отдельности не обладает потенциалом для эффективного развития, однако в случае объединения потенциалов, перед ними открываются новые горизонты.
- Обеспечение доступа к услугам для граждан. Если страна уже достаточно полицентрична, например, в отношении размещения производительных сил, как это выглядит в Индии и Китае, настает очередь позаботиться о том, чтобы доступ к услугам для граждан был равномерно обеспечен на всей территории. Исторически многие страны стали думать об этом только после соз- дания экономической полицентричности, но современные знания в управлении позволяют политикам начинать эти процессы одновременно.
- Повышение эффективности государственных инвестиций. Эту задачу также надо решать параллельно с вышеперечисленными, она носит более прикладной характер, но для государства и его органов управления она имеет огромное политическое и социальное значение, поэтому приводится в качестве одной из возможных целей.
Продолжение:
/upload/file/Razvitie-regionov.pdf
/upload/file/Razvitie_region_2.pdf
/upload/file/Region_razvitie.pdf
/upload/file/regionalnoe-upravlenie-i-razvitie.pdf
_______________________________________________________________
Подготовлено Надеждой ДОБРЕЦОВОЙ по результатам обсуждения с экспертами, изучения доступных источников и учебной поездки в Литовскую Республику. Статья носит характер предварительного обзора, автор приглашает к продолжению обсуждения темы: NDobretsova@dpi.kg
Похожие материалы:
-
№11 (157) / 2024-12-09 Обучение будущих женщин-депутатов местных кенешей: результаты и перспективы поддержки Проекта УУМУ
-
№9 (155) / 2024-09-16 Какие новшества ждут кыргызстанцев на местных выборах в 2024 году?
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-29 Программа развития местного самоуправления КР на 2023-2027 годы: ответственное местное сообщество + эффективное местное самоуправление = лучшие условия жизни в регионах
-
№3-4 (149-150) / 2024-04-20 Положение о порядке списания муниципальной собственности – это не просто формальный документ, а ключевой элемент в стратегии устойчивого развития муниципалитета
-
№2 (148) / 2024-02-12 Трудное решение органа МСУ: муниципальное предприятие или частник?
-
№2 (148) / 2024-02-12 Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями
-
№1 (147) / 2024-01-30 Коалиция «За развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике» и журнал «Муниципалитет» поздравляют с новым 2024 годом!