Муниципалитет Научно-популярный журнал

10 (156) 12 Ноября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Региональное управление и развитие: выбор между административно-командным и прогрессивным путем развития

2018-04-06 / Горячая тема
Региональное управление и развитие: выбор между административно-командным и прогрессивным путем развития

По инициативе Президента Кыргызской Республики 2018 год был объявлен «Годом развития регионов» не случайно. Огромные территориальные разрывы в уровне производства, качества жизни, возможностей граждан для развития создают угрозы экономической, политической и социальной целостности Кыргызстана. Понимание проблемы в той или иной мере присутствует во всех слоях общества, во всех частях системы управления. Но при этом каждый видит данную проблему по-своему, с узкой точки зрения, обусловленной собственным жизненным опытом, образованием, должностью, личными целями и так далее. Единого понимания того, что считать региональным развитием и как им управлять, в стране просто нет. Но самая большая сложность состоит в том, что понимания этого нет в системе управления, у лиц, принимающих решения. Поэтому первым шагом в реализации Указа Президента КР в части разработки региональной политики должно быть формирование смыслов, определение того, что мы считаем региональным развитием, какие цели ставим, и только затем возможно будет определить способы и формы реализации политики регионального развития. Данная статья делает скромную попытку начать отвечать на эти вопросы. Статья не претендуетна окончательные выводы и не дает универсальных рецептов, но предоставляет экспертам и политикам определенную пищу для размышлений.

Что есть региональное развитие и каковы его цели? В науке об управлении есть ряд определений понятия «регион». Они различны, но имеют ряд схожих характеристик, совокупность лиц, принимающих решения. Поэтому первым шагом в реализации Указа Президента КР в части разработки региональной политики должно быть формирование смыслов, определение того, что мы считаем региональным развитием, какие цели ставим, и только затем возможно будет определить способы и формы реализации политики регионального развития. Данная статья делает скромную попытку начать отвечать на эти вопросы. Статья не претендует на окончательные выводы и не дает универсальных рецептов, но предоставляет экспертам и политикам определенную пищу для размышлений.
 
Что есть региональноеразвитие и каковы его цели? В науке об управлении есть ряд определений понятия «регион». Они различны, но имеют ряд схожих характеристик, совокупность которых позволяет сформулировать некое общее определение. Приведенная ниже формулировка может стать основой для разработки данного определения в Кыргызской Республике. При разработке политики регионального развития многое зависит от целей, которые ставит перед собой страна, нация. Для каких-то стран, где населению не хватает жизненного пространства, целями может стать интенсификация использования территории и даже внешняя экспансия. Для других, где недостатка в территориях и жизненном пространстве нет, целями может быть равномерное расселение населения и вовлечение в экономический оборот неосвоенных территорий (пример – текущее освоение Дальнего Востока в России).
 
Для третьих, обладающих удачным географическим положением, целью может стать создание транспортных хабов и так далее. Цели могут быть уникальными и повторяющимися, цель может быть одна или несколько – все это неповторимо для стран и зависит от их объективных характеристик. Однако неоспоримо при выборе одно – прежде чем обращаться к целям развития, необходимо не только определить потребности и оценить потенциал для развития, но и выявить угрозы, которые несет в себе отсутствие политики регионально-го развития, и в первую очередь искать способы предотвращения наступления последствий от этих угроз. Учитывая современное состояние Кыргызской Республики в различных ракурсах, возможные задачи регионального развития, соответственно и регионального управления, в Кыргызстане можно определить следующим образом.
 
Регион – это объединение территорий (муниципалитетов), обладающих сходным и дополняющим друг друга потенциалом развития, собственными внутренними и внешними связями. Регион является объектом планирования, воздействия в конкретной сфере или в совокупности нескольких сфер (тем). В зависимости от «темы» региона, их территориальные границы могут не совпадать. Одновременно представляет собой самодостаточную систему управления по региональным вопросам и является частью общестрановой системы управления.
 
Цели региональной политики в Литве:
 
1) сбалансировать развитие территории Литовской Республики;
 
2) сформировать адекватную, здоровую игармоничную среду для проживания, работы и отдыха с целью создания лучших условий жизни равной ценности на всей территории Литвы;
 
3) сформировать политику развития населенных пунктов и систем инфраструктуры;
 
4) «отложить земли в резерв» - определить территории для развития инфраструктуры населенных пунктов;
 
5) защищать, рационально использовать и восстанавливать природные ресурсы, природное и культурное наследие, рекреационные ресурсы;
 
6) поддерживать экологическое равновесие или восстанавливать его;
 
7) гармонизация интересов физических и юридических лиц или их групп, а также интересов общественности, муниципалитетов и государства в отношении условий использования территории и земельных участков, также в отношении вида деятельности на территории;
 
8) для стимулирования инвестиций для социально-экономического развития. Возможные цели региональной политики в КР
 
  • Создание полицентричного каркаса развития страны вместо моноцентричного – это альфа и омега устойчивого развития. Полицентричные страны могут дойти до крайности и даже потерять смысл государственности, когда в единственном мегаполисе концентрируется почти все население, а остальные территории обезлюживаются и деградируют.
  • Снижение рисков несбалансированного территориального развития. Та же моноцентричность неизбежно приводит к постепенному нарастанию таких негативных последствий и явлений, как миграция, ослабление территориальной целостности, пауперизация и экстремизм.
  • Реализация конкурентных преимуществ совокупностей территорий (мультипликативный эффект), поскольку множество административно-территориальных единиц по-отдельности не обладает потенциалом для эффективного развития, однако в случае объединения потенциалов, перед ними открываются новые горизонты.
  • Обеспечение доступа к услугам для граждан. Если страна уже достаточно полицентрична, например, в отношении размещения производительных сил, как это выглядит в Индии и Китае, настает очередь позаботиться о том, чтобы доступ к услугам для граждан был равномерно обеспечен на всей территории. Исторически многие страны стали думать об этом только после соз- дания экономической полицентричности, но современные знания в управлении позволяют политикам начинать эти процессы одновременно.
  • Повышение эффективности государственных инвестиций. Эту задачу также надо решать параллельно с вышеперечисленными, она носит более прикладной характер, но для государства и его органов управления она имеет огромное политическое и социальное значение, поэтому приводится в качестве одной из возможных целей.

Продолжение: 

/upload/file/Razvitie-regionov.pdf 

/upload/file/Razvitie_region_2.pdf 

/upload/file/Region_razvitie.pdf 

/upload/file/regionalnoe-upravlenie-i-razvitie.pdf 

_______________________________________________________________

Подготовлено Надеждой ДОБРЕЦОВОЙ по результатам обсуждения с экспертами, изучения доступных источников и учебной поездки в Литовскую Республику. Статья носит характер предварительного обзора, автор приглашает к продолжению обсуждения темы: NDobretsova@dpi.kg

 

Похожие материалы: