Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Муниципальный индекс бюджетной прозрачности в 2017 г.

2018-09-25 / Финансы МСУ

История вопроса С 2015 года в муниципалитетах Чуйской области на практике применяется Муниципальный индекс бюджетной прозрачности (далее МИБП) в рамках Проекта «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс» (далее Проект), финансируемого Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и реализуемого Институтом политики развития. С 2018 года эту инициативу начали внедрять в Нарынской и Ошской областях. Эту инициативу Проект реализует совместно с ОЮЛА «Альянс за Прозрачный бюджет».

Что такое МИБП? Это инструмент мониторинга и оценки уровня прозрачности и подотчетности органов местного самоуправления перед населением. Оценка МИБП осуществлялась по трем направлениям-индексам:
 
• состав, полнота и наглядность бюджетной информации/документов;
 
• доступность бюджетной информации для населения;
 
• участие граждан в бюджетном процессе.
 
Нужно отметить, что оценка МИБП осуществлялась на основе практического пособия «Муниципальный индекс бюджетной прозрачности как инструмент участия граждан в бюджетном процессе местного самоуправления», разработанного в 2015 году при поддержке Проекта совместно с Министерством финансов КР. Результаты замера МИБП в Чуйской области Замеры Индекса проводятся с 2015 года в 12 целевых муниципалитетах Чуйской области. В 2016 году к инициативе подключились еще 8 АО области в качестве «контрольных».
 
Помимо самого замера индекса, органам МСУ Чуйской области были предоставлены консультации по улучшению показателей МИБП: по подготовке бюджетной информации в наглядном виде с использованием диаграмм, по вовлечению инициативных групп, проведению общественных бюджетных слушаний и др. Выше информация о результатах замеров МИБП.
 
Целевые муниципалитеты По результатам замера МИБП за 2017 год, средний балл в 12 целевых муниципалитетах Проекта составил 60 баллов из максимально возможных 100. Это на 26 баллов больше, чем в 2015 году (базовой оценки 34). Самый высокий балл в 2017 году получил Таш-Мойнокский АА – 74 балла, на втором месте – Ак-Башатский АА – 71 балл и Юрьевский АА – 69 баллов. Проект активно работал с целевыми муниципалитетами Чуйской области с июня 2015-го по апрель 2017 года. После перехода Проекта в другие области республики в некоторых муниципалитетах Чуйской области, включая город Кемин, в оценке МИБП за 2017 год (53 балла) наблюдается снижение уровня прозрачности управления общественными финансами по сравнению с 2016 годом.
 
Это говорит о том, что участие граждан и бюджетный процесс - это как живой организм, муниципалитету необходимо регулярно обновлять интернет сайты, информационные доски нужными информационными материалами на доступном для населения языке, проводить общественные бюджетные слушания и обеспечивать обратную связь. Неполное выполнение вышеуказанных критериев негативно повлияло на баллы МИБП некоторых муниципалитетов. Одной из основных причин снижения значения индексов прозрачности в целевых муниципалитетах Чуйской области связано с тем, что многие органы МСУ не провели общественные слушания по проекту бюджета 2018 года в связи с отсутствием четкой информации о сроках проведения в соответствии с Бюджетным кодексом.
 
Но это однозначно можно исправить в 2018 году! Нецелевые муниципалитеты После успешного применения данного инструмента в целевых муниципалитетах, Проект совместно с ОЮЛА «Альянс за Прозрачный бюджет» начали реализовать МИБП в восьми новых нецелевых муниципалитетах Чуйской области. Базовая оценка МИБП проводилась в 2016 году, в результате средний балл базовой оценки составил 35 баллов. Средний балл МИБП в 2017 году вырос до 48 баллов или на 136%. В 2017 году самые высокие баллы получили Ак-Суйский АА – 69 и Онбир-Жылгинский АА – 68. Нельзя останавливаться на достигнутом, муниципалитетам необходимо еще больше работать для достижения максимального балла .
 
Результаты базовой оценки МИБП в Нарынской и Ошской областях В рамках Проекта в 2018 году в 15 пилотных муниципалитетах Ошской и Нарынской областей начали применять данный инструмент. В период с марта по апрель 2018 года проводилась базовая оценка МИБП специалистами «Альянса за Прозрачный бюджет». Средний балл базовой оценки составил 30 баллов, это на 2 балла меньше базовой оценки в целевых муниципалитетах Проекта Чуйской области. Ни один муниципалитет не получил 50 баллов из 100 возможных. Самый максимальный балл получил Ак-Музский айыл окмоту Нарынской области – 47 баллов, на втором месте - Ак-Талский АА Нарынской области – 38 баллов (см. Диаграмму 2). Основные причины низких баллов по МИБП были следующие:
 
• по первому индикатору – состав, полнота и наглядность бюджетной информации. Ни в одном муниципалитете специалисты проекта не смогли увидеть информацию о бюджете на доступном для населения языке, все бюджетные документы – в папках-отчетах райфинотделу, которые не совсем понятны для простого жителя села;
 
• по второму индикатору – доступность бюджетной информации для населения. На информационном стенде муниципалитета не могли найти информацию о бюджете с инфографикой, основных положений закона о доступе к информации, информацию о планах и результатах государственных закупок, буклета с инфографикой по бюджету, акта и предписания Счетной палаты;
 
• по третьему индикатору – участие граждан в бюджетном процессе, выяснялось, что на постоянной основе не используются общественные бюджетные слушания. Работники айыл окмоту, депутаты местных кенешей пу- тали сходы с общественными слушаниями. В Ошской и Нарынской областях Проекту и муниципалитетам предстоит много работы для улучшения баллов Муниципального индекса бюджетной прозрачности. Необходимо разработать гражданские бюджеты на доступном языке, использовать на постоянной основе общественные слушания по местным бюджетам с обратной связью до утверждения, регулярно обновлять сайты и информационные стенды нужными и понятными материалами и др.

Похожие материалы: