Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

РЕЗОЛЮЦИЯ Форума аймаков «Национальный диалог по региональному развитию в Кыргызской Республике»

2018-09-27 / Региональное развитие
РЕЗОЛЮЦИЯ Форума аймаков «Национальный диалог по региональному развитию в Кыргызской Республике»

Дата: 30 марта 2018 года Место: конференц-зал, «Парк-отель», г. Бишкек, Кыргызская Республика. Участники: главы айыл окмоту, председатели айылных кенешей айылных аймаков семи областей Кыргызской Республики, представители Аппарата Президента и Аппарата Правительства Кыргызской Республики, ГАМСУМО, Союза ОМСУ, международных организаций. Учитывая задачи стратегического развития Кыргызской Республики в проведении системных изменений в подходах и консолидации усилий государства и общества на развитии регионов, заявленных в Указе президента КР «Об объявлении 2018 года Годом развития регионов», участники Форума аймаков рекомендуют следующие меры.

Повышение потенциала местных бюджетов По улучшению налогового управления:
 
  • повышение информированности и грамотности населения, предпринимателей о целях и задачах сбора налогов;
  • стимулирование муниципальных налоговых сотрудников брать дополнительную нагрузку по взысканию налогов (возможно бонусы к заработной плате);
  • повышение заинтересованности органов МСУ собирать дополнительные налоги, так как нынешняя система выравнивания местных бюджетов не способствует этому;
  • создание нормативно-правовой базы для договоренностей органов МСУ с территориальными подразделениями Государственной налоговой службы по исполнению постановления Правительства КР № 202 «О мерах по осуществлению делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений»;
  • создание условий для населения по оплате налогов, к примеру, установка терминалов, создание единой базы налогоплательщиков и т.д.По эффективному использованию выравнивающих грантов:
  • обеспечение открытых, простых и равных для всех Правил исчисления выравнивающих грантов. Из-за сложности формулы исчисления выравнивающего гранта, ее понимают лишь Счетная палата и Министерство финансов КР;
  • обучение работников органов МСУ Правилам исчисления выравнивающих грантов;
  • создание условий органам МСУ для разработки бюджета развития, в связи с тем что наличие выравнивающих дотаций не дает возможности для этого.
 
По фондам развития:
 
  • создание условий для финансирования также и частного сектора из Фонда развития;
  • в приоритетном порядке расходование средств Фонда на развитие сфер экономики, приносящих прибыль;
  • стимулирование органов МСУ на создание инвестиционных пакетов предложений для финансирования за счет средств фондов.
 
По стимулирующим грантам:
 
Нынешнее Положение по распределению стимулирующих грантов отвечает потребностям органов МСУ, но требуются улучшения в части:
 
  • увеличения квот по стимулирующим грантам;
  • уменьшения доли софинансирования из местного бюджета.

Коммунальные услуги

1. Разработка единой нормы накопления твердых бытовых отходов для различных категорий абонентов.
2. Упрощение и ускорение процедуры трансформации земель для организации полигонов твердых бытовых отходов.
3. Внесение изменений в законодательство КР с целью усиления ответственности абонентов за несвоевременную оплату и уклонение от оплаты коммунальных платежей.
4. Упрощение и ускорение рассмотрения административных и гражданских дел по искам поставщиков коммунальных услуг.
5. Разработка и введение единого типового формата Плана социально-экономического развития МСУ.
 
Социальные и культурные вопросы местного значения
 
1. Упрощение процедуры подготовки документов, связанных с социальными вопросами (пенсии, пособия и др.).
2. Принятие совместного плана действий государственных структур районного значения с органами МСУ для проведения мероприятий социального направления на уровне районов и айылных аймаков с учетом интересов органов МСУ.
3. Наделение органов МСУ дополнительными полномочиями при решении вопросов социальной поддержки населения. 4. Упрощение квалификационных требований для муниципальных служащих при прохождении конкурса по набору кадров, чтобы иметь возможность привлекать молодых специалистов в айыл окмоту.
5. Содействие органам МСУ со стороны районного управления водного хозяйства в процессе создания Ассоциаций водопользователей.
6. Повышение потенциала органов МСУ в части организации услуг социально-культурного направления посредством внедрения принципов муниципально-частного партнерства.
 
***
 
Конец Резолюции БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС НА МЕСТНОМ УРОВНЕ Повышение потенциала местных бюджетов является особенно важной задачей, стоящей перед органами МСУ. Президент ЖЭЭНБЕКОВ отметил в одном из своих выступлений: «Два основных экономических инструмента государства – налогово-бюджетная политика и денежно кредитная политика не смогли напрямую повлиять на развитие территорий», подразумевая недостаточную эффективность существующих практик управления местным бюджетом1. В течение последних лет проводятся реформы, позволяющие органам МСУ более эффективно решать проблемы на местах.
 
Реформы также коснулись бюджетного процесса на местном уровне. Бюджетный процесс на местном уровне включает в себя управление поступлениями в местный бюджет из разных источников и расходами из него на жизнедеятельность местного сообщества. Органы МСУ несут ответственность за формирование, утверждение, исполнение и контроль местного бюджета. Многоступенчатый процесс управления бюджетом требует от органов МСУ знания и соблюдения нормативно-правовой базы по наполнению бюджета, разработке проекта использования средств бюджета, согласованию проекта с айылным кенешем и сообществом, а также четкому соблюдению утвержденного плана. В этом смысле, эфффективное управление местным бюджетном подразумевает собой сбор доходов местного бюджета в полном объеме, изыскание дополнительных и резервных источников доходов, целевое использование средств бюджета на нужды местного сообщества, прозрачность и подотчетность органов МСУ.
 
Увеличение объемов доходной части местных бюджетов является одной из основных задач органов МСУ. Доходы можно увеличить за счет повышения собираемости налогов местного бюджета. Последние реформы в сфере налогово денежной политики на национальном уровне заложили стимул органам МСУ на самостоятельное администрирование налогов местного бюджета. Согласно постановлению Правительства КР от 11 апреля 2016 года № 202 «О мерах по осуществлению делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений» и бюджетного законодательства от 1 января 2017 года, органы МСУ могут:
 
1. По-новому взглянуть и переоценить местную налоговую политику – рассмотреть повышение ставки земельных налогов, ставки арендной платы за земли сельхоз- и несельхозназначения, эффективное использование зонального коэффициента.
 
2. Активно пользоваться полномочиями местных кенешей по стимулированию малого бизнеса для вывода его из тени создания привлекательных условий для ведения бизнеса. К примеру, стимулом развития малых предприятий может послужить освобождение от уплаты налогов, в том числе на новые предприятия с объемом реализации не менее 30 млн. сомов и предоставление льгот на основании ст. 159 Бюджетного кодекса.
 
3. Занять активную позицию по выявлению предпринимателей, которые не платят налоги. К примеру, только часть таксистов, трактористов и других индивидуальных предпринимателей приобретают патенты на ведение экономической деятельности.
 
4. В рамках заключенных договоров с государственными налоговыми органами, органы МСУ могут использовать полномочия по налоговому контролю, взысканию задолженностей по налогам и наложению штрафных санкций неплательщикам.
 
Расширение прав органов МСУ в части сбора налогов на местном уровне дает им больше возможностей стать независимыми от республиканского бюджета. Независимость от дотаций и других трансфертов даст большую мобильность местным властям удовлетворять потребности местного населения. Это улучшит их эффективность в предоставлении коммунальных услуг и повысит доверие граждан к их работе.
 
Вторым важным фактором повышения эффективности бюджетного процесса является участие и доверие граждан в вопросах формирования местного бюджета. Без вовлечения граждан в бюджетный процесс органам МСУ не удастся повысить собираемость налогов на местном уровне, что также влечет за собой слабую эффективность местных властей в решении вопросов местного значения. Прозрачность и открытость айыл окмоту в вопросах формирования местного бюджета определяется не только доступностью информации для общественности, но и является необходимым условием общественного участия.
 
(Султанбаева Элмира, председатель айылного кенеша Ак-Чийского айылного аймака Иссык-Кульской области)
 
 
Новые положения бюджетного законодательства от 1 января 2017 года также распространяются на обеспечение прозрачности и подотчетности государственного бюджета, в том числе местного бюджета. Для этих целей органы МСУ должны проводить общественные бюджетные слушания с тем, чтобы местное население было осведомлено о поступлениях и расходах местного бюджета и утверждало проект бюджета на следующий год. Цель бюджетных слушаний – получение общественного согласования по мерам, действиям, предлагаемым органами МСУ и сообществом, в целях решения бюджетных вопросов. Для достижения поставленной цели на общественных слушаниях выполняются следующие задачи:
 
  • органы МСУ информируют граждан о текущем состоянии бюджета, существующих проблемах и мерах по улучшению бюджетного процесса на следующий бюджетный год;
  • предоставляется информация об исполнении обязательств органами МСУ и населением по исполнению требований законодательства по бюджетным процессам;
  • обсуждаются и принимаются меры по совместному решению бюджетных вопросов, направленных на обеспечение поступательного и устойчивого развития муниципалитета.
 
Кроме этого, статьей 126 Бюджетного кодекса установлена необходимость разработки Гражданского бюджета в целях предоставления населению в доступной и упрощенной форме бюджетной информации. Гражданский бюджет дает возможность гражданам, включая тех, кто не имеет специального образования, получить информацию о финансовых потоках местного бюджета. Несмотря на то что требование в отношении Гражданского бюджета касается в большей степени государственного бюджета, это не исключает разработку данного документа в рамках города, айылного аймака.
 
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС – регламентированная законодательством Кыргызской Республики деятельность по формированию и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению, уточнению и исполнению бюджетов, ведению учета и составлению отчетности, финансовому управлению и контролю(Бюджетный кодекс Кыргызской Республики от 16 мая 2016 года, № 59).
 
Общественные слушания по проекту бюджета являются хорошей площадкой для представления Гражданского бюджета местному населению. В целом, практика проведения бюджетных слушаний на местном уровне позволяет местным властям и местному сообществу обменяться информацией, пожеланиями и рекомендациями по улучшению уровня жизни населенного пункта.
 
С начала 2017 года Проектом USAID «Успешный аймак» проводится постоянная работа по повышению потенциала своих партнерских органов МСУ в управлении местным бюджетом. В рамках данной деятельности Проект провел два кластерных тренинга по налоговому администрированию, пять тренингов по организации и проведению общественных слушаний по бюджету и подготовке Гражданского бюджета, а также поддержал проведение бюджетных слушаний в 22 партнерских муниципалитетах.
 
Проект сотрудничает с 32 муниципалитетами в Джалал-Абадской, Иссык-Кульской, Нарынской и Ошской областях, помогая им организовать эффективные услуги в области водоснабжения, управления отходами, сельского хозяйства и других областях через укрепление потенциала муниципалитетов. С октября 2016 года Проект обучил более 1,1 тыс. муниципальных сотрудников и экспертов и организовал 62 общественных слушания по услугам местного значения, исполнению бюджета и разработке уставов местных сообществ.