Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Анализ и мониторинг экономических и статистических показателей для прогнозирования доходов местного бюджета: проблемы и предложения

2018-08-20 / Финансы МСУ

Формирование доходной части местных бюджетов, в части местных налогов, сборов и неналоговых доходов, должно осуществляться на основе прогнозирования в соответствии с нормами законодательства, с учетом экономических и статистических показателей, которые должны предоставляться органам МСУ территориальными подразделениями государственных органов. Экономические и статистические показатели служат инструментом для оценки базы налогообложения местных бюджетов, планирования расходов в соответствии с местными приоритетами. Первоначальный проект доходной части местного бюджета формируется финансово-экономическим отделом айыл окмоту (мэрии), основываясь на полученных прогнозах общегосударственных доходов и межбюджетных трансфертов. Доходы местных бюджетов, получаемые из местных налогов и сборов и неналоговых поступлений, органы МСУ прогнозируют самостоятельно. Прогноз местных налогов и неналоговых доходов формируется в увязке с экономическими и статистическими показателями, характеризующими уровень развития территорий.

Напомним, что доходы местных бюджетов образуются за счет поступлений местных налогов и сборов, общегосударственных налогов и других доходов, распределяемых по нормативам отчислений, неналоговых и других доходов, установленных Бюджетным кодексом КР и другими законами Кыргызской Республики, а также трансфертов и
добровольных взносов. Составление прогноза доходной части местных налогов и сборов, в том числе расчет прогнозных показателей по каждому из видов доходов, должно осуществляться, основываясь на следующих принципах:
 
• расчет налоговых и неналоговых поступлений основывается на изменениях в базе данных плательщиков и ставок налогов, а не на основе показателей фактических поступлений налоговых и неналоговых доходов за предыдущие годы;
• связь прогноза неналоговых доходов с фискальной политикой органов местного самоуправления.
 
Для мониторинга практики прогнозирования доходной части местного бюджета было проведено анкетирование финансово-экономических работников 149 айылных аймаков (около одной трети от общего числа айылных аймаков в республике). На вопрос, каким образом составляется прогноз доходной части местного бюджета,
 
  • 38% опрошенных ответили, что формируют прогноз бюджета на основе фактических показателей исполнения доходов местного бюджета прошлого года.
  • 37% опрошенных при составлении прогноза учитывают изменение отдельных экономических и статистических показателей, влияющих на доходы местного бюджета.
  • 13% опрошенных основывают прогноз на фактическом исполнении доходов бюджета, учитывая изменение отдельных экономических и статистических показателей, влияющих на доходы местного бюджета.
Всего 5% опрошенных пользуются исключительно базой данных экономических и статистических показателей, 3% – наряду с базой данных – учитывают изменение отдельных экономических и статистических показателей, влияющих
на доходы местного бюджета, и 4% опрошенных, наряду с базой данных и изменением отдельных экономических и статистических показателей, используют показатели фактического исполнения предыдущего года.
 
Таким образом, большинство опрошенных (около двух третей) при составлении прогнозов используют отдельные экономические и статистические показатели, в т.ч. за прошлые годы, а систематизированную базу данных применяют всего 12% опрошенных. Регулярно получают данные в Государственной налоговой службе (ГНС) всего 64% опрошенных. На вопрос, создана ли в АО база налогоплательщиков, положительно ответили 59% опрошенных; «есть, но неполная» – 31%; «нет» – 9%; вариант «другое» выбрал 1%. Информационные расчеты по налогам регулярно получают 78% опрошенных, иногда – 15%, никогда не получали – 2%, вариант «другое» выбрали 5%. В ГРС регулярно получают информацию 45% опрошенных, иногда – 34%, и никогда – 21%. При этом проблемы с получением информации в ГРС имели место в той или иной мере 35% опрошенных, не имели проблем – 65%. Работа по прогнозированию доходов поставлена в АО на хорошем уровне – так считают 45% опрошенных, удовлетворительном уровне – 52%, неудовлетворительном уровне – 2%. Случаи зачисления налогов (неналоговых доходов) в бюджеты других АА имели место примерно у 36% опрошенных.
 
ВЫВОД: слабое взаимодействие органов МСУ с Государственной налоговой службой является одним из факторов, препятствующих созданию баз данных для достоверного планирования и исполнения доходной части бюджета в айылных аймаках. При этом районные органы ГНС располагают базой данных по плательщикам района в целом, без разбивки по айылным аймакам.
 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: районным органам ГНС совместно с органами МСУ разработать базу данных по плательщикам района с разбивкой по айылным аймакам и городам МСУ.
 
К местным налогам относятся:
 
  •  земельный налог;
  • налог на имущество.
К основным неналоговым доходам местных бюджетов относятся:
 
  • арендная плата;
  •  сбор за вывоз мусора.
Ставки местных налогов и сборов, в соответствии с законодательством, установлены преимущественно в виде стабильных (фиксированных) платежей за единицу базы обложения в расчете на год или месяц. Например:
 
  • земельный налог – ставка налога установлена фиксированной, в зависимости от объема, площади земли;
  • налог на имущество (1,2,3 групп) – ставка установлена фиксированной, например, за каждый кв. метр нежилого помещения;
  •  сбор за вывоз мусора – ставка устанавливается фиксированной на год на каждого владельца строений или по численности населения и работников;
  •  аренда земель – цена устанавливается в договоре на определенный период (за 1 га) или за 1 м2.
Ввиду того, что ставки указанных налогов фиксированные, а также базы обложения подлежат количественному измерению и не часто меняются, расчет прогнозных показателей по данным видам налогов производится простым умножением ставок налога на их количественные базы налогообложения. Для анализа доходной базы местных бюджетов используются экономические и статистические показатели, в зависимости от их методики расчета
суммы налога или его прогноза.
Земельный налог При прогнозе (расчете) земельного налога за использование земель сельскохозяйственного назначения применяются показатели площади земли: пашни орошаемой, пашни богарной, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Кроме того, с целью обеспечения роста налога с учетом инфляции используется коэффициент инфляции. Коэффициент инфляции утверждается ПКР в виде показателя динамики инфляции по сравнению с предыдущим годом. Формула земельного налога, в которой используется показатель инфляции, рассчитанный подобным образом, не обеспечивает непрерывного роста суммы налога, а, следовательно, не обеспечивает индексирование суммы налога с учетом инфляции.
 
К примеру, коэффициент инфляции в КР в 2014-2015 гг. был равен 1,04, т.е. сумма налога в 2015 г. была равна сумме налога в 2014 г. В 2016 г. коэффициент инфляции составил 1,034, т.е. снизился по сравнению с предыдущим годом. Соответственно, сократилась и сумма уплачиваемого налогоплательщиками налога по сравнению с 2015 г., так как размер налога носит фиксированный характер (ставка налога, площадь земли не меняются), за исключением коэффициента инфляции, который понизился. Проблема: если в следующем году по сравнению с текущим годом коэффициент инфляции снижается, то уменьшается и выплачиваемая сумма налога, т.е. индексации налога в соответ-
ствии с формулой не происходит.
 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: значение коэффициента инфляции следует исчислять не по отношению к предыдущему году, а нарастающим значением к базовому году. Базовым годом следует определить год, предшествующий применению нового подхода к исчислению коэффициента инфляции.
При прогнозе (расчете) земельного налога за использование земель сельскохозяйственного назначения применяются показатели площади земли несельскохозяйственного назначения. Ставки земельного налога за использование земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения дифференцируются посредством применения коэффициента коммерческого использования земельных участков и зонального коэффициента. Коэффициент коммерческого использования устанавливается равным 1,0 для части придомовых, земельных, приусадебных и садово-огородных земельных участков пропорционально доле, занятой жилыми строениями или частями строений, переданными собственником в аренду для проживания.
 
Коэффициент коммерческого использования для земельных участков, принадлежащих на праве собственности или пользования организациям и индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в части, используемой для осуществления предпринимательской деятельности, устанавливается в следующем размере для земельных участков, предоставленных под:
 
  • магазины, киоски, ларьки и другие учреждения торговли в зависимости от площади:
  • Площадь,
    кв.м
    до 10
    от 10 до 20
    от 20 до 35
    от 35 до 50
    50 и выше
    Значение
    Кк
    22,5 16,5 10,5 7,5  6
  • мини-рынки, рынки, торгово-рыночные комплексы – 7,5;
  •  скотные, фуражные рынки – 4,5;
  •  предприятия общественного питания – 3;
  •  предприятия гостиничной деятельности – 7;
  •  банки, ломбарды, обменные пункты – 5;
  • предприятия, осуществляющие деятельность букмекерских контор и тотализаторов, и дискотеки – 7;
  • офисы, бизнес-центры, биржи – 2,5;
  • автозаправочные станции – 10;
  •  нефтебазы – 1,5;
  • автостоянки, предприятия автосервиса – 4,5;
  •  сооружения рекламы – 50;
  •  предприятия сферы отдыха и развлечений, спортивно-оздоровительных услуг, предоставления индивидуальных услуг – 1,5;
  •  административные здания предприятий транспорта: аэровокзалы, автовокзалы, автостанции, железнодорожные вокзалы – 0,9;
  •  предприятия промышленности, транспорта, строительства, связи и энергетики, территории свободных экономических зон – 0,5;
  •  здания и сооружения горнодобывающих предприятий, а также грузовые станции железнодорожного транспорта, санитарно-защитные зоны предприятий железнодорожного и воздушного транспорта – 0,3;
  •  разрабатываемые месторождения, карьеры, шахты, разрезы, золоотвалы – 0,05;
  •  геологоразведочные, проектно-изыскательские, разведочные и исследовательские работы – 0,005;
  •  воздушные линии связи и электропередачи - 0,01;
  • учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, детско-юношеские физкультурно-спортивные учреждения – 0,3;
  •  сельскохозяйственные производственные здания (гаражи, ремонтные мастерские, зернотоки, зерноочистительные комплексы, овощекартофелехранилища, строительные и хозяйственные дворы и другие объекты сельскохозяйственного назначения) – 0,2;
  •  оборонно-спортивно-технические организации – 0,01.
Коэффициент коммерческого использования на сегодняшний день в недостаточной мере учитывает норму прибыльности, экологическое воздействие и приоритетность предпринимательской деятельности и должен быть пересмотрен в законодательном порядке. Так, объединение в одну группу с понижающим коэффициентом 0,5 предприятий промышленности, транспорта, строительства, связи и энергетики, территории свободных экономических зон экономически необоснованно. По данным Национального статистического комитета, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в транспортной деятельности и хранении грузов, связи был положительным в 2012-2016 годы, тогда как в строительстве в 2014-2015 годы зарегистрирован отрицательный результат. Поэтому логично разделить данную группу на подгруппы. То же касается группы предприятий сферы отдыха и развлечений, спортивно-оздоровительных услуг, предоставления индивидуальных услуг. В поддержке со стороны государства может нуждаться сфера спортивно-оздоровительных услуг, но не отдыха и развлечений. Экологический ущерб от автозаправочных
станций (коэффициент 10) и нефтебаз (коэффициент 1,5) сопоставим, однако нефтебазы облагаются значительно более ощутимо по сравнению с автозаправочными станциями.
 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: пересмотреть коэффициенты коммерческого использования в зависимости от прибыльности, экологического воздействия и приоритетности предпринимательской деятельности.
По земельному налогу: за использование земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения и пользование придомовыми, приусадебными и садово-огородными земельными участками размер налоговых поступлений регулируется посредством зонального коэффициента.
Значения зонального коэффициента Кз для расчета земельного налога устанавливаются местными кенешами один раз в 3 года, в срок, не позднее 1 октября текущего года, в зависимости от особенностей экономико-планировочных зон, в размере:
 
  1.  в городе Бишкеке – от 0,6 до 3;
  •  в городе Оше – от 0,3 до 3;
  •  в других населенных пунктах – от 0,3 до 1,2.
Однако из-за того, что на местах границы экономико-планировочных зон не определены, органы местного самоуправления не используют право дифференциации размера налогообложения. В то же время Правительством КР согласованы с профильным комитетом Жогорку Кенеша и утверждены зональные коэффициенты по налогу на имущество.
 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: унифицировать подходы к порядку регулирования зональных коэффициентов по двум местным налогам, установлению границ экономико-планировочных зон и определению рамочных значений зональных коэффи-
циентов в органах МСУ, в т.ч. в городах Бишкек, Ош и Джалал-Абад. Предлагаемая формулировка внесения изменений в Налоговый кодекс (НК КР):
«Значения зонального коэффициента Кз и границы стоимостных зон по земельному налогу и налогу на имущество в городах Бишкек, Ош и Джалал-Абад устанавливаются местными кенешами в пределах, установленных НК КР. В случае, если местный кенеш не утвердил значения зонального коэффициента Кз и границы стоимостных зон, то применяются значения, утвержденные Правительством КР по согласованию с Жогорку Кенешем в размере от 0,3 до 3,0 не чаще, чем один раз в течение налогового периода, в срок, не позднее 1 октября текущего года».
 
Налог на имущество
 
В 2014 г. по объектам первой группы размер налога на имущество снизился в результате отмены фиксированных ставок налога, установленных на переходный период, и перехода расчета налога на формулу. В результате в 2014 г. поступления от налога на имущество в городах уменьшились. Сумма налога по 1,2,3 группам имущества рассчитывается в зависимости от площади объектов. Размеры налога на имущество регулируются посредством регионального, зонального и отраслевого (функционального) коэффициентов.
Значения зонального коэффициента Кз и границы стоимостных зон в городах Бишкек, Ош и Джалал-Абад (в отличие от коэффициентов и зон по земельному налогу) устанавливаются Правительством КР по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша в размере от 0,3 до 1,2, не чаще чем один раз в течение налогового периода, в срок, не позднее 1 октября текущего года. Данное положение ограничивает роль органов МСУ в регулировании местного налога для стимулирования экономической активности предпринимателей и пополнении местных бюджетов.
 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: унифицировать подходы к порядку регулирования зональных коэффициентов по двум местным налогам и границ экономико-планировочных зон и установлению рамочных значений зональных коэффициентов (повысив их
для налога на имущество до размера, установленного по земельному налогу: от 0,3 до 3,0) в органах МСУ, в т.ч. в городах Бишкек, Ош и Джалал-Абад. Размеры налога на имущество регулируются посредством отраслевого (функционального) коэффициента, устанавливаемого в следующих размерах:
 
Отраслевая принадлежность (функциональное назначение объекта)
Зна-
че-
ние
Гостиницы, игорные заведения, такие как букмекерские конторы
и тотализаторы, ломбарды, обменные пункты
1,6
Автозаправочные станции Мини-рынки, рынки, торгово-рыночные центры, комплексы

 
1,4
Мини-рынки, рынки, торгово-рыночные центры, комплексы
1,0

Предприятия общественного питания, торговли, сферы услуг
0,8

Железнодорожные вокзалы и автовокзалы, автостанции,
грузовые станции железнодорожного транспорта
0,7
Административные, офисные здания, бизнес-центры, банки
0,6
Предприятия транспорта, предприятия автосервиса,
связи и энергетики
0,5
Оборонно-спортивно-технические организации
0,3
Сельскохозяйственные производственные здания
0,3
Санатории, пансионаты, дома отдыха  0,2

Предприятия промышленности, строительства
0,2
 
 
Для прибыльных отраслей: общественного питания, торговли, сферы услуг установлены понижающие коэффициенты (0,8), для административных, офисных зданий, бизнес-центров, банков (0,6), для санаториев, пансионатов, домов отдыха (0,2), что является необоснованным с экономической точки зрения.
Понижающие отраслевые (функциональные) коэффициенты (значение ниже 1) рекомендуется установить только для сфер, которые нуждаются в поддержке государства:
 
  • железнодорожных вокзалов и автовокзалов, автостанций, грузовых станций железнодорожного транспорта, предприятий транспорта, предприятий автосервиса, связи и энергетики, оборонно-спортивно-технических организаций, сельскохозяйственных производ-ственных зданий (низкоприбыльные сферы);
  •  предприятий промышленности, строительства (локомотивы экономического роста).
В высокодоходных сферах рекомендуем повысить отраслевые (функциональные) коэффициенты:
 
  •  по санаториям, пансионатам, домам отдыха до 1,1 (в настоящее время равен 0,2),
  •  мини-рынкам, рынкам, торгово-рыночным центрам, комплексам до 1,2 (вместо 1,0),
  • по предприятиям общественного питания, торговли, сферы услуг также предлагаем повысить коэффициент до 1,1 (вместо 0,5),
  •  административным, офисным зданиям, бизнес-центрам, банкам до 1,1 (вместо 0,6).
В целом отраслевые коэффициенты должны быть пересмотрены с учетом нормы прибыльности, экологического воздействия и приоритетности предпринимательской деятельности.
 
Налог с владельцев транспортных средств (налог на имущество 4 группы)
Сумма налога на имущество 4 группы рассчитывается в зависимости от:
 
  •  вида транспорта;
  •  срока эксплуатации, включая год выпуска заводом-изготовителем;
  •  балансовой, учетной стоимости;
  • ставок налога в сомах с каждого 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Ставки налога устанавливаются в зависимости от следующих параметров: вида транспорта, срока эксплуатации, включая год выпуска заводом-изготовителем. Информацию о владельцах транспортных средств и их характеристиках органы МСУ могут получить в ГНС.
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА: в ГНС имеется информация по району в целом (без разбивки по айылным аймакам и городам).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: распределить информацию в ГНС по плательщикам налога с владельцев транспортных средств района по айылным аймакам и городам.
 
Сбор за вывоз мусора
 
Сбор установлен Кодексом о неналоговых доходах Кыргызской Республики (до принятия Кодекса Законом КР «О неналоговых платежах»), который устанавливает плательщиков сбора и порядок установления ставок. Плательщиками сбора являются лица – владельцы временных и капитальных строений.
Ставки сбора определяются решением местного кенеша по предложению его исполнительного органа с учетом площади строения или численности проживающих, но не более размера расчетного показателя, и уплачиваются в соответствующий местный бюджет в сроки, определенные местным кенешем.
Например, если срок уплаты установлен 01 апреля, то отчетность по сбору за вывоз мусора представляется, и сбор уплачивается в срок до 01 апреля текущего года. Следовательно, в расчет прогноза включается максимальное количество проживающих (постоянно и временно), которые проживали в период с начала года до даты представления отчетности по сбору. Если же за период после даты представления отчета по сбору налогоплательщиком до даты 01 апреля текущего года количество одновременно проживающих лиц увеличится, то ему необходимо будет представить уточненный расчет и доплатить сумму сбора по добавленному количеству проживающих. Если количество одновременно проживающих лиц изменяется после 01 апреля текущего года, то уточненная отчетность по сбору за вывоз мусора налогоплательщиком не представляется, так как это законодательно не установлено.
 
Показатели, необходимые для расчета сбора за вывоз мусора:
 
  •  количество лиц, проживающих в строениях;
  1. площадь строений.
То есть, плательщиками сбора за вывоз мусора являются не только юридические, но и физические лица. Юридические лица, в т.ч. администрации рынков и мини-рынков, исчисляют и уплачивают сбор в местный бюджет самостоятельно и предоставляют расчеты в соответствующий уполномоченный орган налоговой службы. Исчисление сбора и уведомление физических лиц осуществляется, как правило, органами МСУ. Например, в городе Бишкеке соответствующим уполномоченным структурным подразделением мэрии. Уплата сумм сбора физическими лицами производится в местный бюджет согласно расчетам, представленным соответствующим органом мэрии. Контроль за полнотой уплаты и своевременностью перечисления в местный бюджет сумм сбора осуществляют органы налоговой службы.
 
ПРОБЛЕМА: фактически сбор с физических лиц, за исключением лиц, уплачивающих налог на имущество, из-за трудоемкости его администрирования не взимается. Проблемы с администрированием сбора за вывоз мусора в г. Бишкеке также вызваны взиманием платы за вывоз мусора, которая собирается муниципальным предприятием за
оказываемые им услуги по вывозу мусора.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: органам МСУ наладить сотрудничество с квартальными, домкомами для создания и обновления базы данных по количеству проживающих лиц в капитальных и временных строениях. Предусмотреть стимулирующие меры
по сбору для местных сообществ в виде предоставления ресурсов для уборки и благоустройства улиц, дворов. Использовать уведомления для извещения физических лиц о суммах сбора за вывоз мусора.
 
Платеж за удержание лицензии на право пользования недрами
Платеж подлежит уплате недропользователями, получившими право на поиск и/или разведку, и/или разработку месторождений полезных ископаемых в Кыргызской Республике. Ставки платежа определены постановлением ПКР от 14 декабря 2012 года, № 834. Плата за удержание лицензии на право пользования недрами с целью поиска месторождений полезных ископаемых устанавливается кратно одному расчетному показателю за квадратный километр лицензионной площади в год.
Плата за удержание лицензии на пользование недрами, с целью разведки месторождений полезных ископаемых, устанавливается кратно одному расчетному показателю за гектар лицензионной площади в год.
Плата за удержание лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых устанавливается кратно одному расчетному показателю за гектар лицензионной площади в год.
 
Показатели для прогнозирования:
 
  1.  вид полезного ископаемого;
  •  вид недропользования (поиск, разведка, разработка);
  • лицензионная площадь;
  •  срок удержания лицензии, лет.
ПРОБЛЕМА: органы МСУ не владеют информацией по плате за удержание лицензии. Информацию по лицензионным площадям и срокам удержания лицензий можно получить в Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования КР. Адрес для электронных обращений: geoagencykg@gmail.com
 
Сбор за парковку или стоянку автотранспортного средства
 
Размеры, порядок администрирования и уплаты сборов за парковку или стоянку автотранспортного средства устанавливаются соответствующим местным кенешем по предложению его исполнительного органа с учетом места, времени суток и продолжительности парковки или стоянки, вида транспорта. Показатели для составления прогноза:
 
  1. число автотранспортных средств (по видам), пользующихся услугами по предоставлению парковок и стоянок автомашин (машиночас),и продолжительность (время) парковки, в определенное время суток;
  • сезонные отклонения показателей.
Рекомендуемым источником получения информации является хронометраж.
ПРОБЛЕМА: трудности учета количества автотранспортных средств, воспользовавшихся парковкой (стоянкой).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ: изучение зарубежного опыта по использованию автоматов, паркоматов, принимающих оплату (без человеческого фактора), и распространение его среди ОМСУ.
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 

Похожие материалы: