Муниципалитет Научно-популярный журнал

(2) 88 3 Мая 2019

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Органы МСУ совершенствуют свои навыки управления государственными закупками. Как избежать типичных ошибок?

2019-01-28 / Финансы МСУ
Органы МСУ совершенствуют свои навыки управления государственными закупками. Как избежать типичных ошибок?

В рамках реализации Программы малых грантов-2018 (ПМГ-2018) Проекта «Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству и выполняемого Институтом политики развития (далее – Проект ГГПОМСУ), конкурсная комиссия одобрила финансирование 38 проектных заявок на сумму 38 000 000 сомов. Всего на конкурс по- ступила 121 заявка: из муниципалитетов Нарынской области – 59 заявок, из муниципалитетов Ошской области – 62 заявки. Гранты получили 23 муниципалитета из Нарынской и Ошской областей, из них муниципалитеты Нарынской области выиграли 14 грантовых проектов, муниципалитеты Ошской области – 24 грантовых проекта. Согласно Положению Программы малых грантов, грантовые средства поступают в местные бюджеты органов МСУ – победителей конкурса, соответственно, исполнительные органы местного самоуправления следуют процедурам закупок в соответствии с требованиями Закона КР «О государственных закупках».

Для победителей конкурса ПМГ-2018 Проект организовал пятидневные курсы на тему «Управление государственными закупками товаров, работ и услуг» в учебном центре Министерства финансов Кыргызской Республики. Обучение прошли 23 сотрудника айыл окмоту, из них 9 сотрудников из Нарынской области и 14 - из Ошской области. В целях качественного проведения процедур закупок муниципалитетами-победителями, проектом были разработаны рекомендации к квалификационным требованиям по закупке работ и товаров, в соответствии с Законом КР «О государственных закупках» и СКД (Стандартных конкурсных документов). Рекомендации к квалификационным требованиям к закупке работ состоят из 16 пунктов (требований), и рекомендации к квалификационным требованиям к закупке товаров состоят из 15 пунктов (требований). Соблюдение данных рекомендаций к квалификационным требованиям при проведении процедур закупок намного улучшили навыки, опыт и знания специалистов по закупкам муниципалитетов, а также помогли повысить потенциал поставщиков услуг, работ, товаров.
 
Диаграмма 1. Частота отмены конкурсов на одну закупку
 
 
Практика проведения закупок показала, что при подготовке проведения процедур государственных закупок необходимо более тщательно подходить к разработке смет. Проект ГГПОМСУ предоставил техническую помощь – консультации технических экспертов и сметчика по внесению изменений в объемы работ и внесению изменений в сметы проекта. Также затратным по времени является подготовка АПЗ (архитектурно-проектного задания), ПСД (проектно-сметной документации) со всеми разрешительными документами в случаях нового капитального строительства.
 
Десять конкурсов на одну закупку
 
С июля 2018 года муниципалитеты начали подавать объявления о закупке товаров и работ для реализации своих проектов на Портал государственных закупок. При проведении закупок по десяти из 38 проектов органы МСУ успешно провели конкурс с первого раза. Конкурсы состоялись после первого размещения объявления на Портале. Однако некоторым муниципалитетам приходилось подавать объявления и повторно проводить конкурсный отбор до десяти раз! По статистике, для заключения договоров по 38 грантовым проектам в Нарынской и Ошской областях всего пришлось провести 114 конкурсов, на электронный Портал государственных закупок было подано всего 114 объявлений. Как видно из Диаграммы 1, только 10 закупок по проектам (или 26% из 38 проектов) состоялись в рамках одного конкурса, в результате чего органы МСУ смогли своевременно заключить договор на поставку товаров или работ. По девять закупок были осуществлены со второго или третьего раза (по 23,7% процента соответственно). По одному из проектов конкурс пришлось проводить 10 раз. Основной причиной необходимости многократного проведения конкурсов является их отмена из- за несоответствия предоставленных участниками документов квалификационным требованиям конкурса. Здесь надо отметить и роль поставщиков товаров, работ и услуг как участников конкурсов. Конкурс считается состоявшимся, когда все требования закупающей организации выполнены на 100%, и поставщик представил все требуемые документы в полном объеме, для чего специалисты по закупкам поставщиков услуг, товаров и работ так же должны быть профессионалами своего дела, быть обучены и сертифицированы. В большинстве случаев, встречаются следующие несоответствия у участников конкурсов требованиям закупающей организации (см. Таблицу 1).
 
Типичные ошибки, и как их не совершить?
 
Важно отметить, что процедуры государственных закупок – процесс сложный, требующий постоянного самообразования, повышения квалификации специалистов по закупкам, а также юридического сопровождения и консультаций. Опыт программы дает возможность Проекту выявить часто встречающиеся ошибки и дать практикам рекомендации по их устранению. В то же время нельзя не сказать о том, что Учебный центр при Министерстве финансов КР обучает специалистов по государственным закупкам лишь пять дней, четыре с половиной дня посвящены теории и лишь половина дня обучения занимает практическая работа на Электронном портале государственных закупок. Практика показывает, что этого времени мало, слушатели не все успевают освоить, в результате чего возникают проблемные вопросы, описанные ниже.
 
Таблица 1. Наиболее часто встречающиеся несоответствия требованиям закупающей организации
 
Несоответствие  Требование конкурса Комментарий
1
Не представлен - АВР (Акт выполненных работ)
Предоставить информацию (копии договоров и  акты выполненных работ к предоставленным договорам), подтверждающую опыт работы в качестве генерального подрядчика по одному и более введенным в эксплуатацию строительным объектам
Договор на выполнение работ прилага-
ется, а акты выполненных работ к договору, подтверждающие выполнение
работ, – не предоставляются
2
Не представлен бухгалтерский баланс
Предоставить сканированную копию бухгалтерского баланса за ____ год (ы) со всеми приложениями (отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в капитале), заверенного уполномоченным органом
Бухгалтерский баланс запрашивается
за 1 год или за несколько лет с прило-
жениями, однако участники Конкурса
предоставляют бухгалтерский баланс не за все годы, либо без приложений или не все приложения
3
Не представлены сведения о доступе к финансовым
ресурсам
Предоставить сведения, подтверждающие наличие собственных оборотных средств (выписку из банка о наличии денежных средств на расчетном счете) или доступ к кредитной линии (линиям) (копии договоров займа (кредита), а также о наличии других финансовых ресурсов
Не представляются - выписка из банка
о наличии денежных средств на рас-
четном счете либо договор о кредитной линии, либо договор займа (кредита), либо другие документы о наличии других финансовых ресурсов
4
Не предоставлены сведения о судебных и арбитраж-
ных разбирательствах
Предоставить от имени участника конкурса гаран-
тийное письмо на фирменном бланке с печатью с информацией о том, был ли участник конкурса вовлечен либо не был вовлечен в настоящее время или течение последних ____ лет (год) в судебные
разбирательства. Если участник конкурса был во-
влечен в судебные разбирательства, включить в гарантийное письмо информацию, касающуюся таких разбирательств с указанием сторон тяжбы и
оспариваемых сумм, по которым имеется вступив-
ший в законную силу судебный акт
Не предоставляется Гарантийное
письмо либо предоставляется справка
об отсутствии судимости руководителя
юридического лица
5
Не предоставляется информация о квалификации
ключевых сотрудников, участников конкурса
Предоставить сведения об имеющихся специалистах с опытом работы (оказания услуг) в соответствующей сфере, которые предлагаются для
выполнения Договора, с приложением копий документов об образовании, трудовой книжки либо
трудовых договоров (гражданско-правовых договоров), которые подтверждают указанный выше опыт, а также приложить копии сертификатов технических специалистов, если объявленные работы подлежат обязательной сертификации
Не предоставляются сведения, указан-
ные в требовании

 

ВОПРОС. Можно ли при подаче объявления на Портал прикреплять вместо Ведомости объемов работ и перечня закупаемых товаров Локальную смету проекта или таблицу цен товаров?
 
ОТВЕТ. При подаче объявления на Портал категорически нельзя прикреплять Локальную смету проекта или таблицу цен товаров, так как цены вам должен предложить поставщик.
 
ВОПРОС. Обязательно ли требовать гарантии и гарантийный период на товары и работы?
 
ОТВЕТ. При введении условий конкурса необходимо всегда требовать гарантии и гарантийный период на товары и на работы, поскольку при возникновении спорной ситуации после доставки товаров или выполнения работ и оформления
соответствующих актов приемки товаров и работ могут возникнуть сложности.
 
ВОПРОС. Зачем необходимо требовать Гарантийное обеспечение исполнения договора (далее – ГОИД)?
 
ОТВЕТ. В каждом конкурсе необходимо требование Гарантийного обеспечения исполнения договора, ГОИД служит определенной гарантией по исполнению возложенных обязательств, согласно заключенному договору, поскольку при неисполнении условий договора поставщиком либо подрядчиком закупающая организация вправе удержать и не возвращать ранее внесенный залог победителем ГОИД.
 
ВОПРОС. Чем отличается банковская гарантия от гарантийного обеспечения конкурсной заявки (далее – ГОКЗ)?
 
ОТВЕТ. Ничем. Банковская гарантия - это форма Гарантийного обеспечения конкурсной заявки (ГОКЗ), которая выдается определенным банком участнику конкурса и должна быть адресована закупающей организации, при этом ее текст должен соответствовать форме, размерам и срокам гарантийного обеспечения конкурсной заявки.
 
ВОПРОС. Какие сроки установлены для оценки конкурсных заявок?
 
ОТВЕТ. При оценке конкурсных заявок, со стороны конкурсных комиссий не всегда выдерживаются сроки оценки, установленные Законом КР «О государственных закупках», и сроки заключения договора. Срок рассмотрения конкурсных заявок конкурсной комиссией не должен превышать 2\3 всего срока действия конкурсной заявки. Закупающая организация должна закончить оценку конкурсных заявок и присудить договор до истечения срока действия конкурсных заявок.
 
ВОПРОС. Что может стать причиной подачи жалобы в Независимую межведомственную комиссию?
 
ОТВЕТ. При отклонении конкурсных заявок, конкурсная комиссия не всегда четко и ясно указывает основание отклонения поданной конкурсной заявки, что может быть причиной подачи жалобы в Независимую межведомственную комиссию.
 
ВОПРОС. Какими НПА можно руководствоваться в работе при осуществлении государственных закупок, кроме Закона КР «О государственных закупках»?
 
ОТВЕТ. Практики в своей работе, в основном, руководствуются нормами Закона КР «О государственных закупках», в котором отображены только самые основные и существенные понятия, термины и действия в процессе осуществления закупок. В то же время существуют другие нормативные документы, в которых более детально, углубленно и ясно даны указания в отношении процедур государственных закупок. Это, например, следующие документы:
 
  • Стандартная конкурсная документация на закупку товаров одноэтапным, двухэтапным, упрощенным методами и методом на пони- жение цены, утвержденная Приказом Минитерства финансов Кыргызской Республики от 14 октября 2015 года N 175-п.
  • Стандартная конкурсная документация на закупку работ одноэтапным, двухэтапным и упрощенными методами, утвержденная Приказом Министерства финансов Кыргызской Республики от 14 октября 2015 года N 175-п.
  • Постановление Правительства КР «Об утверждении пороговых сумм при осуществлении закупок товаров, работ и услуг» от 16 января 2016 года, № 10;
  • Постановление Правительства КР «О реализации Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках товаров обществ инвалидов Кыргызской Республики» от 25 марта 2016 года, № 150;
  • Положение о правилах проведения электронных государственных закупок, утвержденное приказом Министерства финансов Кыргызской Республики от 14 октября 2015 года, N 175-п;
  • Методическая инструкция по оценке конкурсных заявок, утвержденная приказом Министерства финансов Кыргызской Республики от 14 октября 2015 года №, 175-п;
  • Приказ ДГЗ «Об утверждении перечня инструкций и Технических регламентов в системе государственных закупок» от 23.01.2017 г., №7/П;
  • Приказ ДГЗ «Об утверждении руководства по проведению оценки и мониторинга государственных закупок» от 30.06.2017 г., № 47/П.
Польза поставщикам
 
Программа малых грантов Проекта ГГПОМСУ в 2018 году в части проведения процедур государственных закупок повысила потенциал не только муниципальных специалистов по закупкам, но и «подтянула» многих поставщиков услуг, товаров и работ. Практика показала, что в конкурсах участвуют одни и те же поставщики, и при отмене конкурса поставщики видели свои ошибки, которые исправлялись, если не во второй раз, то в третий раз точно. Важно отметить, что реализация Проекта ГГПОМСУ повлияла и на увеличение числа зарегистрированных на Электронном портале государственных закупок поставщиков. Так, частный предприниматель Кочкорского района Нарынской области, чтобы участвовать в конкурсах, объявленных айыл окмоту, зарегистрировался на Портале как поставщик. Конкурс айыл окмоту он не выиграл, но получил возможность в будущем участвовать в других закупках.
 
Гранты как тренажер
 
Как описано выше, вопросов в области государственных закупок среди органов местного самоуправления много, но нужно отметить, что идет развитие, Электронный портал государственных закупок модернизируется, навыки и опыт специалистов по закупкам совершенствуются. Программа малых грантов Проекта ГГПОМСУ задумывалась как инвестиционный тренажер для органов МСУ. В этом отношении цель программы достигнута. Победители программы получили возможность научиться ответственно и эффективно управлять инвестициями из местного бюджета, направленными на развитие инфраструктуры и улучшение предоставления услуг, с применением принципов эффективного менеджмента: выявлению приоритетных потребностей, соответствию с законодательством, прозрачности и ответственности за будущий результат.
 
Султан МАЙРАМБЕКОВ,
специалист по грантам Проекта ГГПОМСУ;
Жылдыз ЖУМАКОВА,
консультант по государственным закупкам Проекта ГГПОМСУ
 

Похожие материалы: