Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Административно-территориальная реформа
Как выполняется закон о проверках?
17 декабря 2018 года Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша КР провел парламентские слушания1 об исполнении Закона Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок деятельности органов местного самоуправления», принятого в 2016 году. Слушания показали, что государственные органы и органы местного самоуправления по-разному оценивают исполнение закона. Так, проверяющие органы отчитываются в соблюдении требований указанного закона, а органы МСУ продолжают жаловаться на то, что проверки по-прежнему мешают их стабильной работе. Вместе с тем органы МСУ признали, что ситуация несколько улучшилась, хотя практика показала, какие положения закона требуют улучшения. Например, в закон необходимо ввести норму об ответственности жалобщиков, которые вновь и вновь пишут жалобы в различные государственные органы по одному и тому же вопросу, а проверки фактов нарушений по данным жалобам не выявляют.
На парламентских слушаниях была заслушана информация Генеральной прокуратуры КР и других уполномоченных органов, имеющих право проведения проверок деятельности органов МСУ, о мерах, предпринимаемых вышеуказанными органами в целях реализации Закона. Обсуждались работа уполномоченных органов по проверке деятельности органов МСУ, недостатки и упущения в процессе исполнения закона, а также часто встречаемые нарушения, допускаемые со стороны органов МСУ. Для участия в слушаниях были приглашены представители государственных органов, главы исполнительных органов МСУ, представители международных и неправительственных организаций и независимые эксперты. Присутствовало 52 участника, включая 7 женщин. Слушания вел заместитель председателя Комитета депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Таалайбек ТИЛЛАЕВ. Первым выступил заместитель Генерального прокурора КР Нурлан ДЮШЕМБИЕВ, представив информацию о мерах, принимаемых Генеральной прокуратурой КР в целях реализации вышеуказанного Закона: о разработке и утверждении приложения о порядке проведения проверок деятельности органов МСУ; о единой форме учета всех видов проверок (плановой, неплановой, контрольной и перепроверке); об утвержденной форме размещения на сайте органов прокуратуры результатов проведения проверок и допущенных нарушений. Представитель прокуратуры рассказал об утвержденных планах проведения проверок уполномоченными органами, имеющими право на проведение плановых проверок деятельности органов МСУ на 2017-й и 2018 годы. На сегодняшний день все проверки уполномоченных органов и их территориальных подразделений регистрируются (ставятся на учет) органами прокуратуры.
Согласно информации, предоставленной заместителем председателя Социального фонда КР Эсеном НУРДИНОВЫМ, план проверок Социального фонда на 2018 год, утвержденный Генеральной прокуратурой, размещен на сайте http:// socfond.kg. Из планируемых 159 органов МСУ Социальный фонд провел проверку деятельности в 108 органах МСУ. В своем выступлении директор Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики Джолдошбек ДЖУНУШЕВ остановился на часто допускаемых органами МСУ нарушениях в сфере экологической и технической безопасности: нарушение правил пользования пастбищными угодьями; нарушение правил пользования землями населенного пункта; нецелевое использование земельных участков; захват земельных участков и др. Из планируемых 465 проверок, согласно плану, проведены проверки деятельности 421 органа МСУ.\
Директор Департамента профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Толо ИСАКОВ отметил, что Департамент, кроме плановых проверок, проводит внеплановые, контрольные и перепроверки, и пояснил, в каких случаях проводятся внеплановые проверки. По его словам, кроме плановых мероприятий, внеплановые проверки проводятся в случаях поступления от граждан заявлений, при возникновении угроз жизни и здоровью людей, охране окружающей среды, животных, растений и безопасности страны. Директор отметил, что результаты проверок деятельности органов МСУ показали, что айыл окмоту ведут слабую работу по борьбе с такими паразитарными болезнями, как эхинококкоз и альвеококкоз, и не проводят лечебно-профилактической работы с домашними животными. Не придают значения комплексной межведомственной работе и реализации планов работ по здравоохранению населения.
Закон КР «О порядке проведения проверок деятельности органов местного самоуправления» принят 31 марта 2016 года. Направлен для установления проверяющим государственным органам единого порядка проведения проверок деятельности органов МСУ, а также для обеспечения защиты прав и интересов органов МСУ от незаконного вмешательства в их деятельность. Согласно Закону, проверяющие государственные органы проводят проверки деятельности органов МСУ не только с целью выявления, предупреждения и пресечения нарушений законодательства органами местного самоуправления, но и оказания им методической и/или практической помощи. Основная роль в проверке деятельности органов МСУ отведена органам прокуратуры, в полномочие которых входит согласование плановых и внеплановых проверок, проводимых уполномоченными государственными органами, а также ведение единого учета всех видов проверок для последующего отслеживания и внесения рекомендаций по их улучшению.
На парламентских слушаниях также выступил основной инициатор Закона, депутат ЖК Кенжебек БОКОЕВ, который обратил внимание на недостаточную реализацию закона на практике, несоблюдение отдельных норм Закона со стороны проверяющих органов, нереагирование и непривлечение к ответственности органами прокуратуры проверяющих органов, нарушающих требования закона. Также отметил незнание своих прав и обязанностей органами МСУ в процессе проверок. Депутат предложил Комитету принять решение о создании рабочей группы для изучения вопроса с выездом на места, после вынести результаты выездных исследований на заседание Жогорку Кенеша КР.
Исполнительный директор Союза МСУ КР Омурбек АЛМАМБЕТОВ остановился на неисполнении требований закона в части размещения на сайтах государственных органов, за исключением Генеральной прокуратуры, планов по проведению плановых проверок органов МСУ. Отметил отсутствие информации по результатам проведенных проверок на сайтах государственных органов и органов МСУ; проведение проверок органов МСУ государственными органами, не входящими в перечень проверяющих органов (местные государственные администрации, полномочные представители правительства в областях, налоговая служба и другие); а также проверок, проводимых журналистами в рамках журналистских расследований. При таком количестве проверяющих, по мнению Омурбека АЛМАМБЕТОВА, работа органов МСУ затруднена.
Представители органов МСУ отметили, что в целом с принятием Закона наблюдается некоторое улучшение ситуации: количество проверок снизилось, процедура проведения проверок упорядочилась. Однако на практике все еще случаются необоснованные проверки со стороны некоторых государственных органов, которые не входят в число тех, кому проверки разрешены. Причиной многочисленных проверок органов МСУ становятся жалобы и обращения граждан, негативно воспринимающих работу айыл окмоту на основании личных обид и претензий. Достаточно по мельчайшему поводу написать жалобу, чтобы спровоцировать проверку, которая надолго парализует работу органа местного самоуправления. При этом зачастую по одной и той же жалобе разные госорганы проводят проверки по несколько раз. Экс-глава Кок-Ойского айылного аймака Джумгальского района Нарынской области Эльмира МАМБЕТОВА просила внести в закон норму о привлечении к ответственности граждан, обращающихся с жалобами в разные инстанции без оснований: «За шесть месяцев моей работы в качестве главы АО два раза вместо предупреждения наложили штраф. Мне не дала работать группа людей, настроенных против меня по личным причинам. Эта группа постоянно писала жалобы в прокуратуру и другие инстанции. Мне пришлось уйти с поста главы из-за необоснованных жалоб и бесконечных проверок. У меня вопрос к Генеральной прокуратуре: можно ли принять меры в отношении граждан, пишущих необоснованные жалобы, если обвинения не подтвердились по результатам проверок? Они мешают нормальной работе органов МСУ».
Глава Кочкорского айылного аймака Кочкорского района Рахатбек АБАБАКИРОВ в своем выступлении рассказал, что за восемь месяцев работы на должности главы айыл окмоту по 10 эпизодам были проведены 18 проверок. Все заявления против него были организованы группой заявителей, в числе которых был бывший глава АО. Бесконечные вызовы в РОВД и областную прокуратуру не дают ему сосредоточиться на своей работе. Он просил правоохранительные органы быть объективными, и в случае, если не будет доказана его вина, привлечь к ответственности организованную группу заявителей.
Участники также отметили, что со стороны проверяющих органов все еще поступают запросы о предоставлении оригиналов документов. По их словам, необоснованные частые вызовы в органы прокуратуры, проверки и штрафные санкции со стороны уполномоченных органов, налагаемые на органы МСУ за нарушения требований законов, исполнение которых не входит в компетенцию органов МСУ, или решения вопросов, которые не зависят от органов МСУ, мешают работе местного самоуправления. «С принятием закона ситуация в отношении проверок улучшилась, но проверяющие органы все еще просят принести им оригиналы документов. При этом у органов прокуратуры не получают разрешения», – отметил глава Мадынского айылного аймака Кара-Сууйского района Ошской области Жамшит МАТАНБАЕВ.
Некоторые главы АО признались, что иногда вынуждены нарушать установленные правила в связи с отсутствием средств и условий для их соблюдения. Гулмайрам УЧУГЕНОВА, глава ЖергеТальского айылного аймака Акталинского района Нарынской области отметила, что в определенной степени проверки помогают органам МСУ находить недостатки в своей работе: «Специалисты Экотехинспекции, Счетной палаты не только проверяют, но и дают советы, консультируют. В этом я вижу пользу проверок. Но нужно признать, что мы тоже иногда вынуждены нарушать требования законов из-за отсутствия условий. Например, недавно сотрудники Экотехинспекции при проверке сделали мне замечание по поводу несоблюдения норм пожарной безопасности – в айыл окмоту отсутствуют кочегар и охранник здания. Но наш аймак дотационный, штатные единицы кочегара и охранника в типовом штатном расписании айыл окмоту, утвержденном Правительством КР, не предусмотрены. Я не могу их взять на работу и платить заработную плату. Другой пример – ГАИ часто делают замечания за использование служебной машины в выходные дни, но в селе всякое может случиться, нам приходится выходить на работу и в выходные дни. Проверяющие органы должны учитывать условия работы органов МСУ либо информировать правительство об изменении требований законов». Участники обратили внимание на вопрос делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления.
По их словам, органы МСУ вынуждены выполнять государственные полномочия без финансового подкрепления, что также является нарушением закона как со стороны органов МСУ, так и со стороны государственных органов. В свою очередь депутат Кенжебек БОКОЕВ обратился к заместителю Генерального прокурора с вопросом о том, какие меры принимают органы прокуратуры в отношении Министерства финансов и других государственных органов за передачу государственных полномочий без финансового подкрепления. На что заместитель прокурора ответил, что Генеральной прокуратурой были направлены акты реагирования в Правительство КР и Министерство финансов КР, но вопрос не решается из-за нехватки финансовых средств в республиканском бюджете. В заключение депутат Кенжебек БОКОЕВ сказал о важной роли, отведенной органам прокуратуры при проверке деятельности органов МСУ: «Когда мы писали этот закон, Генеральной прокуратуре дали главную роль, чтобы она контролировала другие уполномоченные органы в отношении проверок деятельности органов местного самоуправления и защищала интересы органов МСУ от необоснованных проверок. Поэтому прошу усилить контроль за проверяющими органами и в случаях нарушения закона привлекать их к ответственности».
Подводя итоги парламентских слушаний, участники пришли к единому мнению о необходимости вернуться к данному вопросу через шесть месяцев и вынести его на рассмотрение Жогорку Кенеша КР, а также создать рабочую группу для изучения хода реализации требований Закона на местах.
Похожие материалы:
-
№4 (114) / 2021-04-30 Административно-территориальная реформа Найдено «волшебное» решение для укрупнения муниципалитетов. Обзор результатов анализа функциональных зон внутри Джалал-Абадской области
-
№7-8 (93-94) / 2020-05-07 «За» и «против» административно- территориальной реформы: международный опыт и перспективы Кыргызской Республики
-
№6 (92) / 2019-12-02 Трехсторонний диалог сообщества, МСУ и государства на сельских сходах: питьевая и поливная вода, школы и школьный транспорт, электрификаци
-
№4-5 (90-91) / 2019-06-14 Укрупнение МСУ: по какому пути идти?
-
№1(1) / 2016-12-21 Система подотчетности в Кыргызстане есть. Но работает не в полную силу!
-
№12 / 2015-12-04 Примерные темы докладов для молодых исследователей
-
№2-3(30-40) / 2015-02-16 Муниципалитеты Баварии
-
№1 (38) / 2015-01-19 Итоги 2014-го. Муниципалитеты хотят меняться. К лучшему