Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Трехсторонний диалог сообщества, МСУ и государства на сельских сходах: питьевая и поливная вода, школы и школьный транспорт, электрификаци

2019-12-02 / Административно-территориальная реформа

Гуляим ШАМШИДИНОВА, специалист по лучшей практике Проекта ГГПОМСУ

Первичная информация об итогах сельских сходов в целевых муниципалитетах Чуйской области, с участием местных государственных органов, размещена в статье «Для чего акимы участвуют в сельских сходах? Примеры успешного взаимодействия РГА и МСУ» в одном из номеров журнала «Муниципалитет» за 2019 год. В продолжение темы данная статья приводит разбор самых обсуждаемых и актуальных вопросов, поднятых местным сообществом на прошедших сходах в целевых муниципалитетах Проекта ГГПОМСУ. Каждая из этих проблем часто встречается практически во всех сельских муниципалитетах Кыргызской Республики, поэтому многие руководители органов МСУ найдут для себя полезную информацию.

На сходах местные сообщества сельских муниципалитетов смогли ознакомиться с отчетом глав айыл окмоту о проделанной работе в рамках ПСЭР и ПСД за 2018 год, председатели групп СМиО представили результаты мониторинга и оценки деятельности АО за 2018 год. Итогами своей деятельности поделились представители территориальных подразделений государственных органов, учреждений, предприятий (далее – ТПГО): РОВД, РЭС, райОНО, налоговая служба, ДКРПНИ, ветслужба, финансовое управление, представители ДЭП, ГАИ и др. После презентаций и информирования населения об итогах деятельности за 2018 год, органы МСУ с представителями госорганов перешли к обсуждению интересующих вопросов и предложений со стороны местного сообщества.

Питьевая вода

Во многих муниципалитетах участники сходов поднимали проблему отсутствия доступа к чистой питьевой воде: нет воды в селах и новостройках, вода подается один раз в сутки на короткое время, происходит утечка чистой воды из-за халатности или отсутствия жильцов дома и др. Жители просили как можно скорее отремонтировать водопроводные сети и обеспечить их самым необходимым ресурсом – чистой питьевой водой. Руководители органов МСУ говорили о том, что для решения этой проблемы требуются большие средства, внешняя помощь. Представители РГА проинформировали о причинах больших проблем в этой сфере: устаревшие водопроводные сети, проложенные еще в 60-70 годы прошлого века; плохое утепление водопроводных труб, что порождает прогон воды зимой, чтобы трубы не замерзали; летний полив огородов питьевой водой. Например, жители этажных домов жаловались на перебои с водой в летнее время, т. к. частные домовладельцы используют питьевую воду для полива огородов. Поэтому зачастую происходит конфликт интересов, когда частники разводят руками, мотивируя тем, что без поливной воды огороды засохнут, а жители этажных домов требуют любым способом решить вопрос круглосуточной подачи воды. В процессе обсуждений эта проблема выявила другую важную приоритетную проблему – отсутствие поливной воды.

Комиссия органов МСУ по рассмотрению дел о нарушениях и уполномоченный орган по контролю и надзору за экологической и технической безопасностью уполномочены налагать штраф за полив зеленых насаждений питьевой водой из водопровода. Согласно ст.74 Кодекса о нарушениях, размер штрафа для физических лиц составляет 1000 сомов, для юридических лиц – 5000 сомов.

Многие руководители органов МСУ предложили представителям РГА и соответствующих ТПГО вместе проехать по самым проблемным участкам, где острая нужда в питьевой воде, поговорить с людьми, наметить реальные совместные планы по решению этой проблемы. От местного сообщества поступило разумное предложение по управлению вопросом на примере Лебединовского АА (Аламудунский район, Чуйская область), где удалось пробурить четыре артезианских скважины и полностью решить проблему недостатка питьевой воды. Интересным диалогом закончилась тема установки счетчиков для питьевой воды на одном из сходов, когда местная жительница заявила, что нет необходимости в установке счетчиков, мотивируя тем, что у всех есть домашняя скотина и огороды. Но никто из жителей не поддержал это предложение, а аксакал выразил общее мнение: «Мы должны понимать, что вода стоит денег, счетчики нужны – это позволит нам реально рассчитывать объемы потребления и экономить воду. Сколько лет у нас эта проблем не решалась, а теперь внутри каждого двора будет чистая вода».

Проблема четкого регулирования услуг по подаче питьевой воды является повсеместной в сельской местности. Сегодня сообщество начинает осознавать необходимость оплаты услуг за подачу питьевой воды, за жесткий контроль расходования воды, адекватный четкий механизм регулирования всей системы водоснабжения, что позволит экономить такие ресурсы, как электроэнергия, денежные средства, но и самое важное – запасы чистой питьевой воды для будущих поколений.

В соответствии со ст. 6 Закона КР «О питьевой воде», обеспечение потребителей хозяйственно-питьевой водой производится предприятиями водоснабжения на основе публичных договоров. Публичным договором предусматривается предмет договора – бесперебойное обеспечение потребителя хозяйственно-питьевой водой в количестве не менее установленного норматива и качества, соответствующего требованиям стандарта «Питьевая вода», а также согласовываются сроки оплаты потребителем подаваемой хозяйственно-питьевой воды. Количество востребованной воды определяется по индивидуальным водоизмерительным приборам (водомерам), устанавливаемым предприятием водоснабжения для каждого в отдельности потребителя хозяйственно-питьевой воды. Установленные индивидуальные водоизмерительные приборы (водомеры) принимаются на баланс предприятия водоснабжения и являются его собственностью.

Электрификация

По вопросу электрификации и уличного освещения поступило множество острых вопросов и предложений. Например, люди жаловались на работу РЭС, которая не реагирует на потребности населения: во-первых, заставляя по несколько раз приходить в контору из-за неправильных расчетов в квитанциях, причем страдают люди из отдаленных районов и сёл, ничего не добившись; во-вторых, большинство жалоб поступает на работу контролеров, которые самостоятельно снимают показания с «умных счетчиков» и при этом умудряются выписать квитанцию на завышенные суммы, не соответствующие показаниям счетчика, квитанции на руки не даются, а бросаются во двор в дождь и снег; в-третьих, люди говорили о бесконтрольности работы РЭС, о том, что эта организация напоминает силовую структуру, с которой никто не желает выяснять отношения из-за давления и запугиваний, люди откровенно боятся. Поэтому именно на этом сходе, где участвовали орган МСУ, глава РГА и представители ТПГО, люди открыто просили помощи в наведении порядка в деятельности РЭС, организации контроля за их деятельностью. В процессе обсуждения со стороны органа МСУ прозвучало рациональное предложение - все эти вопросы можно решать в одном месте, доступном для всех жителей АА, в том числе для инвалидов и пенсионеров. Например, было предложено инспекторам РЭС раз в неделю в определенное время приходить в здание АО, чтобы люди могли оперативно решать все вопросы, не тратя при этом свое время, средства и самое важное - здоровье. Со стороны представителей РЭС было дано согласие, они в свою очередь обещали в течение месяца определиться с днями и часами приема в здании АО. Это наглядный пример того, как орган МСУ совместно с ТПГО в лице РЭС могут совместными усилиями проявлять заботу и создавать условия для жителей, организуя доступные услуги, независимо от разделения на государственные или муниципальные.

Во многих АА поднимались вопросы об аварийном состоянии деревянных прогнивших столбов электролиний, которые могут в любое время рухнуть, создавая опасность для жизни человека. Жители просили срочно установить новые электролинии и трансформаторы, т.к. из-за низкого напряжения отключается электричество, происходят частые замыкания, ломается техника, в домах становится холодно зимой. Со стороны сообщества велась речь о создании условий для развития туризма. С каждым годом увеличивается число туристов, для чего необходимо привести в порядок все улицы, дворы, дороги, срочно решить проблему уличного освещения. По словам жителей, развивая туризм, можно поднять село, а значит, улучшить условия жизни сельских жителей. На самом деле сельский туризм является перспективным, с точки зрения развития экономики в целом, и может стать одним из эффективных механизмов развития сельского хозяйства. Эта сфера является одной из основ экономики многих стран, например, в странах США и Западной Европы сельский туризм за последние 20 лет превратился в независимую и очень доходную туристическую промышленность. В Греции и на Кипре сельский туризм признан основой экономики страны. Сельский туризм, по оценке ВТО, назван одним из пяти направлений стратегии мирового развития туризма до 2020 года.

Со стороны представителей РЭС говорилось о наличии больших проблем в целом по электрификации практически во всех айылных аймаках, т.к. раньше, еще во времена Советского Союза, при установке учитывался один объем, а сейчас объемы потребления электричества намного выросли из-за новых, более мощных видов технического оборудования: стиральные машины, компьютеры, холодильники и т.д. Вот что сказал представитель РЭС: «В первую очередь будут решаться проблемы, предусмотренные в планах на этот год на основании официальных обращений граждан и органов МСУ, мы не можем стихийно решать все поступившие заявки, т.к. планируем свой бюджет. По закону, новые столбы устанавливаются за счет местного бюджета, а в компетенцию РЭС входит только замена старых деревянных и в аварийном состоянии столбов».

Согласно ст.14 Закона КР «Об электроэнергетике», на владельцев лицензий (распределяющее предприятие) возлагается обязанность обеспечивать электроснабжением всех находящихся на территории их деятельности клиентов, которыми осуществляется запрос на снабжение, в том числе клиентов из отдаленных районов.

Распределяющее предприятие обязано в течение шести месяцев за свой счет возместить потребителям материальные затраты по приобретению материалов, установке и ремонту энергооборудования, находящегося на балансе распределяющего предприятия.

Распределяющее предприятие обязано за свой счет возмещать понесенный материальный ущерб потребителям, вызванный отключением электроэнергии без предварительного предупреждения и подачей электроэнергии, не соответствующей требованиям ГОСТа.

Проблемы в сфере электрификации существуют во всех сельских муниципалитетах страны, вся система электроснабжения была построена около 70 лет назад, естественно, сегодня сельские жители остро ощущают изношенность старых электролиний и трансформаторов, прогнивших столбов и мн. др. Учитывая то, что большинство сельских муниципалитетов дотационные, то требуется масштабный подход для решения этой проблемы, где органам МСУ в тесном сотрудничестве с государственными органами, министерствами, с подключением экспертного сообщества в лице донорских организаций и проектов, есть необходимость более глубокого изучения данного вопроса и составления масштабных бизнес-планов по решению проблем электрификации.

Школьное образование

Значимым направлением для жителей АА стало школьное образование, они поднимали вопросы некачественного ремонта зданий и плохой организации питания в школах, сбора денежных средств от родителей учеников, ставили вопрос о том, имеет ли право попечительский совет собирать деньги с родителей и т.д. Например, интересные факты были приведены председателем ГСМиО одного АА: «В процессе мониторинга и оценки мы выявили, что в школах нет порядка в сфере питания, кормят детей засохшими коржиками, это говорит о коррупционных тендерах в области питания в школах, нужно чтобы такие структуры, как санэпидстанция и фискальные органы, периодически проверяли процессы закупок и сами столовые школ. Не все в порядке с родительскими денежными сборами, председатель родительского комитета обвиняет директора школы в растрате денежных средств, а директор так и не смог объяснить, куда пропали деньги, причем в родительский комитет пытаются активно включать учителей. Непонятно, на каком основании руководство школ осуществляет сбор денежных средств на подписку газет, ведь никто не видел этих газет, - ни наши дети, ни мы, а еще с учителей удерживают по 1500 сомов за подписку. Все это незаконно, нужно срочно во всем разобраться!».

В случае обнаружения несоответствия качества продуктов школьного питания установленному стандарту или нарушения санитарных норм и правил, можно обратиться в:

•  органы прокуратуры;

•  районные (городские) отделы (управления) образования;

•  территориальные подразделения Государственной санитарно-эпидемиологической службы КР;

•  администрацию школы;

•  территориальные подразделения Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительства КР (отдел защиты прав потребителей).

По словам главы АО, на школьное питание деньги выделяются из бюджета Минобразования, которое и проводит тендер, поэтому этот вопрос вне компетенции органа МСУ. Что же касается работы попечительского совета, то это общественная организация, где люди сами избирают руководителя и на общем собрании решают, куда и как потратить родительские деньги. Значит, большая проблема в них самих и руководителе этой организации. Глава АО предложил попечительскому совету приглашать на их собрания представителей органов МСУ, чтобы быть в курсе происходящего: какие принимаются решения, кого и как избирают. В отношении потраченных денег должна разбираться только прокуратура.

В соответствии со ст. 6 Закона КР «О попечительском совете», членами Совета могут быть: дееспособные граждане КР, имеющие опыт работы в учреждениях социальной сферы или общественной деятельности; представители деловых кругов, научных и образовательных организаций, учреждений культуры и социальной сферы, неправительственных и международных организаций, представители коммерческих и некоммерческих организаций, студенческих и родительских объединений.

Согласно ст. 43-1 Закона КР «Об образовании», только попечительские советы государственных или муниципальных образовательных организаций (далее - образовательные организации) могут на добровольной основе привлекать финансовые и иные материальные средства, формируемые из добровольных взносов и пожертвований от физических и юридических лиц, других поступлений, не противоречащих законодательству КР.

Информация для родителей учащихся образовательной организации с обращением об оказании финансовой и иной материальной помощи для образовательной организации, отчеты о доходах и расходах должны быть размещены на видном и общедоступном месте образовательной организации.

Финансовые средства, привлеченные попечительским советом для образовательной организации, зачисляются на специальный счет Казначейства и используются по целевому назначению, в соответствии с решением попечительского совета.

Председатель попечительского совета несет ответственность за непредставление отчета о поступивших финансовых и материальных средствах и их расходовании. Работники образовательной организации (руководитель, педагогические работники и другие) не вправе требовать с учащихся и их родителей (законных представителей) оказания финансовой и иной материальной помощи для их учреждения.

На одном из сходов, пенсионер обратился к акиму с предложением о том, чтобы сменили руководителя райОНО, мотивируя тем, что он не справляется с работой. Вот как было обосновано такое предложение: «Из-за бесконтрольности работы школы, увеличилось количество нарушений со стороны учителей и руководства школы, весь педагогический состав разделился на три клана, из-за чего и дети разделились на три группы, дети постоянно дерутся, уровень образования на очень низком уровне, ученики прогуливают уроки, справки по болезни в школе никто не требует. Кто в ответе за все это?». В ответ на обвинение руководитель райОНО просто ответил одним предложением, что впервые слышит об этих проблемах и никакого заявления не поступало, как только поступит официальное заявление, тогда будут приниматься меры. Резюмируя тему, следует обратиться к родителям учеников и простым гражданам: в каждом районе есть от пяти до 20 муниципалитетов, где функционируют в среднем 20 и более школ, за которыми невозможно ежедневно вести контроль со стороны органов МСУ и госорганов.

Большая ответственность, конечно же, лежит на руководстве школы и педагогическом составе, но не меньшая ответственность должна быть и у родителей, которые не должны быть голословными и сторонними наблюдателями, бояться руководства школы и ждать, что кто-то решит возникшую проблему. Круговая порука обычно заканчивается каким-нибудь большим ЧП, поэтому, с целью своевременного предотвращения ЧП, родителям совместно или по одному, необходимо описывать все свои тревоги, беспокойства, подозрения, нарушения и официально обращаться письменно в соответствующие органы:

• в РГА – по вопросам координации (могут быть созданы комиссии по социальным вопросам или образованию, которые изучают и проводят исследования);

• к начальнику райОНО – по деятельности администрации школы;

• к начальнику РОВД (инспектору по делам несовершеннолетних);

• к органу МСУ (по вопросам детей и молодежи);

• в Прокуратуру - по вопросу надзора законодательства в сфере образования.

Одним их эффективных механизмов решения проблем являются общественные мероприятия в виде собраний, сходов и общественных слушаний, где на обсуждение выносится одна из важных проблем АА, и орган МСУ совместно с местным сообществом принимают решения.

Закон «О местном самоуправлении», глава 9, статья 58. Формы прямого волеизъявления членов местного сообщества: "Для принятия решений по важнейшим вопросам местного значения, требующим обсуждения с членами сообщества, местные сообщества могут проводить курултаи, собрания (сходы) и другие формы прямого волеизъявления".

Общественный транспорт для школьников

Во многих АА острой проблемой является вопрос общественного транспорта для школьников, жители жалуются на работу маршрутных БУСов, водители которых не берут учеников, требуя оплату в 10 сомов. Но если у ребенка 5 сомов, то его оставляют, из-за чего дети пешком проходят несколько километром в холод и дождь, постоянно опаздывают и приходят на третий или четвертый уроки, многие заболевают и пропускают занятия. Поэтому жители потребовали сделать отдельный тариф для школьников в размере 5 сомов либо бесплатный проезд. К примеру, в одном муниципалитете руководство АО договорилось с водителями о дополнительной оплате в 4000 сомов из местного бюджета, но с учетом того, что школьники будут оплачивать только 5 сомов. Со временем и это предложение стало невыгодным для водителей маршруток, а проблема оставалась прежней, тогда сообщество снова подняло этот вопрос на сходах. Орган МСУ моментально отреагировал за запросы населения и оперативно решил эту проблему, теперь с МБ выплачивают водителям по 5000 сомов по статье «Соцзащита», а ученики бесплатно пользуются общественным транспортом. Но возникает вопрос: как правильно оформить эти расходы? С руководства соседнего муниципалитета проверяющие спросили, из каких статей и на каком основании производится доплата транспортникам за учеников, т.к. нет статьи «Оплата транспорта учащихся из отдаленных сел». Правильным решением будет объявить тендер и закупить услугу по статье «социальная защита» или организовать предоставление талонов на проезд детям в рамках государственного социального заказа.

Говорилось и о том, что маршрутные линии общественного транспорта не отвечают потребностям населения, особенно в айылных аймаках, где сельским жителям приходится испытывать большие трудности в коммуникации между селами. Поэтому от жителей поступает много предложений по вопросу продления маршрутных линий автобусов и маршруток, т.к. расширились села, увеличивается население, появились новостройки. По информации Минтранса, сегодня в КР существуют пассажирские автотранспортные предприятия только частные или муниципальные, государственных не осталось. При этом все маршрутные линии на местах согласовываются с территориальными управлениями автотранспорта Агентства автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля при МТД КР, основным рычагом которых является выдача лицензий и регулирование маршрутных линий. Что касается пригородных сел города Бишкека, то все маршруты регулирует Управление городского транспорта столицы или Чуйское территориальное управление автотранспорта (областные пассажирские перевозки).

Пассажирские автотранспортные предприятия не занимаются исследованием потребностей местного сообщества, поэтому эта задача, прежде всего, органов МСУ, именно они должны выявлять потребность населения и регулировать работу общественного транспорта в границах населенных пунктов.

В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса КР, из местного бюджета осуществляются расходы на решение органами МСУ вопросов местного значения. В соответствии с пунктом 12 ст. 18 Закона КР «О местном самоуправлении», обеспечение функционирования муниципального транспорта и регулирование работы общественного транспорта в границах населенных пунктов является одним из вопросов местного значения. В рамках решения данного вопроса органы МСУ могут приобрести в муниципальную собственность транспортные средства для организации подвоза школьников из отдаленных сел, либо закупить у поставщиков услуги подвоза школьников из отдаленных сел, в соответствии с законодательством о государственных закупках.

Заключение

Таким образом, на сходах целевых муниципалитетов состоялись живые конструктивные диалоги, интересные и полезные обсуждения приоритетов местного сообщества совместно с местными органами власти, в лице органов МСУ, МГА и ТПГО. Тесное взаимодействие органов МСУ и МГА на примере этих сходов показало, насколько может быть эффективным и полезным открытый откровенный диалог между всеми ветвями власти и населением, когда происходит обратная связь в виде поисков оптимальных решений самых наболевших и острых проблем айылных ай