2015-01-19 / Административно-территориальная реформа
Стратегические компоненты реформы госсектора затрагивают важнейшие сферы жизнедеятельности общества, это: борьба с коррупцией, установление справедливого правосудия, которого давно требуют кыргызстанцы, эффективное управление государственными финансами и такими важнейшими отраслями, как энергетика и добыча полезных ископаемых. Конечно, все эти проблемы невозможно решить, не поменяв стиля управления в министерствах и ведомствах, а также в органах местного самоуправления. Поэтому важнейшими компонентами стратегического документа являются реформы в госуправлении и госслужбе, не обошедшие, важно отметить, стороной
муниципалитеты.
По информации Национального института стратегических исследований КР (НИСИ), прошедший год для Кыргызстана был хоть и нелегким, но стабильным и позитивным на события и результаты, о чем свидетельствуют улучшенные показатели по многим международным рейтингам.
Позитивные изменения в экономике нашли отражение в Индексе эффективности рыночных реформ, глобальной конкурентоспособности (Doing business) по развитию финансового рынка, где позиции страны улучшились на десятки баллов.Здесь важно отметить, что это оценка независимых, сторонних экспертных организаций, на которую и ориентируются потенциальные инвесторы во всем мире. Поэтому какой-либо субъективизм исключается.
Во многом положительная динамика развития страны стала возможна благодаря пошаговой реализации Дорожной карты по реформированию государственного сектора. Выполнение задач, поставленных в этом документе, в какой-то степени и есть зримый показатель деятельности правительства и всех его структур в 2014 году.Стратегические компоненты реформы госсектора затрагивают важнейшие сферы жизнедеятельности общества, это: борьба с коррупцией,установление справедливого правосудия, которого давно требуют кыргызстанцы, эффективное управление государственными финансами и такими важнейшими отраслями, как энергетика и добыча полезных ископаемых. Конечно, все эти проблемы невозможно решить, не поменяв стиля управления в министерствах и ведомствах, а также в органах местного самоуправления.
Поэтому важнейшими компонентами стратегического документа являются реформы в госуправлении и госслужбе, не обошедшие, важно отметить, стороной муниципалитеты.И эта работа начата, первый этап – краткосрочные меры – завершился в конце декабря. Правительство отрапортовало, что из 66 мероприятий, включенных в Дорожную карту, 28 - выполнены. За это время высшая исполнительная власть инициировала десятки важнейших документов, касающихся экономической и социальной жизни республики, из них 18 нормативно-правовых актов были приняты.
Стоит отметить как достижение правительства - создание Минфином специального портала и перевод госзакупок на электронный формат. Как известно, тендеры по размещению госзаказа носили закрытый характер. Комиссии, куда входили,помимо чиновников, представители некоммерческих организаций и СМИ, слухов и подозрений относительно чистоты сделок не снимали. Только свободный доступ на торговую площадку не только заинтересованных лиц, но и всех желающих,а также открытость и прозрачность торгов, могли вывести из тени серые коррупционные схемы в этой сфере.По мнению менеджера по проектам ИПР, специалиста в области госзакупок Султана МАЙРАМБЕКОВА, появление портала заметно облегчило работу закупающих организаций и поставщиков услуг. Много полезной информации можно почерпнуть из разделов и рубрик сайта. Но в то же время специалист отмечает, что Минфину не стоит почивать на лаврах, так как портал требует дальнейшего совершенствования.
-
Проблемы с доступом к Интернету, которые задерживают проведение всех процедур в срок, испытывают многие муниципалитеты республики, - отметил Султан МАЙРАМБЕКОВ. - К тому же не хватает соответствующих специалистов по работе с порталом. Сотрудники айыл окмоту вынуждены ехать в райцентр и просить работников интернет-кафе зайти на минфиновский портал, чтобы провести необходимую операцию.
Еще бы я отметил, что его администратор не отслеживает правильность заполнения материалов, ибо некоторая информация или документ бывают неверными. Эксперт также посетовал на то, что связаться муниципалитетам с IT-специалистами для получения консультаций довольно трудно. Есть претензии и у поставщиков на работу портала. Все эти издержки объяснимы. Реформы никогда не бывают легкими. Так, например, считает его коллега, эксперт по юридическим вопросам Института политики развития Нурдин КУМУШБЕКОВ.
-
Зато «Портал государственных закупок» позволяет любому гражданину получать информацию о проводимых конкурсах, новости о закупаемых товарах, работах и услугах для участия в торгах. Например, потенциальные участники закупок могут получать с портала нужные документы, уведомления о проводимых тендерах в соответствующей сфере деятельности на личный электронный почтовый ящик, а также следить за ходом проведения торгов.
На портале публикуются планы государственных закупок на очередной финансовый год и отчеты о результатах процедур, копии протоколов вскрытия заявок и другая важная для бизнеса информация. По словам Нурдина КУМУШБЕКОВА, электронные торги способствуют снижению бюджетных расходов на приобретение товаров, работ и услуг, сокращают затраты на само проведение всех процедур по торгам, для государственных нужд создают условия для справедливой конкуренции и т.д. Как уже говорилось выше, из стен правительства в минувшем году вышел ряд важнейших нормативно-правовых актов. Одним из краеугольных,по отзыву одного из ведущих в республике экспертов в бюджетной сфере Асылбека ЧЕКИРОВА, является постановление Правительства от 18 апреля 2014 года «О внесение изменений в постановление Правительства «Об оценке эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления КР». Этот документ вносит ясность,по каким критериям общество должно судить о работе чиновников.
Неслучайно об этом же говорил премьерминистр Джоомарт ОТОРБАЕВ на встрече с представителями группы Всемирного банка.Он сказал инвесторам, что каждый руководитель, министр, глава района и области имеет личный персональный план действий, который затем подлежит тщательному анализу на предмет исполнения. На этот год также составлены соответствующие планы, согласно которым руководителям даны 776 конкретных поручений. Каждый министр или аким в свою очередь выстраивает аналогичную систему поручений для своих сотрудников. Такая выстроенная схема ответственности позволяет оценить деятельность каждого госслужащего.Очень нужным и важным посчитали многие эксперты и появление на свет Закона «О государственных и муниципальных услугах». По убеждению главы Института политики развития Надежды ДОБРЕЦОВОЙ, в этом вопросе сделан большой шаг вперед.
-
Введение реестра и стандартов упорядочит взаимоотношения гражданина как заказчика и государства как исполнителя заказа на предоставление услуг. Можно ожидать, что в течение относительно короткого времени вырастет качество услуг и усилится защита прав гражданина - их потребителя, - высказалась она по существующим проблемам. - Этому будет способствовать стандартизация, но при этом одновременно нужно предпринимать усилия по становлению институтов контроля и защиты прав, но в целом, повто- рюсь, шаг и большой шаг вперед сделан.
Однако Надежда Николаевна не была столь оптимистична в отношении муниципальных услуг, считая, что услуги, которые в результате вошли в реестр, и услугами-то назвать трудно. «В обывательском понимании, муниципальные услуги - это коммуналка: вода, дороги, мусор и так далее. Но все эти вопросы в реестр не попали! В него вошли информационно-справочные услуги, земельные вопросы и кладбища, которые и услугами назвать трудно, скорее это гражданско-правовые отношения».- Мое личное впечатление: государство в очередной раз «спрыгнуло» с тяжелой темы, оставив этот крайне сложный, финансово-тяжелый вопрос гражданам и частично муниципалитетам.
Но на самом деле именно «коммуналка» более важна для людей, чем справки! Именно она формирует условия жизни! Я лично считаю, что эти вопросы специально вывели из регулирования закона, чтобы не брать на себя ответственность за стандарты и права потребителей. Дорого, ответственно, технически сложно. Но делать-то все равно нужно! – откровенно и эмоционально высказала свою точку зрения на наболевшую, но и на сей раз выпавшую из поля зрения властей проблему Надежда ДОБРЕЦОВА.
С ней согласны не только эксперты общественных организаций, но и органы МСУ. То, что в реестре не нашлось места для коммунальной сферы, опасаются они, может привести к тому,что не будет стандартов, контроля и защиты прав в полной мере.То, что специалисты в разных областях, экспертное сообщество, представители гражданского сектора так внимательно и заинтересованно следят за действиями и шагами правительства, помогают ему своими критическими замечаниями, предложениями и рекомендациями, говорит о том, что реформы в стране пошли и им поверили.В 2015 году дан старт второму этапу, обозначенному в Дорожной карте как год реализации среднесрочных мер.М
Лариса ЛИ