Муниципалитет Научно-популярный журнал

9 (155) 6 Сентября 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Предложения Союза МСУ КР и Института политики развития по бюджетной резолюции Жогорку Кенеша.

2019-04-04 / Финансы МСУ
Предложения Союза МСУ КР и Института политики развития по бюджетной резолюции Жогорку Кенеша.

Объединение юридических лиц «Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики» и Институт политики развития выражают озабоченность состоянием местных бюджетов органов МСУ КР.

По итогам 2018 года в стране сложилась ситуация, при которой органы местного самоуправления не обладают достаточными финансовыми возможностями ни для качественного решения вопросов местного значения, ни для исполнения задачи развития регионов, поставленной Президентом КР. Несмотря на Указы Президента Кыргызской Республики, усилия Правительства и принятые в 2018 году меры, доля доходов местных бюджетов в общих доходах местных и республиканского бюджетов в течение последних пяти лет остается в состоянии стагнации, не растет (см. Диаграмму 1), хотя доходы республиканского бюджета растут устойчивыми темпами (см. Диаграмму 2). Это означает, что распределение доходов между местными и республиканским бюджетами никак не учитывает приоритеты страны в отношении регионального развития. В абсолютном выражении совокупный объем местных бюджетов в 2018 году даже снизился, по сравнению с 2017 годом. В результате органам МСУ не хватает ресурсов для качественного исполнения собственных функций и делегированных государством полномочий.

При этом каждый год Жогорку Кенеш Кыргызской Республики расширяет число функций органов местного самоуправления без соответствующего подкрепления финансовыми ресурсами. Так, за последние годы в число вопросов местного значения добавились вопросы развития туризма, семейного насилия, пробации. Регулярно выдвигаются новые инициативы по расширению функций МСУ, например, в отношении здравоохранения и других вопросов. Но никогда в этих инициативах не учитывается то, что бесконечное расширение функций органов МСУ без изменения распределения доходов между местными и республиканским бюджетами в конечном итоге может привести к полному параличу органов местного самоуправления, их абсолютной неспособности справляться с неконтролируемым числом полномочий и обязанностей. В связи с ухудшающимся состоянием местных бюджетов, а также необходимостью решения приоритетных задач Кыргызской Республики в сфере развития регионов, просим Жогорку Кенеш Кыргызской Республики установить в Бюджетной резолюции требование о том, что доля доходов местных бюджетов в общем объеме государственных бюджетных доходов должна быть увеличена до 20 процентов в 2020-году и до 25 процентов в 2022 году. Также просим ввести запрет на расширение перечня вопросов местного значения без внесения соответствующих изменений в межбюджетные отношения.

Предлагается включить в Бюджетную резолюцию ЖК КР на 2020-2022 гг., в целях улучшения состояния местных бюджетов, следующие направления совершенствования межбюджетных отношений. Определить цели политики выравнивания бюджетной обеспеченности для районов и городов (выравнивание для развития (точки роста) и выравнивание для соблюдения конституционных гарантий). Разработать и внедрить новые механизмы выравнивания, соответствующие таким целям. В зависимости от целей выравнивания пересмотреть схему финансирования капитальных вложений с учетом баланса интересов страны и муниципалитетов. Разработать и реализовать механизмы формирования местных бюджетов развития. Вне зависимости от цели выравнивания принять меры по сокращению неравенства в финансировании важных для граждан и бизнеса услуг (в настоящее время территориальные разрывы по важнейшим статьям местных бюджетов составляют: ЖКХ – почти 22 раза, социальная защита – 15 раз, культура – 35 раз). Разработать и реализовать меры по повышению доходного потенциала органов МСУ (введение в экономический оборот неучтенных земельных и имущественных объектов, повышение привлекательности объектов муниципальной собственности, сдаваемых в аренду, пересчет налоговой базы по налогу на имущество с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая будет рассчитываться на основе рыночной стоимости и т.п.). Обеспечить соответствие полномочий МСУ объемам их финансирования – освобождение МСУ от расходов, связанных с исполнением нефинансируемых функций и делегированных полномочий. Продолжить реализацию инициативы перевода финансирования учреждений образования из расходов местного бюджета в расходы республиканского бюджета. Изменить принципы управления доходами от использования недр и продажи собственности. Ввести ограничения использования таких доходов на текущие расходы в целях направления их на цели развития. Принять меры по построению системы комплексного планирования, в которой предусмотреть связь между пространственным планированием, социально-экономическим планированием и фактором бюджетной обеспеченности. Разработать и внедрить механизмы финансирования государственных программ на местном уровне посредством республиканского и местного бюджетов.

Директор Союза МСУ АЛМАНБЕТОВ О. Б., Председатель правления Института политики развития ДОБРЕЦОВА Н. Н.

Похожие материалы: