Муниципалитет - это триединство территории,
живущего на ней населения и
органа местного самоуправления
- Главная страница /
- Статьи /
- Финансы МСУ
Перспективы местных бюджетов и межбюджетных отношений в проекте республиканского бюджета на 2021-2023 гг.
Максим СЕМЕНЯК, Темир БУРЖУБАЕВ по заказу Союза МСУ КР // * В рамках Проекта «Учет интересов местных сообществ Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (ЖК КР) при обсуждении законопроектов», реализуемого при поддержке ПРООН. ** При разработке Аналитической записки, помимо количественных бюджетных данных, использовались качественные данные онлайн-опроса представителей органов МСУ, проведенного Союзом МСУ при помощи постоянно поддерживаемых средств коммуникации с органами МСУ и местными кенешами.
Какие перспективы для местных бюджетов рисует проект республиканского бюджета КР на 2021-2023 гг., с точки зрения его воздействия на финансовое состояние органов местного самоуправления (МСУ)?
Объем доходов местных бюджетов в КР (без трансфертов) составляет примерно одну десятую часть от общих доходов республиканского и местного бюджетов. А если не считать городов Бишкек и Ош, доходы которых имеют наибольший удельный вес в общих доходах местных бюджетов, то доля всех остальных местных бюджетов в консолидированном бюджете республики составит всего около 5% (см. Таблицу 1 и Диаграмму 1).
В целом доходы республиканского и местных бюджетов можно охарактеризовать общей динамикой роста, однако, если сопоставить эти показатели с долей местных бюджетов в общем объеме республиканского и местных бюджетов, то сразу заметно, что роста нет. Доля местных бюджетов в течение многих лет остается на уровне не выше 10%. Этот показатель применяется в международной практике для определения уровня финансовой децентрализации страны (см. Диаграмму 2).
Таким образом, финансовая децентрализация в КР не развивается, несмотря на то, что намерения ее развития существуют. Это означает, что распределение доходов между местными и республиканским бюджетами никак не учитывает приоритеты страны в отношении регионального развития. В результате органам МСУ не хватает ресурсов для качественного исполнения собственных функций и делегированных государством полномочий.
Доходы местных бюджетов
Структура доходов местных бюджетов
Приведенная ниже Диаграмма 3 дает представление об общей (укрупненной) структуре доходов местных бюджетов.
Если обратить внимание на долю межбюджет ных трансфертов в общих доходах местных бюджетов, то она кажется не очень высокой – 14%. Однако, если из статистики исключить города Бишкек и Ош, которые не получают выравнивающих трансфертов из республиканского бюджета, то этот показатель увеличивается почти до 25%, а это говорит о существенной зависимости местных бюджетов от финансирования из центра. Для некоторых айылных аймаков этот показатель ещё выше (например, доля выравнивающих грантов в доходах АА Кыштут Баткенского района Баткенской области – 65%, АА Кум-Добо Кочкорского района Нарынской области – 56%, АА Жекенди Чон-Алайского района Ошской области – 66% и т.п.).
Основная причина такой зависимости – низкий доходный потенциал местного самоуправления на местах (в особенности в сельских айыл окмоту), приводящий к неспособности собирать достаточное количество собственных доходов.
Между тем значительный резерв пополнения доходов местных бюджетов лежит в улучшении управления муниципальным имуществом, обеспечении прозрачных (цифровых) площадок с информацией, какое имущество имеется у конкретного муниципалитета и по какой стоимости оно сдается в пользование. Это в совокупности с механизмами общественного контроля может увеличить поступления от их управления в местные бюджеты.
На практике, при наличии значительного количества муниципального имущества, ОМСУ их сдают в пользование практически за бесценок (при давлении со стороны акимов, представителей силовых структур и т.д.). Поэтому полная публикация списка имущества и пользователей даст возможность гражданскому сектору внести вклад в улучшение доходов местных бюджетов.
Похожие материалы:
-
№1 (111) / 2021-02-07 Слушания по бюджету в условиях пандемии проводятся, но нужны новые онлайн-инструменты. Ответ на потребность готовит Проект ГГПОМСУ через модернизацию web-приложения: www.gb.minfin.kg
-
№3 (89) / 2019-04-04 Электронные аукционы на право заключения договора аренды муниципального имущества.
-
№3 (89) / 2019-04-04 Предложения Союза МСУ КР и Института политики развития по бюджетной резолюции Жогорку Кенеша.
-
№ (2) 88 / 2019-03-05 Как «дружить» с инвестором и увеличить местный бюджет в два раза?
-
№№ (12-1) 86-87 / 2019-01-28 Органы МСУ совершенствуют свои навыки управления государственными закупками. Как избежать типичных ошибок?
-
№5-6 (78-79) / 2018-09-25 Муниципальный индекс бюджетной прозрачности в 2017 г.
-
№7-8 (80-81) / 2018-08-20 Анализ и мониторинг экономических и статистических показателей для прогнозирования доходов местного бюджета: проблемы и предложения