Муниципалитет Научно-популярный журнал

2 (148) 31 Января 2024

ISBN 1694-7053
Регистрационный номер Свидетельства
о регистрации средства массовой информации 1785

dpi

Муниципалитет - это триединство территории, живущего на ней населения и
органа местного самоуправления

Зачем органам МСУ заниматься предотвращением конфликтов? За и против

2023-02-28 / Управление конфликтом и многообразием
Зачем органам МСУ заниматься предотвращением конфликтов? За и против

Алтынай БУЗУРМАНКУЛОВА, менеджер проектов Института политики развития

Понятие конфликта подразумевает, что конфликт так или иначе неизбежен в любом месте, где сталкиваются интересы двух и более лиц. И поскольку все эти конфликты происходят на территории того или иного муниципалитета, то это напрямую касается органа местного самоуправления, будь то мэрия и городской кенеш или айыл окмоту или местный кенеш. На первый взгляд может показаться, что органы МСУ ни при чем. Какое отношение мэрия имеет к конфликту между соседями, сотрудниками, молодежью и старшим поколением, бизнесом и местными жителями? Однако, когда возникает ссора, недопонимание и открытое противостояние между основными участниками, то первым официальным лицом, к которому они обращаются, становится орган МСУ. 

К примеру, конфликты за распределение поливной воды, благоустройство территории и порчу общественного имущества, конфликты между молодежью соседних сел – все это ежедневная рутина органов МСУ. Хорошо, если удается погасить споры в начале, без взаимных обид, упреков и открытого противостояния. Но что делать, если нехватка воды и маленький урожай вызывает бунт среди населения, а испорченные отношения сотрудников и коллег тормозят работу? Как решить возникшие проблемы, а главный вопрос – можно ли было их предупредить?

Орган МСУ должен помнить, что работа с конфликтом – это управленческий принцип. Наряду с прозрачностью и справедливостью, к власти обществом предъявляется требование учитывать возможность конфликта и снижать вероятность его наступления или, другими словами, осуществлять конфликтно-чувствительное управление. Проще говоря, любой руководитель или служащий органа МСУ должен помнить о конфликте на каждом этапе своей работы – что фактически и наблюдается в работе грамотных и ответственных органов МСУ.

Управление конфликтом может приводить к противоположным результатам: может предотвращать или разрешать конфликт, а может его усиливать, приводить к эскалации, разжигать. Очевидно, что органы МСУ заинтересованы в первом результате управления конфликтом. 

Полномочия органов МСУ в рамках вопросов местного значения в той или иной степени прямо или косвенно влияют на возможность возникновения или «тушения» споров, поскольку напрямую связаны с условиями жизни в местном сообществе – средой, где и возникает большинство причин, приводящих к конфликтам. Однако возможности влиять на тот или иной конфликт у органа МСУ могут быть разными, в зависимости от прав и возможностей, установленных законодательством. Например, в случае семейного конфликта орган МСУ не может разнимать дерущихся супругов или подменять родителей в конфликте с детьми, однако орган МСУ может создавать условия для укрепления семьи, организуя мероприятия в сфере досуга и культуры, что предотвращает конфликты, улучшая личные взаимоотношения внутри семей.

Конфликт лучше предотвратить, чем решать его последствия. Именно поэтому органам МСУ так важно уметь распознавать конфликт заранее и управлять им.

Несмотря на то, что предотвращение конфликтов, решение спорных ситуаций не входит напрямую в дела местного значения органа МСУ и не относятся к делегированным государственным полномочиям, тем не менее, в муниципалитетах эта работа проводится регулярно, даже ежедневно. В попытках решить споры за ресурсы специалист по земельным вопросам встречается с жителями, представители СООППВ и АВП пытаются наладить вопрос с подачей питьевой и поливной воды. Глава айыл окмоту отчитывается об использованных бюджетных средствах перед депутатами местного кенеша, дает информацию жителям. 

Хотя органы МСУ прикладывают немало усилий для решения конфликтов, часто их действия направлены на преодоление последствий, согласно принципу решения проблем по мере их возникновения. Но правильно ли это и эффективно ли? Важно, чтобы работа органа МСУ по управлению конфликтом была регулярной и осознанной, чтобы она стала постоянным элементом, темой работы органа МСУ. 

Не все органы МСУ уже проводят эти мероприятия регулярно, на плановой основе. Часто их действия направлены на преодоление последствий конфликта, меры предпринимаются спонтанно, по мере возникновения недопонимания и споров. Например, произошел конфликт среди молодежи на национальной почве, и вот уже айыл окмоту проводит фестиваль дружбы народов, выставки диаспор. Или другой пример, начались споры и возмущения в адрес депутатов, о том, что они не защищают интересы избирателей, не продвигают вопросы своего села и не оправдывают доверие, тогда местный кенеш созывает внеочередную сессию, размещает объявления и приглашает принять участие жителей, чтобы они могли лично увидеть и услышать, что обсуждают депутаты на заседаниях. Конечно, хорошо, что местная власть видит где «тонко» и пытается решить спор, пока это возможно. Но можно ли было предусмотреть это заранее? Составить план на год вперед? Прописать мероприятия, обозначить сроки, ответственных, определить кто, что и когда будет делать? Однозначно – да. 

Работа по управлению конфликтом должна быть планомерной, постоянной. Возможность конфликта необходимо учитывать при планировании любого действия органа МСУ. 

Казалось бы, зачем органам МСУ дополнительно брать на себя работу, которую отчасти уже выполняют правоохранительные органы? Работы у местной власти хватает, есть вполне «житейские» проблемы, такие как плачевное состояние здания айыл окмоту, холодный детский сад или нехватка питьевой воды. Однако эти повседневные бытовые потребности населения рано или поздно приводят к конфликтам, в лучшем случае – к недовольным комментариям жителей, а в худшем – к митингам, акциям и открытому противостоянию людей и органов власти. 

Таблица 1 подробнее рассказывает о том, почему органам МСУ так важно работать с конфликтами. При этом нельзя утверждать, что конфликт – это нечто, что можно и нужно искоренить раз и навсегда. Скорее наоборот, конфликт – это двигатель развития и прогресса. Да, сконфликтом не хочется сталкиваться каждый день, однако именно по мере возникновения споров и недовольств органы власти и жители начинают обращать внимание на поднятый вопрос. Благодаря возникновению конфликтов между соседями из-за нехватки поливной воды жители начинают проводить субботники и чистить арыки; родители, споря о том, почему нет детских площадок и мест общественного досуга, привлекают внимание к этой проблеме, начинают поиски инвесторов, проводят марафоны, рассматривают возможности местного бюджета. 

Конфликт – это не только сигнал о проблеме, но и возможность ее решить. Поэтому главная задача органа МСУ – уметь управлять конфликтом таким образом, чтобы направлять энергию людей на созидание, а не на разрушение. 

Таблица 1. Аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» работы органа МСУ по управлению конфликтами

Последствия отсутствия плановой работы по управлению конфликтами со стороны органов МСУ Преимущества налаженной плановой работы по управлению конфликтами со стороны органов МСУ
Экономика
Экономический спад: в сообществах, где часто возникают конфликты, нет условий для развития экономики. Постоянные столкновения власти и жителей, власти и бизнеса отталкивают инвесторов, создают плохой климат и заставляют уже существующий бизнес закрыться или поменять место.  Экономический рост: Благоприятная инвестиционная среда, оперативное решение конфликтов и позитивный настрой в сообществах привлекает предпринимателей и инвесторов, помогает быть уверенным, а значит, и строить долгосрочный бизнес в муниципалитете.
Общество (социум)
Социальные проблемы: закрытие коммерческих предприятий и субъектов МСБ провоцирует безработицу, снижает уровень жизни населения, приводит к росту недовольства, а следом – и росту уровня преступности. Развивающийся бизнес может привлекать наемный труд, обеспечивать новые рабочие места и способствовать уверенности жителей в будущем, что снижает чувство тревоги. 
Окружающая среда
Экологические проблемы и неустроенный быт – частые недовольства и конфликты между жителями сообщества, населением и властью чаще всего выливаются в массовые демонстрации, митинги, 
а порой и открытые столкновения. Это приводит 
к порче общественного имущества, разрушению объектов благоустройства – скамеек, уличных фонарей, цветочных клумб, а также скоплению мусора и отходов. Невозможными становятся совместные действия по обустройству села, защите окружающей среды.
Своевременная реакция органов власти и управление конфликтными ситуациями предотвращает такие столкновения и массовые беспорядки. Имущество муниципалитета остается в целости и сохранности. Кроме того, высокий уровень доверия и отсутствие взаимных упреков между властью и населением помогает проводить общественно полезные мероприятия – субботники, благоустройство территории и озеленение; реализацию множества других проектов, направленных на улучшение жизни.

 

Похожие материалы: